ТАТ РУС ENG LAT

Ахиярова Резеда Закиевна – композитор

Композитор Резеда Закиевна Ахиярова за оперу "Любовь поэта" и цикл симфонических произведений в 2008 году была награждена Госпремией РТ им. Г.Тукая.


Резеда Ахиярова


К композиторам, обогатившим татарскую музыку новыми ресурсами интонационно-ритмической выразительности, несомненно, можно отнести Резеду Закиевну Ахиярову.  Родилась 1 июня 1956 г. в с. Верхнее Яркеево (Башкортостан). Музыкальное образование получила в ДМШ № 7 г. Казани по классу скрипки.  Параллельно с семи лет начала заниматься в классе композиции у Л.И.Блинова. Затем продолжила музыкальное образование в музыкальном училище на теоретическом отделении и Казанской государственной консерватории на теоретико-композиторском факультете в классе доцента Р.Белялова. В качестве дипломной работы ею представлены «Сюита для большого симфонического оркестра» и Соната для скрипки и фортепиано. После окончания консерватории (1980) она активно приступает к творческой работе,  начиная с поисков  своего стиля,  манеры письма.
В настоящее время Р. Ахиярова  является автором большого количества произведений: музыкально-сценических, симфонических, вокально-симфонических, театральных, камерно-инструментальных и вокальных. Несмотря на такой широкий жанровый диапазон, все её творчество объединяет умение высказаться доходчиво, естественно, доверительно. Композитор воспевает в своих произведениях добрые чувства, идёт к людям с открытым сердцем. В этом причина активного восприятия её музыки слушателями.
Наиболее ярко это проявляется в песнях. Резеда Ахиярова – автор большого количества произведений в этом жанре на стихи Х.Туфана, Р.Минуллина, И.Юзеева, Р.Валеева,  Р.Хариса и др.  Её песни покоряют   предельной искренностью, чутким донесением смысла каждого слова текста, индивидуальным, своеобразным музыкальным решением.  Мелодика лучших песен содержит художественно убедительный сплав национальной песенности с многообразными истоками современной европейской бытовой музыки. Именно в этом секрет их искренности и притягательности.
В крупных жанрах музыкального искусства композитор смело берется за самые значительные и серьезные темы. В её произведениях предстают  разные явления жизни: исторические события, исторические личности и скромные бытовые сцены. С одной стороны в них ощущается та же лиричность и романтичность, свойственные  песням, а с другой – глубокая человечность, торжество разума, а главное – гуманистическая нацеленность. Герои её симфонической поэмы “Мой нежный саз»  (посвящённой поэту Г.Тукаю) и  симфонии “Кул Гали” – великие певцы своего народа! Они показаны не просто как исторические персонажи, а как символы татарского народа, олицетворяющие его совесть и его мысли.  Особенно ярко это выражено в симфонической поэме «Мой нежный саз», где каждое проведение тем в разных оркестровых тембрах несет в себе определенную драматургическую функцию. А кульминационное проведение напева известной песни «Туган тел» на стихи поэта воспринимается как высокая символика в утверждении вечности родного языка и народа.
Великому татарскому поэту посвящена и опера Р.Ахияровой «Любовь поэта» на либретто Р.Хариса, премьера которой состоялась  18 ноября 2006 года. Авторы не встали на путь раскрытия биографии великого поэта, а с психологической чуткостью сумели воплотить его внутренний мир и драматические переживания. Главное достоинство данного произведения в мелодическом богатстве музыкальной речи, в многогранности музыкального языка. Р.Ахияровой удалось создать удивительно коммуникабельную  музыку, направленную к чувствам простых слушателей, на их восприятие, что, несомненно, обеспечит  долгую жизнь этому произведению.
