ТАТ РУС ENG LAT

Рамзи НУГМАНОВ: Насколько современен Тукай?

Сегодня с высоты столетия его произведений творчество Габдуллы Тукая не устаревает. Полнее говоря, Тукай не стареет не только в литературно-поэтическом, но я в культурно-историческом, идейно-философском, социально-политическом и учебно-воспитательном аспекте в целом. Более того, у поэта есть вещи, которые еще ожидают своего постижения.
Возможно, кто-то вспомнит, как в одном из номеров газеты «Звезда Поволжья» Р.Мухаметдинов высказался в том смысле, что «…пора прекратить обращения к стихотворению Г.Тукая «Не уйдем», которое было написано в 1913 году в сломленном болезнью состоянии поэта». Тут нужно уточнение, стихотворение было написано в полном здравии поэта, в 1907 году. «К единой цели мы идем, свободной мы хотим России» (пер. С.Липкина), — пишет Тукай. Устарела ли эта мысль поэта? Если исходить из общенациональной позиции, учитывая, что наш народ не ограничен пределами лишь республики, то мысль Тукая не устарела. Тукай видит Россию как художник, который накладывает на холст слой за слоем разные краски, где каждый слои соответствует тому или иному народу как государствообразующему субъекту. Отковырять тот или иной слой по чьей-либо прихоти едва ли реально. Г.Тукай этот вопрос очень хорошо осознает. Чеченский вариант национального развития Тукай далеко не рассматривает. У него другие идеалы.
Ну а какие идеалы бытия были развиты Тукаем, скажем, как теоретиком? Г.Тукай придерживался идеологии культурно-исторического развития татарского и других народов России. Причем термин «культура» для него не просто красное словцо, не украшение, как мы сегодня зачастую встречаем при рассмотрении диссертационных работ.
Можно вспомнить вступительное слово к его первому уроку, где Г.Тукай высказывает следующие слова: «Мы, представители молодой нации, которая сегодня вступает в новую ступень культуры, впредь так учиться не должны…» Как видим, поэт видит в народе именно носителя или субъекта культуры. С другой стороны, для Г.Тукая не существует разделение понятий «материальная культура» и «духовная культура». Культура для него — внутреннее свойство народа и каждой отдельной личности в том числе. Культура ничего общего не имеет с тем, насколько мы разбогатели или понастроили красот.
Несколько слов о том, насколько Г.Тукай современен для иноязычного читателя. Этот вопрос связан с тем, насколько совершенно мы переводим его произведения. Пожалуй, кроме Анны Ахматовой, еще никому не удавалось передать адекватно его произведения. Тукай пишет о людях, мы переводим дело на курей. «Даже куры в том Кырлае» петь умеют…» (С.Липкий), а Тукай, по-моему, пишет о том, что: «Тут селяне весь куриный род певучим назовут». Вывод такой, что творчество Тукая нами пока далеко не постигнуто.
Говоря о современности творчества Г.Тукая, надо сказать, что одним из критериев может служить возможность применения его стихотворных строк в качестве иллюстрации к художественным произведениям различных авторов.
Например, для анализа истории изобразительного искусства в Татарстане оказалось, что картины наших видных художников наиболее адекватно моделируются со стихами Г.Тукая, X.Такташа, Ш.Бабича и И.Юзеева. Кстати, идет подготовка к изданию учебника для 4-5-х классов «Изобразительное искусство Татарстана». И этот факт вселяет уверенность в том, что Г.Тукай нам современен.
Наконец, следует заметить, что язык Г.Тукая, включая его стилистическую сторону, очень актуален именно сегодня, когда истинные носители прекрасных образцов татарской речи уходят из жизни. Ушел из жизни «впередсмотрящий» культурологии, доктор филологических наук, академик М.Х.Хасанов. С его участием еле удалось закончить три новых учебника для татарских классов. А запланировано было около десятка. Однако вернемся к теме. Татарский язык в истинном своем существе нас приобщает к сказочной красоте арабской вязи времен мусульманского ренессанса IX-X вв. И в первую очередь мы это постигаем с помощью творчества Г.Тукая. И, естественно, чтоб он у нас еще сохранился как связующее звено между прошлым и будущим, нам надо еще строже беречь все его наследие.

Рамзи Нугманов, доктор культурологии, профессор
«Звезда Поволжья», 13-19 мая 2010 года

Оставить комментарий


*