ТАТ РУС ENG LAT
Халык Тукайны олылый, бөекли, инде әллә ничә буын аңа иман китереп, күңелен түгә. Ни өчен? Хикмәт нәрсәдә? Һәр милләт, һәр халык — кавеменең исәбе-санына, җиренең зурлыгы-киңлегенә...

Когда появился первый в мире памятник Тукаю?

Впервые вопрос об установлении памятника великому поэту появился сразу через несколько дней после его смерти. Тогда в 1913 году в одном из номеров газеты «Йолдыз», которая издавалась в то время в Казани, было опубликовано письмо читателя из Бухары с предложением установить памятник Габдулле Тукаеву в центре Казани. Деньги на монумент обещали выделить издатели сочинений поэта. Однако, как впоследствии написал И.Рами в литературном журнале «Совет әдәбияты», ныне «Казан утлары», в майском номере 1936 года, братья Шараф не захотели делиться правом на издание сочинений с другими издателями и отказались выделить деньги. Этот вопрос безуспешно поднимался юристом Ш. Мухаммедьяровым через пять лет перед членами культурного общества «Ташкын», а затем во время подготовки мероприятий к 20-летию годовщины со дня смерти поэта в 1933 году.
И лишь 14 апреля 1938 года спустя 25 лет со дня смерти Тукая президиум татарского областного исполнительного комитета вынес постановление, что в целях увековечивания памяти татарского народного поэта памятник будет воздвигнут в 1943 году. Этому событию помешали скорбные события Великой Отечественной войны.
В октябре 1949 года в прессе появляется сообщение, что известный скульптор Садри Ахун создал проект памятника. Было обещано разместить его в центре Казани. Однако татарская интеллигенция была сильно удивлена, когда, несмотря на обещание, памятник был передан общественности не в Казани. Еще спустя семь лет 23 сентября 1956 года состоялось открытие в родной деревне Тукая – Кушлавыч. Автором статуи стал русский скульптор И.А. Новоселов. Об этом в ноябре 1956 года было написано в статье «Фронтиспис» журнала «Совет әдәбияты», который еще в 1946 году писал о работах по подготовке к установлению памятника.
Об этом пишет в своей книге Михаэль Фридерих «Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы».

Оставить комментарий


*