В последнее время заметно тяготение композитора к вокально-симфоническим жанрам. И это не удивительно! Р.Ахиярова прекрасно понимает, что  соединение симфонического развития с поэтическим словом особенно подходит для выражения больших идей. В её произведениях данного жанра господствуют размышления о судьбах татарского народа, о его  сложной и драматичной  истории. Особенно достойное выражение  этот круг образов получил в вокально-симфонической поэме «Страницы истории», сюите «Шелковый путь», поэтической оратории «Чингисхан». В этих произведениях она (подобно Г.Свиридову) продолжает не «дифирамбическую»  линию кантатно-ораториального жанра, а историко-эпическую и особенно этически философскую, реализуя эти направления в гармоничном синтезе симфонического развития партии оркестра с использованием хора, солистов, чтецов с элементами театрализации. В этом плане её произведения   близки концертно-театрализованным действам, предназначенным для исполнения на площади с вовлечением как бы широких масс в историческое прошлое народа. Её вокально-симфонические поэмы – это картины истории татарского народа, пронизанные не только романтическим созерцанием красоты родной природы, но и болью, нежностью, гордостью за свою родину.    
Активно работает Р.Ахиярова и в области музыки для театра, особенно для детских спектаклей. Причем она не ограничивается использованием музыки в качестве простого сопровождения. Произведения в этой сфере смело можно назвать первыми детскими мюзиклами. Применение выразительных средств эстрадных, бытовых песен и танцев,  придают  музыке композитора яркую образность, красочность, способствуя доступности, запоминаемости. Многие отрывки из этих произведений получили самостоятельную жизнь, превратившись в концертные номера с   исполнением их  (как взрослыми, так и детьми) по каналам средств информации, на концертной эстраде, на конкурсах. Нельзя не назвать в этой связи такие песни как «Вәгъдә җыры» (Песня клятвы) из спектакля Ф.Байрамовой «Кояш һәркемгә бер» (Солнце для всех одно);  «Офыкта тан нуры»,  «Кайда алар» из спектакля Т.Миннуллина «Гармун һәм скрипка»; «Песенка Чарли» из спектакля «Авыл эте Акбай», «Песенка клоуна» из спектакля В.Куликовой «Снежная королева» и др.
В музыке Резеды Ахияровой начисто отсутствует чопорный интеллектуализм и в то же время нет примитивизма, упрощенчества. Её смело можно назвать композитором-новатором. Причем новизна её творчества заключается не в стремлении усложнить музыкальный язык, а  в стремлении к ясности. Это достигается строгим отбором выразительных средств, умением найти простое, нужное и точное решение. Главное достоинство её музыки почвенность, естественность и логичность развития. А эти качества являются яркими показателями огромного мастерства и таланта. «Каждое вновь созданное произведение Р.Ахияровой, — как верно подметил известный поэт Р.Харис, автор текстов многих её песен и романсов,  а также либретто оперы «Любовь Г.Тукая», — становится  заметным явлением культурной жизни Республики Татарстан».
Произведения Р. Ахияровой украшают репертуар многих известных музыкантов и певцов, исполняются на Международных фестивалях, записаны на компакт-диски. Многие её песни стали частью быта, особенно песня «Туй күлмәге» (ст.Н.Касыймова), без которой не обходится ни одна свадьба.
Говоря о творческой стороне деятельности Р.Ахияровой, нельзя не отметить и её активную общественную деятельность. Уже более 15 лет она является членом правления Союза композиторов Республики Татарстан, а с 1999 г. – заместителем Председателя.  Более 20 лет она является членом художественного совета Гостелерадио Татарстана, возглавляет жюри  конкурсов  на лучшее исполнение или  сочинение песни, проявляя в этом статусе большую организованность и объективность. Нельзя не отметить   в этой сфере её деятельности  и многочисленные встречи со слушателями.
За свою творческую и общественную деятельность композитор Резеда Закиевна Ахиярова удостоена званиями заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан (1993),  Российской Федерации (2003) и народной артистки Республики Татарстан (2006).

