ТАТ РУС ENG LAT

Сибгат ХАКИМ Тукай

Время, прошедшее со дня смерти Тукая, кажется мне почему-то очень долгим. Наверное, ощущения эти вызваны сложностью событий, насыщенностью прошедших лет. Замело снегами, смыло дождями седого времени многие имена, многие из них стерлись и потускнели, многие канули в Лету. Тукай же, напротив, чем далее от нас, тем ближе и понятней, тем ярче — новыми, неизведанными гранями своего творчества.
Если говорить о писателях, которые, мало прожив, успели много сделать, то одним из них, несомненно, является Габдулла Тукай. Он умер, когда ему было всего двадцать семь лет. Апрель 1886 года — и апрель 1913 года. Родился весной и с весной ушел из жизни… Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет «наполовину недосмотренным сном». Недосмотренный, прерванный сон обычно вызывает чувство сожаления. Но Тукай ни о чем не жалеет, он радуется тому, что даже за столь короткий срок успел сложить и спеть так много песен. Более десяти тысяч стихотворных строк, около пятидесяти листов прозы!
А. М. Горький говорил, что своим творчеством Пушкин заложил незыблемый фундамент всего русского искусства послепушкинской поры. С Пушкина начинается великий поворот… Подобные примеры есть и в других литературах. Крутой перелом совершается в венгерской литературе после Шандора Петефи, в украинской — после Шевченко, в казахской — после Абая. После Тукая возрастают вес и значение татарской литературы в глазах других народов.
Большой поэт, он подготовил почву для будущих поколений. Опираясь на заложенные им реалистические традиции, поднимается много поэтов «хороших и разных». Все они — Хади Такташ, Наки Исанбет, Муса Джалиль, Ахмет Файзм, Хасан Туфан, Фатих Карим,—вступая на литературный путь, шли от Тукая. Кто у нас не стремился в своем творчестве быть достойным Тукая? Постоянно влекущий к поэтическим высотам великий дух Тукая и сегодня живет в нашей литературе, и еще долго, очень долго будет проявляться его мобилизующая, притягательная сила.
В феврале 1966 года ездил я вместе с татарским писателем Гази Кашшафом в Германскую Демократическую Республику для участия в торжествах, посвященных 60-летию Мусы Джалиля. Проезжали через Польшу. В Польше — могила Аделя Кутуя… В центре Германии — Мусы Джалиля… Когда эти поэты-солдаты шли на подвиг и смерть, за ними стоял Тукай. Вот и сейчас он в Германии был вместе с нами. Заходила ли речь о богатой истории татарской культуры — в центре внимания был он, шел ли разговор о взаимосвязи культур — снова Тукай. Это он переводил таких гениальных поэтов, как Гете, Гейне, Шиллер, знакомил с ними татарский народ. Широк диапазон, глубоки корни его творчества…
Биография Тукая — одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд, не много дорог исходил поэт. Его постоянные маршруты — деревни Кушлауч — Кырлай — Учили, города Казань — Уральск. Снова Казань… Но сколько трагического уготовила судьба поэту на этих дорогах!
Родился Габдулла Тукай 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч, Менгерской волости, бывшей Казанской губернии, в семье муллы. Нищий край. Растрескавшиеся от ветра и зноя подзолистые земли… Здесь голод — частый гость. Тукаю было пять месяцев, когда умер отец. А потом — из рук в руки, из дома в дом, из деревни в деревню. Сиротство, нищета, унижения…
Тукая взрастил и вскормил сам народ. Будто знал наперед, что отплатит ему сторицею благодарный поэт, не оставлял его в беде, поддерживал, подбадривал, утешал. Читаем мы сейчас стихи Тукая и думаем — откуда такая сила? От родной земли, от народа. До девяти лет Габдулла живет в деревне. С деревенскими мальчишками — на речку, на рыбалку… Во время сенокоса — на луга. Поваляешься в мягком душистом сене — долго носить потом с собой запахи трав и цветов. В страду — и он на уборку. Тщательно завернутая в скатерку краюха — под копной, до обеда никто к ней не притрагивается…
Заканчивались работы, приходил черед и праздникам. Атня, Менгер, Кырлай — эти края издавна славятся народными песнями. Здесь свято хранят традиции татарских народных празднеств.
