ТАТ РУС ENG LAT

Даутов Нияз Курамшевич – певец и режиссер

Даутов Нияз Курамшевич – певец и режиссер-постановщик, за постановки опер "Алтынчеч" и "Евгений Онегин"
на сцене Татарского государственного академического театра оперы и
балета в 1958 году был удостоен Госпремии ТАССР
им. Г.Тукая.


niyaz_dautov.jpg
Нияз Даутов
(1913—1986)

 

Певец, режиссер, педагог и просветитель Нияз Даутов родился в Казани
в 1913 году. Окончил Татарскую оперную студию при Московской
консерватории (1938), занимался в Московской консерватории (1939-1943).
Окончил Уральскую консерваторию (1953). В 1943-1956, 1960-1964 годах —
солист и режиссер Свердловского театра оперы и балета. В 1965-1975
годах — главный режиссер Челябинского театра оперы и балета. В
1956—1960 и с 1975 по 1986 год — солист и главный режиссер Татарского
театра оперы и балета. В 1975-1986 годах — заведующий и кафедрой
оперной подготовки Казанской консерватории (с 1982 года — профессор).
Народный артист России (1957), лауреат Государственной премии Татарской
АССР имени Габдуллы Тукая (1958). Первой большой ролью Нияза Даутова
стал Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского. Потом были Ромео в опере
«Ромео и Джульетта» Гуно, Альфред в «Риголетто» Верди, Дубровский и
Фауст в одноименных операх Направника и Гуно. Прекрасный голос и
актерское дарование принесли певцу успех на оперных сценах Свердловска,
Челябинска, Казани. Фильм «Сильва», где он с блеском исполнил роль
Эдвина, сделал Нияза Даутова всесоюзной знаменитостью.
За тридцать лет режиссерской работы он поставил
почти 80 спектаклей, среди них «Кармен», «Чио-Чио-сан», «Богема»,
«Пиковая дама», «Отелло», «Борис Годунов». Особая страница в его
творчестве — оперы татарских композиторов «Алтынчеч» Жиганова, «Самат»
Валиуллина, «Джигангир» Губайдуллина, «Кара за любовь» Мулюкова и
другие. Разнообразие постановок режиссера не уступало его актерскому
репертуару: в некоторых из поставленных им опер Нияз Даутов блестяще
исполнил центральные партии.
Нияз Даутов ушел из жизни внезапно. Случилось это
16 апреля 1986 года, накануне открытия гастролей театра в Москве.
Режиссеру не суждено было вместе с театром участвовать в этом
творческом экзамене, к которому он так долго готовился. Труппа
выдержала этот экзамен достойно, снискав высокую оценку и критики, и
зрителей. Это был величественный венок памяти казанского маэстро.


 

Оставить комментарий


*