Список произведений:

Музыкально-сценические: Опера «Любовь Тукая» на либретто Р.Хариса  (2003), Мюзикл «Бәби» по пьесе И. Зайниева (2008). 

Музыка к спектаклям: «Поляна Абай-бабая» по пьесе Р. Хариса (2009), «Умырзая» по пьесе Р. Хариса (2008), «Знаменитый утенок Тим» Э.Блайтона (1986); «Коза-дереза» М.Супонина (1987); «Кояш һәркемгә бер» (Солнце для всех одно) Ф.Байрамовой (1987); «Гармун һәм скрипка” (Гармонь и скрипка) Т.Миннулина (1988); Трилогия «Акбай» Т.Миннулина (1989, 1990, 1993); «Ике канат» (Пара крыльев) Ю.Сафиуллина (1989); «Былтыр кысты» Н.Исанбета (1990); «Снежная королева» В.Куликовой (1990); «Бюро знакомств» Г.Каюмова (1992); «Ой, крокодил» Зульфата (1995); «Кот-воришка» Х.Фатыховой и С.Латыпова (1997).

Симфонические: Сюита для большого симфонического оркестра в 4-х частях (1980); Симфония “Кул Гали” (1988); Симф. поэма памяти Г.Тукая “Мой нежный саз” (1986); Симф. картина “Джигиты”; пьеса для эстрадно-симфонического оркестра “Молодежь на сабантуе”; Вокально-симфонические: Вокальный цикл “Заря Родины” на ст. татарских поэтов для баритона и симф. оркестра (1983); “Ода дружбе” на ст. Р.Хариса для солистов, хора и симф. оркестра (1985); Кантата “Отечеству” на ст. Р.Хариса для тенора, чтеца и симф. оркеста (1989); Триптих “Страницы истории” на ст. Р.Валеева и Р.Шагеевой для сопрано, тенора, хора и симф. оркестра (1998). Вокально-симфоническая сюита “Шелковый путь” на ст. Р.Шагеевой (2000);

Вокально-симфоническая поэма на ст. Р.Хариса для тенора и симф. оркестра “Белое полотенце”; Кантата на ст. Р.Шагеевой для сопрано, тенора, хора и симф. оркестра “Вдохновенная песнь” (2001).

Камерно-инструментальные: Септет для струнных и духовых (1978); Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1979); Струнный квартет (1996); Струнное трио «Вопросы» (1999); «Свидетель из Нью-Йорка» для скрипки, виолончели, кларнета и фортепиано (2002); Соната для скрипки и фортепиано (1980); Соната-монолог для виолончели (1984); Цикл фортепианных пьес для детей (1985); Соната для скрипки (1997); Цикл пьес для фортепиано (1999);

 Вокальные: Вокальный цикл «Любовь моя» на ст.Р.Хариса; детский вокальный цикл на ст. татарских поэтов (1988); Вокальный цикл «Мой город» на ст.Т.Юсупова (1997); Вокальный цикл «Чистай сагышлары» на ст. Ф.Тархановой (1998); Вокальный цикл для детей «Поиграем, потанцуем» на ст.Р.Миннуллина и С.Латыпова (2000);  Песни  (более 200),  включая сборник песен «Бђхетле булыгыз» (Будьте счастливы).  Казань, 1991.

Музыка к кинофильму «Тукай» (2009)

 

Литература: 

Сайдашева З. Моңло сазым… / Башкортостан кызы. 1989, №2; 

Сайдашева З. Резеда Ахиярова: Буклет. Казань, 1989.

Сайдашева З. Песни и мысли Резеды Ахияровой / В мире татарской музыки. Казань, 1995, с. 119 &nndash; 120.

Яхонтова Е. Следуя закону искренности /Сов. музыка, 1991, №5.

Сайдашева З. Резеда Ахиярова / Татарская энциклопедия, Казань, 2002. С.233-234;

Минуллин Р. И молода, и талантлива / Я не только поэт. Казань, 1998. С. 222 – 224.

Сафиуллина Л. Тукай на оперной сцене. Лирико-драматическая фантазия «Любовь поэта» / Казань, 2006, № 10-11. С.11 – 16;

Маряшов М. Голос Тукая / Казань, 2006, № 10-11. С.17 –19;

Шарифуллина Н. Плывет волшебный кораблик… (о Резеде Ахияровой) / Казань, 2006, № 10-11. С.163 – 169.

Хазиева А. История любви / Элита, 2006, № 12. С. 62 – 63;

Сафиуллина Л. Резеда Ахиярова: Буклет. Казань, 2006.


(Источник: Композиторы Татарстана. — Москва: Издательство «Композитор», 2009. — 260 с.)


 

Оставить комментарий


*