ТАТ РУС ENG LAT

Мансур ЛИСЕВИЧ История Казани глазами эрудитов

 

Г.Тукай и сабантуй
 

 

Великий татарский поэт Габдулла Тукай, как известно, рос сиротой. Отец умер, когда ребенку было 4 месяца, мать он потерял в возрасте четырех лет. Детство поэта было безрадостным. Вот одно из его воспоминаний: «… в праздник меня подняли рано и дали мне мешочек… и я пошел собирать подарки. В какой бы дом я ни заходил… подавали мне конфеты, пряники и одно крашеное яйцо».

О каком празднике вспоминает Тукай?

Вот что пишет Габдулла Тукай в своих мемуарах «Что я помню о себе»: «И вот — сабантуй. В этот день меня подняли очень рано и дали маленький, чуть больше кисета, мешочек. С этим мешочком я пошел по деревне. В какой бы дом я ни заходил, везде, зная, что я осиротевший сын муллы, подавали мне сверх положенных для каждого мальчика конфеты и двух пряников еще крашеное яйцо». Раньше мусульмане на сабантуй, как христиане на Пасху, красили яйца.

Г.Тукай и «пара лошадей»
 

У великого татарского поэта и писателя есть стихотворение, которое по смыслу перекликается с очень известным в начале века романсом.

О каком поэте, стихотворении и романсе идет речь?

Речь идет о Габдулле Тукае (1886-1913). В 1906-1907 годах он работал наборщиком в типографии газеты «Уралец» и сотрудничал в журнале «Эль-гаср эль-джадид» («Новый век»). Позднее он стал редактором этого журнала, где публиковались его первые стихи. Затем он редактировал сатирический журнал «Уклар» («Стрелы»). В феврале 1907 года он уволился из журнала и начал работать над поэмой «Шурале», одновременно писал стихи. 6 мая 1907 года было опубликовано стихотворение «Пар ат» («Пара лошадей»). Это стихотворение перекликается с известным романсом «Пара гнедых» на стихи А. Апухтина.

Г.Тукай — подпольщик


Одного из татарских писателей называли «интеллигентным татарином».


Кто это и почему его так звали?


Это классик татарской литературы Габдулла Тукай. Когда он учился и работал в Уральске, рабочие прозвали его «интеллигентным татарином», потому что Тукай хорошо говорил по-русски, носил русскую одежду, ходил без головного убора… В то время Тукай занимался подпольной литературой: переводил ее на татарский язык и распространял.

(Источник: Лисевич М. История Казани глазами эрудитов. – Казань: Титул, 2000. – 96 с.).


 

Оставить комментарий


*