ТАТ РУС ENG LAT

Тухватуллины в судьбе Тукая

Мы благодарны вам за то, что так уважительно
относитесь к учителю Тукая Мутыгулле-хазрету… Без него Тукай как поэт
не состоялся бы. 

Фоат Гапимуллин, в 1999–2005 гг. председатель Союза писателей Республики Татарстан,

Уральск, 30.10.2001.

Пора серьезно сказать доброе слово о семье Тухватуллиных, которая оказало большое влияние на судьбу татарского поэта Габдуллы Тукая. Старший из
них – Мутыгулла Тухватуллин — мударрис медресе «Мутыгия» в Уральске, имам Красной мечети, был учителем Тукая, он знал и излагал
своим ученикам философию и труды Авиценны, Аверроэса, Аль-Фараби;
наизусть читал целые строфы Омара Хайяма, Саади, Фирдоуси, Навои.
Образованный имам заметил способности сына своего бывшего товарища (он
учился вместе с отцом Габдуллы) и немало занимался с ним индивидуально.
Подолгу вел он беседы с учеником о стихосложении, о специфике и роли
татарского фольклора. Это особенно было нужно Тукаю. Еще более ему была
нужна моральная и материальная поддержка хазрета. Тукай никогда и ни у
кого не был в услужении, гордый и борющийся за справедливость, он
не терпел меценатства, не терпел подачки. Бедствовавший Габдулла
вызывал у учителя желание помочь ему. Но как? Просто так Тукай деньги
не взял бы. Проницательный учитель придумал ему работу. При одной
встрече с ним он как бы случайно сказал, что ему от губернатора
поступило задание: перевести на русский язык метрические сведения о
шакирдах, оплата 15 копеек в день, не сможет ли он заняться этим делом.

 (Р.И. Нафигов)

Первенец Мутыгуллы-хазрета Камиль создал в Уральске настоящую
литературную атмосферу. До шестнадцати лет он учился в медресе отца.
Учился довольно легко, брал не столько глубиной, сколько широтой
знаний. Потом родители отправили его в Казань для продолжения
образования. Вскоре он очутился в Египте, где поступил в высшее учебное
заведение под названием «Аль-Азхар», которое окончил в свое время его
отец. И там долго не задержался. Побывал во многих арабских странах.
Вернулся Камиль из Египта в зеленом чапане, во фраке с фалдами, белом
жилете. На голове была красная феска, на ногах черные штиблеты.
Ходил он важно. Как ему
было не важничать? Камилю не
исполнилось еще и двадцати, а он уже начал преподавать старшим шакирдам
предметы, которые до этого вел сам мударрис.

Своей внешностью, умением держаться, и главным образом рассказами о
дальних странах Мутыйгии произвел на Габдуллу сильное впечатление.
Будущего поэта привлекло в нем также стремление к новому, энергия и
увлеченность. У него было много увлечений.

Вначале носился он с идеей преподавания по каирскому образцу. Потом
загорелся организацией литературного кружка, который назывался
«Научное общество». На заседаниях этого кружка участники
высказывали свое мнение об учебе, жизни, читали стихи и так называемые
рефераты. Под редакторством Камиля начали выходить стенная газета
«Магариф» («Просвещение») и рукописный журнал «Эльгасрель-джадид»
(«Новый век»). Надо ли говорить, что Габдулла был
самым увлеченным и деятельным членом «Общества» и, так сказать,
«сотрудником «повременной печати». В одном из осенних номеров
«Магарифа» была «опубликована» статья-отчет об очередном
заседании «Общества». В ней говорится, что состоялся обмен мнениями по
важным для шакирдов вопросам и в конце с успехом прочитал свое
стихотворение первый поэт медресе «Мутыйгия» Габдулла Тукаев. Так и
было написано: «первый поэт медресе». Но Камилю хочется большего. Вот бы основать газету или журнал, издаваемый типографским способом!

(И Нуруллин)

Позже ему удалось осуществить свою мечту. «Он стал издателем татарских
газет и журналов, пригласив Тукая к редактированию их. Талант поэта
быстро раскрылся благодаря и этому обстоятельству. Некоторые лучшие его
творения появлялись в этих органах печати. Была у них и общая
заинтересованность в деле, в борьбе против бюрократии, отсталых
татарских мулл, в утверждении идеи общности трудящихся различных
национальностей, в пропаганде лучших образцов русской и восточной
культуры. И это главное. Были, порою, и столкновения, разногласия…

Особо нужно писать о семье Тухватуллиных. что они и в тяжелейшие годы
сохранили первые рукописные экземпляры газет и журналов, где вписаны
первые стихи и заметки Тукая.

 


(Р.И.Нафигов «Наш Тукай. Новые страницы из жизни Поэта»)


(Источник: Абузяров Р.А., Туаева З.И. Уральск в судьбе Габдуллы Тукая.
– Уральск: Редакционно–издательский отдел ЗКГУ, 2002. – 128 с.)


 

Оставить комментарий


*