С детства унаследовал Тукай любовь к песне, к родному языку. Его мать Мамдуда любила слагать стихи. И отец Мамдуды, Зиннатулла, иногда сочинял для себя. Чистота и напевность родной речи проникали в душу ребенка с самыми первыми детскими впечатлениями, радостными были они или горькими. Собираясь в дальнюю дорогу, человек припасает еду. Отправляясь из Заказанья в Уральск, Тукай запасся духовной пищей на всю жизнь. Такие бессмертные творения поэта, как «Родной земле», «Пара коней», «Родной язык», «Осенние ветры», зародились в его сердце еще тогда, в деревне. Позднее он только перенес их на бумагу. И если в самые вьюжные дни своей жизни Тукай крепко стоял на ногах, то силу эту дала земля Заказанья.
Тукай — поэт, который одинаково дорог всем поколениям. Его ты избираешь спутником на всю жизнь. Не раз в течение жизни обращаешься к нему. В раннем детстве сладким страхом тревожит тебе душу его «Водяная». С утра ты напеваешь его «Родную речь». Не читаешь, а именно напеваешь. Как говорил сам Тукай, песни нашего народа требуют, чтобы пели их только чуть-чуть разомкнув губы. Такова их природа… А в юности? Стихи Тукая, где реализм и романтика слиты воедино, обращены к юности, с ней связывает он свои надежды и мечты, перед ней ставит великие цели, ее готовит к великим свершениям. Именно таких поэтов чаще всего избирает юность своим знаменем. А в зрелые годы, в преддверии старости, вновь обращаешься сердцем к Тукаю и ясно чувствуешь, как становится он неотъемлемой частью твоего пройденного пути, неотъемлемой частью родной земли, дыханием народа.
Тукай формируется как поэт удивительно быстро. За какие-нибудь шесть-семь лет он становится самым любимым и популярным поэтом татарского народа. В этом смысле переезд в Уральск оказался для него счастливым.
Время с зимы 1895 года (когда Тукай приехал в Уральск) по осень 1907 года (когда он переехал в Казань) — исключительно бурное, богатое событиями время. Революцию 1905 года Тукай встречает в Уральске. С этой эпохой связаны лучшие годы поэта, отмеченные страстностью юношеских порывов и горячими устремлениями.
Большим поэтом сделала Тукая революция 1905 года. Великие цели вдохновляют на великие дела. Революция пробуждает к жизни все доселе дремавшее. И татарский народ вовлекается в общий бурный поток национально-освободительного движения, затопивший всю Россию. Все пробудилось, «молодые герои нации потянулись к перу». Среди них — поэт Габдулла Тукай. Революция открывает путь его таланту. В одном только Уральске начинает выходить целый ряд газет и журналов на татарском языке — «Мысль», «Новый век», «Стрелы». Это ли не радостное событие для татарского поэта? Говори с народом, передай ему в стихах все, что долгое время таилось в душе… Острое зрение и тонкий слух Тукая были чутко настроены на политическую волну. Вот почему с самого начала творческой деятельности в центре внимания поэта социальные темы — свобода и просвещение. Лирика, сатира и публицистика — именно эти жанры берет поэт на вооружение, ибо эти жанры позволяют ему отразить в своем творчестве во всей полноте смысл и силу социальных потрясений.
Эти бурные годы способствовали возмужанию поэтического таланта Тукая и сделали его подлинным глашатаем народных интересов.
Иногда я задаюсь вопросом, в чем долголетие поэзии Тукая? Поэта рождает народ. Тукай — национальный поэт, глубоко уходящий корнями в родную почву. Национальное своеобразие и народность у него тесно связаны друг с другом.
Тукай пришел в литературу одухотворенный великими идеями гуманизма и демократизма. В стихах, где поэт со всей присущей ему страстностью воспевает думы и чаяния родного народа, мы ощущаем силу демократических традиций других народов. Но не рабское подражание, не слепое поклонение великим народам и их поэтам, а гордое стремление стать вровень с ними, возвысить до них свой народ поднимает поэзию Тукая до высот интернационализма, до высот общечеловеческой гуманистической поэзии.
Осваивая  наследие  великих  учителей  своих, идет Тукай к собственным стихам. По-настоящему знакомится он с татарской, восточной и русской литературой в Уральске. Шедевры поэзии XIII века, такие, как «Юсуф и Зулейха», конечно, раньше других книг попали в его каморку при медресе. С «Отважным джигитом», «Тахиром и Зухрой», возможно, он был знаком еще раньше. Ведь они издревле ходили в народе, их читали вечерами, собираясь вместе, люди даже глухих деревень…
