ТАТ РУС ENG LAT

Садирова Е. Музыка в театре драмы и комедии имени К.Тинчурина

(К 70-летию театра)

Театру драмы и комедии имени К.Тинчурина исполнилось 70 лет. За это время театр прошел непростой путь в поисках творческого самоопределения. История театра запечатлела на своих страницах как моменты откровенного кризиса, так и периоды необычайного подъема. Такие явления рано или поздно переживает любой театр, это закономерный процесс развития творческого коллектива. Но при всех перипетиях в каждом театре с многолетней историей есть свои традиции, отличающие данный театр и определяющие его творческое лицо. К таким традициям, в частности, можно причислить отношение к музыке.
Для сравнения можно привести такой пример: на протяжении многих лет каждый новый сезон в театре имени Г.Камала неизменно открывается музыкальной драмой К.Тинчурина «Голубая шаль». Образ голубой шали неслучайно признан символом театра.
Говоря о театре Тинчурина, переживающем юбилейный, семидесятилетний сезон, хотелось бы поразмышлять на тему музыкальных традиций.
Из 70 лет своей истории, 55 театр провел, что называется, «на колесах». Постоянная смена режиссеров, отсутствие собственного помещения, передвижная жизнь — все это отражалось на уровне спектаклей. В равной мере это касается так же тех спектаклей, где важная роль отводилась музыке. И, тем не менее, даже в таких непростых условиях осуществлялись постановки, ставшие этапными для театра. К таким спектаклям можно отнести: музыкальную комедию «Аршин мал алам» У.Гаджибекова (1941), «Песня жизни» М.Амира (1947), героическую драму «Бессмертная песня» Р.Ишмората (1957), комедию З.Шагимуратова «Дурная игра до добра не доводит» с музыкой Д.Файзи(1963), «Судьбы, которые мы выбираем» Т.Миннулина с музыкой Р.Яхина (1973). Режиссером С.Валеевым-Сульвой в сезоне 1951-1952 гг. были впервые в истории театра поставлены произведения, представляющие классику музыкального жанра: музыкальная драма «Галиябану» М.Файзи, музыкальная комедия «Башмачки» Т.Гиззата.
Есть в истории этого театра спектакли, занявшие особое место, такие как водевиль Г.Насыйри «Зеленая шляпа» в постановке К.Тумашевой(1957), музыкальная комедия «Идем смотреть девушек» Р.Валиева(1988). Этот спектакль долгое время шел с неизменным аншлагом. Драма И.Юзеева «Вслед за дикими гусями», поставленная в 1976 году Р.Тумашевым. Роль Ясмины, сыгранная народной артисткой РТ, заслуженной артисткой РФ И.Махмутовой, одна из любимых и удачных работ в репертуаре актрисы. Многие зрители до сих пор ассоциируют ее именно с этим образом. Песни из спектакля в исполнении И.Махмутовой и сегодня можно услышать по радио.
В разное время специально для театра писали музыку композиторы: Шакир Мазитов — к спектаклям «Неотосланные письма» А.Кутуя (1961), «Резидушечка» (1958); Масгут Имашев — «К нам прилетели соловьи» И.Юзеева (1974), «Вслед за дикими гусями» (1976), «Клад» Г.Ахунова (1981), «Соловушка на шелковом шнурочке» А.Гилязова (1982). В содружестве с театром работали Мирсаит Яруллин, Рустем Яхин и другие.
В 1993 году на пост главного режиссера театра имени К.Тинчурина пришел Рашид Загидуллин. В прессе неоднократно можно было встретить высказывания о том, что этому режиссеру удалось вывести театр на принципиально новый профессиональный уровень. Немалую роль в этом процессе сыграло то, что Р.Загидуллин в своем творчестве особое место отводит музыке. Уже в первый год своей работы в театре он поставил произведения совершенно разные по характеру и жанру. Первой серьезной работой молодого режиссера стал исторический эпос «Пока течет река Итиль» по роману Нурихана Фаттаха. В спектакле практически отсутствовали декорации, зато было много музыки, пластики, света. Отношения между героями иногда строились не посредством речевого диалога, а через музыку, пластическое решение. Такой прием передачи сценического материала чем-то сродни музыкальной драме, где, как известно, музыка является формой общения.
Второй, диаметрально противоположной по характеру и стилю постановкой Р.Загидуллина стала музыкальная комедия Х.Вахита «Женихи», по своему настроению очень близкая к жанру водевиля, поставленная в лучших традициях этого жанра.
В декабре 1994 года Загидуллин ставит следующую серьезную постановку, инсценировку по роману И.Грековой «Вдовий пароход», где в очередной раз особое место отводит музыке. Музыку к спектаклю написал тогда еще мало кому известный композитор Чингиз Абызов…
В театральном искусстве (не только татарском) есть такое явление, как «композитор-режиссер», то есть творческое содружество режиссера и композитора. В истории театра известны такие содружества, как В.Мейерхольд — Д.Шостакович, К.Станиславский — И.Сац, и др. В татарском театре такое содружество представляли К.Тинчурин и С.Сайдашев, С.Сайдашев и Т.Гиззат, М.Салимжанов и Ф.Абубакиров. С 1994 года существует творческий тандем Р.Загидуллин — Ч.Абызов. За десять лет их совместной деятельности появилось более тридцати спектаклей, среди которых музыкальная комедия «Безумный день или женитьба Фигаро» П.Бомарше (1995), музыкальная комедия «Гайфи бабай, женись давай» Г.Зайнашевой (1996), музыкальная комедия «Привередливый жених» по произведению К.Тинчурина (1996) и другие.
