ТАТ РУС ENG

Символ бессмертия

acb9905a8feae3df36c544af475ae599_0_250_0

Равиль Файзуллин

Народный поэт, Лауреат Премии им. Г.Тукая

(Он символ татарской нации)

В век, в котором мы живем, начиная от его начала до конца, и несомненно мы надеемся, что это продолжится и в будущем, несколько поколений нашего народа возвеличивают Тукая, дают высокую оценку его личности и раскрывают свою душу перед его творчеством.

Почему? В чем причина этого? Каждая нация, каждый народ, несмотря на численность своего народа, размеров территории на которой проживает, несмотря на ту роль, которая закреплена за ними в общемировой истории, желают подтвердить свое полное право на жизнь под лучами солнца, а в будущем претендует на достойное существование на нашей планете. Для того, чтобы подтвердить это перед лицом истории, перед лицом других народов, проживающих в различных странах, нации нужны опорные точки, утвердительные аргументы, личности, которые могут подтвердить ее генетический и духовный потенциалы, а также великие герои.

В свое время мне довелось участвовать в большом количестве праздничных мероприятий, которые были посвящены Великим мира сего. У русских это – Пушкин, у казахов – Абай, у латышей – Райнис, у украинцев – Шевченко, у азербайджанцев – Физули, у турков — Юнус Эмре, у киргизов – Токтогул, у чувашей – Иванов. Будучи известным писателем, представителем литературы татарского народа я неоднократно выступал с приветственными речами на юбилейных празднествах. После официальных торжеств, в моей голове зарождались противоречивые мысли.

Почему этим личностям, задавал я себе вопрос, поклоняются и возвеличивают их до небес. Несомненно, после долгой жизни у них осталось огромное творчество. Однако большинство из них были великими несколько столетий назад. Почему для нас, для современного поколения они должны быть примерами для подражания? Почему весь мир должен преклоняться перед ними, несмотря на то, что они являются звездами и сокровенными личностями прежде всего для своего народа. К тому же, ни у кого из

писателей не возникает желания прожить свою личную жизнь жизнью Тукая или Шевченко, Абуль-Ала аль-Маарри или Достоевского, и пройти через их жизненные испытания. Однако… По мере того, как проходит жизнь, подобно тому, как силуэт вдали леса становится более ясным после опадания листьев на деревьях, и после того как бурные мысли остывали, мое мнение изменилось. Для нас очень важно, чтобы рядом с нами были личности, потому что они великие. Это во-первых. А каждая великая личность является частью мировой сокровищницы. Во-вторых, как было сказано выше, для того чтобы нация реализовала себя как народ, необходимо своих героев возвеличить. Это нужно сделать для того, чтобы почувствовать себя ребенком Нации, и для того чтобы почувствовать себя в полной мере Человеком.

В противном случаем, все нации, которые получили свое признание и оставили свой глубокий свет в истории, к слову скажем, немцы со своим — Гете, испанцы – с Сервантесом, итальянцы с Данте, не смогли бы подняться в масштабе планеты до такого высокого уровня. А сколько примеров можно было привести из стран Восточного мира.

Нет смысла доказывать, что можно возвеличить лишь достойных. Для того, чтобы достичь этой цели, им необходима тяжеловесность, подобно тому, как нельзя выкинуть птичий пух– перья будут парить в воздухе в зависимости от направления ветра. А для того, чтобы вести будущее поколение во время Сабантуя Духа вперед, требуется бессмертное творчество. Если мы захотим порассуждать о Бессмертии, то лучшим примером для нас является Тукай, его жизнь и творчество.

Бессмертие – это слово, которое обрело огромный смысл. Познание Бессмертия, возможно, самая высокая точка в желание человечества. Никто не может точно показать и объяснить, как проложен путь Бессмертия. В противном случае, не стали бы в сказках искать живую воду, не обманулся бы в своем намерении Фауст, не погибли бы влюбленные Лейла и Мажнун, не был бы распят Христос, и не стали бы самоотверженные герои бросаться в пламя.

Путь бессмертия основывается на нескольких принципах: начиная от того, что необходимо быть в самом прямом смысле этого слова чистым и самым мудрым ребенком своего времени, быть ядром решения проблем той эпохи, быть озабоченным судьбой своего народа (у каждого народа в разный период времени свои проблемы), и заканчивая умением ясно предвидеть и предсказать будущее своего народа.

На мой взгляд, Тукай является поэтом, который соответвовал всем этим принципам. Надо не забывать еще одну сторону души нашего народа. То что Тукай ушел, подобно пророку, молодым в возрасте 27 лет, является также одним из проверенных путей к Бессмертию. Неслучайно наш народ сочинял легенды, посвященные трагической гибели в раннем возрасте девушек или парней. И с этой точки зрения, Тукай также очень сильно соответствует кодексу Бессмертия.

И наконец-то, для того, чтобы признать великую личность, дать высокую оценку его величию, требуется наличие современников, соответствующих тому времени. Для того, чтобы в будущем сохранить божественную духовность, для того, чтобы возвыситься, необходимы внуки – таким образом требуется рождение нового поколения потомков. Для того, чтобы отличить голос соловья, необходимо быть знакомым с множеством голосов птиц. И с этой стороны, Тукай является счастливой личностью, его творчество совпадает с периодом Ренессанса для нашего народа, когда творчество татар испытывает творческий подъем. Это время открытия духовных маяков величия Народа. Последующее поколение в познании величия духовности и ее оценки было еще мудрее. Потомки показали и расскрыли величие Тукая и передали его творчество будущим поколениям. Что бы мы не сказали, в этом случае основным виновником является сам Тукай, его удивительное творчество, поскольку он является одним из единственных творцов на просторах России в начале XX века. Он вырос сиротой и не получил образования в государственных учреждениях, прожил короткую жизнь, жил в одиночестве, успел оставить бессмертное творчество в количестве 5-6 томов – кого еще с такой жизнью можно вспомнить среди его современников?

Тукай, к счастью и сам знал себе цену. В июне 1974 года в Дни проведения Пушкинских дней в село Михайловское в моей тетрадке появились такие строчки:

«Не видя Звезд и солнца, как смог познать Луну?

И лишь увидев Родину Пушкина,

Смог осознать величие Тукая»

Когда я писал вступительное слово, то еще раз прочитал все тома Тукая и встретил эти строчки из его стихотворения «Пушкин и я».

«И даже в этом, не вижу ниже Пушкина себя я

И если дашь оценку верную его труду,

То и его величие не выше моего».

Я никого не хочу оценивать выше или ниже, однако слово сказано!

Каждый народ хочет иметь место под Солнцем. «Наш народ умер? Или только еще заснул?» – такой вопрос, к счастью, сегодня уже не возникает. Куда двигаться, после того как проснешься? Вот какие в основном возникают мысли и чувства. Творчество Тукая само является для нас опорой в период оздоровления и самоутверждения. В этом случае, именно поэты являются представителями проснувшегося и осознавшего свою сущность народа. Возникает ощущение, что через стихи, посвященные Г. Тукаю в книгах, опубликованных к юбилею великого поэта, они пытаются раскрыть свои сокровенные и святые мысли-идеалы. Среди них — потерянная государственность, желание быть среди самых свободных народов мира. И если Тукай смог показать путь к этой мечте, то он становится для нас своеобразной трибуной.

Перевод Сюмбель Таишевой

Фотосурәтнең чыганагы: http://greylib.align.ru/739/gabdulla-tukaj-i-lutfulla-mutallip-linii-evrazijskogo-myshleniya-v-tatarskoj-i-ujgurskoj-literature.html

Комментарий язарга


*