Попутно Тукай дает оценку поэтам Кандалыю, Утызу Имэни, Акмулле. «Бакырган», «Мухаммадия» и «Старый Кисекбаш» использовались им как образцы для пародий. Разве способен крепко взнуздать своего Пегаса поэт, не изучивший до тонкостей достижений национальной литературы?
Как родных братьев и сестер принимает он Фархада и Ширин Навои, Лейлу и Меджнуна Низами. Их влияние ощущаем мы в лучших его стихах.
Но не только традиция классической восточной поэзии была для него школой творчества. Если мы сегодня с гордостью говорим, что Тукай учился и у русских поэтов, то здесь мы исходим прежде всего из высказываний самого Тукая, из его творчества. Огромное значение имела для него встреча с Пушкиным. Встретившись, он уже не расстается с ним всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина, он первым из поэтов Востока продолжил его реалистическую традицию. Пушкин был для Тукая не просто наставником. В его отношении к Пушкину, Лермонтову мы чувствуем какую-то особенную внутреннюю теплоту и нежность, свойственные только натурам поэтическим.
В творчестве Тукая значительное место занимают переводы. Он переводит только то, что близко ему по духу. До Тукая ни один из татарских писателей не изучал так глубоко русскую литературу. Семь лет творческой жизни Тукая — это беспрерывный подвиг. Творческий подвиг… На слабые, хрупкие плечи Тукая все обрушивается сразу… Писательский подвиг его в том, что он бесстрашно говорил правду. Не удивительно, чту Тукая было много врагов. Если б даже Тукай не написал ничего, кроме «Нового Кисекбаша», все равно он сделал бы уже свое дело. Кого только не вывел здесь Тукай! Он переворачивает вверх дном, разоряет, как осиное гнездо, прогнивший, старый мир, оплот фанатизма, невежества, злобною гонения на все новое, прогрессивное. В 1908 юлу поэма выходит два раза отдельной книгой четырехтысячным тиражом и моментально  расходится…
Тукай — тонкий лирик. Если идти по следам творческих исканий, то клубок выведет нас к их истоку — народному творчеству. «Народ велик, он могуч, он страстен, он музыкален, он писатель, он поэт»,— говорит Тукай о народе. Тукай черпает полной пригоршней в родных песнях и языке, где богатство народной души отразилось наиболее ярко. Народные песни он называет «чистым волшебным зеркалом». Одно из достоинств его стихотворений в том, что звучат они как продолжение народных песен.
Многие стихи Тукая глубоко драматичны. Они сильны внутренней, личной драмой поэта. В годы самых тяжких испытаний народ доверял любимому поэту говорить от своего имени. В ответ на стремление реакционеров заставить живущих в России татар переселиться в Турцию поэт решительно заявляет: «Не уйдем!» Едины цели у татарского и русского народа, земля у них одна — Россия. «Не уйдем!» — одна из вершин публицистической лирики Тукая. Это разговор зрелого поэта от имени своего народа не только с прошлым, но и с будущим России. Разве не той же теме посвящены полные огня романтические строки из стихотворения «Татарская молодежь»?
Удивительная судьба! Еще на заре своей творческой жизни горячо и любовно переводит он Кольцова, Пушкина, Лермонтова и несет их в татарский народ. Проходит полвека. Теперь самого Тукая так же любовно и бережно переводят русские поэты и помогают ему выйти на мировой простор.
Много больших поэтов пришло в татарскую поэзию после Тукая. Однако их имена не затмили имени Тукая. Русский поэт Евгений Винокуров в статье о Пушкине говорит, что все мы идем от Пушкина — и те, кто согласен с ним, и те, кто отрицает его. Куда ни пойдешь — пройдешь по этому мосту. Даже если ты не согласен с ним, отрицаешь его — обойти не сможешь. Это непрерывная беседа всей литературы с Пушкиным.
Я бы поставил Тукая на такое же место в татарской литературе. Касаясь развития современной татарской литературы, нельзя не обращаться к Тукаю. Тукай органически вошел в сегодняшний день. Вместе с нами идет Тукай на завоевание грядущих высот.

1976 г.


Оставить комментарий


*