Можно было бы возразить и привести массу доводов в пользу того, что ничего особенного и незаурядного в истории театра не произошло, но надо учитывать тот факт, что за 11 лет работы Р.Загидуллина многое в театре было впервые. Впервые в истории театра появилось такое масштабное и монументальное сценическое произведение, как «Пока течет река Итиль», где была занята вся труппа театра, музыку к спектаклю написала Масхуда Шамсутдинова. Впервые на сцене театра была поставлена музыкальная драма К.Тинчурина «Угасшие звезды». Впервые в истории татарского театра были поставлены такие всемирно известные произведения зарубежной классики, как трагедия Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (2002), комедия-буфф «Господин де Пурсоньяк» Ж.Б.Мольера (1999), трагедия испанского драматурга Ф.Г.Лорки «Кровавая свадьба» (1997). С приходом Р.Загидуллина в репертуаре театра появились детские спектакли, где режиссер так же верен своим принципам — все сказочные персонажи, как правило, поют.
Интересным является так же тот факт, что знакомство режиссера с театром началось с комедии Тинчурина «Юсуф и Зулейха» еще в 1992 году (спектакль шел под названием «Не обманешь — не проживешь»). На тот момент в театре, носящем имя татарского драматурга, не было ни одной постановки Тинчурина, представляющей лицо театра?! За время своей работы Р.Загидуллин поставил четыре его пьесы, последняя работа режиссера — это комедия «Страсти по докладу» (2003).
С Тинчуриным главного режиссера театра драмы и комедии связывает еще один факт. В своей работе Р.Загидуллин активно использует одну из форм применения музыки в театре, широко распространенную в музыкальных драмах Тинчурина — лейтмотив. Если детально проследить за творчеством Р.Загидуллина, можно увидеть, что в его постановках очень часто один музыкальный мотив звучит на протяжении всего спектакля и в зависимости от характера сцены, трансформируясь, предстает в разных вариациях, придавая действию новую смысловую окраску. Так, в постановке «Вдовий пароход» все героини спектакля, выходя на авансцену, рассказывали о судьбе, каждая о своей. Монологи произносились на фоне одного и того же музыкального мотива, но каждый раз музыка звучала по-разному.
В музыкальной комедии «Безумный день или женитьба Фигаро» увертюра, открывавшая спектакль, звучала в разных обработках на протяжении всего действия.
Такой прием можно встретить и в других постановках Р.Загидулина. Так, в поставленной недавно комедии «Страсти по докладу» мотив революционной песни «Вихри враждебные веют над нами» интерпретируется в разных музыкальных жанрах от вальса до колыбельной, но каждый раз музыка звучит в комическом ключе и отвечает жанру постановки.
При всем разнообразии музыкальных средств, в драматическом театре существует три основных способа музыкального оформления спектакля: музыка, специально написанная к спектаклю; подбор музыки, созвучной настроению спектакля и обработка музыки в классических постановках, таких как, например, «Голубая шаль», «Угасшие звезды», «Башмачки» и др.
Самым сложным является, пожалуй, последний способ подачи музыкального материала. Написанная однажды удачная музыка непременно вызывает определенные ассоциации, и при подходе к таким постановкам на режиссере лежит большая ответственность.
В театре драмы и комедии все три способа применяются достаточно активно. Заслуживает внимания тот факт, что в театре на сегодняшний день отсутствует оркестр и даже классические постановки «Угасшие звезды», «Башмачки», «Ходжа Насретдин» идут с музыкой, удачно обработанной Ч.Абызовым на современной музыкальной аппаратуре, что, тем не менее, не умаляет достоинства этих произведений.
Есть еще одна особенность в работе Р.Загидуллина и Ч.Абызова. Режиссер не боится экспериментировать, а композитор воплощать его замыслы.
В спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро» музыкальные номера, написанные Ч.Абызовым, звучали совершенно органично на фоне музыки Моцарта. Для спектакля «Угасшие звезды» Ч.Абызовым была написана финальная музыка (подробнее об этом уже говорилось в статье: Музыкальная драма в татарском театре вчера и сегодня // Проблемы языка литературы и народного творчества». — Вып. второй). В спектакле «Господин де Пурсоньяк» наряду с музыкой П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», джазовыми композициями Л.Армстронга, неподражаемым голосом Робертино Лоретта звучала музыка Ч.Абызова.
Композитору удается очень точно уловить характер и настроение постановки, будь то драма, музыкальная комедия или водевиль и подчинить музыку общему замыслу.
В заключение хочется сказать, свой семидесятилетний юбилей театр отмечает с хорошим потенциалом, в театре работает талантливая молодежь. Ставятся новые спектакли, пусть и не все из них войдут в историю татарского театра как произведения высокохудожественные. Есть надежда, что традиции, сложившиеся в театре, будут поддерживаться, а музыкальные постановки занимать достойное место в его репертуаре.
ЛИТЕРАТУРА
Габяши А. У истоков веры // Известия Татарстана. — 1994. — 14 января.
Гимранова Д. Перечитывая заново // Известия Татарстана. — 1993. — 5 ноября.
Даутова Р. Загидуллин подарил мамаше Кураж надежду // Вечерняя Казань.- 2000. — 23 мая.
Ибрагимов X. Шау-шулы көн // Ватаным Татрстан. — 1994. — 23 мая.
Илялова И. Театр имени К.Тинчурина. — Казань: Идельпресс, 2002.
Иняхин А. Да здравствует мелодрама // Культура. — 1999. — 28 октября.
Казань. — 2002. — № 3-4.
Сәхнә. — 2003. — № 5.
Татар совет театры. — Казань: Таткнигоиздат, 1975.

(Источник: Инсани фәннәр: эзләнү һәм табышлар. – Казан: Фикер, 2004).

Оставить комментарий


*