Газета «Идель», выходившая в Астрахани, редактором которой был Абдурахман Умеров*, о приезде татарского поэта Габдуллы Тукая 29 апреля 1911 г. сообщает всего одной фразой: «Мәшһүр шагыйрьләремездән Габдулла әфәнде Тукаев шәһәремездә мөсафирдыр» (В наш город приехал известный поэт Габдулла Тукаев. – Пер. авт.). Других сведений о пребывании Г. Тукая газета не дает. Можно предположить, что на это были определенные причины, в частности, просьба самого поэта не афишировать его приезд. Но нельзя согласиться с тем, что, как говорилось в одной из заметок в газете «Астраханский край», вышедшей через четыре дня после отъезда поэта под инициалами «А. Р.», татарская общественность города не обратила внимания на приезд известного татарского поэта Г. Тукая. По воспоминаниям людей, сохранившимся фотографиям, письму самого Г. Тукая в Казань, можно предположить, что его месячное пребывание в Астрахани было довольно интересным.
Поэт прибыл в Астрахань на пароходе «Тургенев» и расположился в гостинице «Люкс», затем переехал к Сагиду Рамееву**, работавшему в то время в редакции газеты «Идель» и жившему в доме Даута Мухаммедова (отца писательницы Гульсум Мухаммедовой).
Скорее всего истинной причиной поездки Г. Тукая в Астрахань было желание поправить здоровье. Известный драматург публицист доктор азербайджанец Нариман Нариманов*** (1870-1925), увидев больного Г. Тукая, сказал, что надо было приехать на год-два раньше, но все же посоветовал полечиться кумысом. Следуя совету Н. Нариманова, Г. Тукай, живя в с. Калмык Базары в доме учителя и друга Шахида Гайфутдинова (Гайфи) (1881-1925), пил кумыс. По воспоминаниям его младшего брата Ханафи Гайфутдинова, который через день привозил поэту кумыс, Тукай пил его очень неохотно, но перед отъездом поблагодарил мальчика и выглядел посвежевшим. Шахид вместе со своей женой Нурбиби в присутствии Г. Тукая ставил сценки на стихотворения поэта. Ханафи Гайфутдинов вспоминал, что Шахид переоделся хаджием, а его жена молодой девушкой. На пол поставили угощения: конину, гуся, кумыс. Друг Шахида фотограф И. М. Бочкарев снимал эти сценки, позже отправил их в одно из берлинских издательств. Вышеописанное в дальнейшем распространилось на цветных открытках на русском и татарском языках со строчками из стихотворения Г. Тукая «Песнопение одного шейха» (1) (1908):
И, Ходай! Мәгълүм сиңа, тик яхшылык касдымыз,
Зикремездер: казы, кузы, яшь кенә кыз, каз, кымыз.
Юкны сөйлиләр җәдитләр, чыннан әһминсафлә без,
Мактыйбыз ич Тәңремезне шитә бу бит «каф»лә без.
(О, Аллах! Тебе известно, что наша цель только благая, наше восхваление: вяленое мясо, молодая баранина, молодая девушка, гусь, кумыс. Неверное говорят джадиды, в действительности мы люди благочестивые, ведь мы восхваляем Тенгре вот с этим «каф»ом. – Пер. авт.).
Таким же образом были театрализованы стихотворения «Егет иле кыз» (Парень и девушка), «Шайтанның муенына» (На шею дьяволу).
5 мая 1911 г. Г. Тукай пишет письмо в Казань редактору журнала «Ялт-Йолт» (Сверкание) Ахмеду Урманчееву о том, что он живет вместе с Сагидом Рамеевым, каждый день ходит в гости, ест мясо, пьет кумыс, что начал чувствовать в себе душевную и физическую силу. Поэт выслал А. Урманчееву несколько статей для публикации и пообещал в следующем письме отправить статьи и стихотворения. Он просит ответ (и деньги) высылать на имя Рамеева в редакцию газеты «Идель», подчеркивая, что отправлять на его личное имя нельзя, проявляя таким образом некоторую осторожность в этом вопросе. Из письма можно также узнать, что творческая деятельность поэта не прекратилась и в Астрахани: он написал столько произведений, что их хватило бы для целого сборника (2).
Племянник Д. Мухаммедова Валит Алиев вспоминал, что Н. Нариманов каждый год во время цветения ромашек организовывал «Праздник белых цветов»****, проводя кампанию борьбы с туберкулезом. В этом мероприятии он пригласил принять участие и приехавшего Г. Тукая. Митинг под тем же названием, что и праздник, прошел в Губернаторском саду (ныне Братский садик). В своем приветствии к собравшимся Н. Нариманов отметил необходимость помощи каждого делу борьбы с туберкулезом. Г. Тукай также произнес речь, сделав акцент на просвещении народа и приближении его к культуре (3).
По сохранившимся воспоминаниям о пребывании поэта в Астрахани можно восстановить несколько эпизодов этой поездки. Так, Г. Тукай вместе с редакцией газеты «Идель» был приглашен на дачу Латыпа Умерова в с. Самак (Семиковка), где проходила маевка. Д. Мухаммедов организовал поездку Г. Тукая на моторной лодке в с. Новый Аскер. В Тияке (татарский район Астрахани) был проведен литературный вечер, на котором Г. Тукай рассказал о народной литературе, а артисты Габдрахим Адаков, Бари Аминов, Аждар Муратов и другие прочли стихотворения Г. Тукая.
Сохранилось много свидетельств о встречах Г. Тукая с известными астраханцами: Габдрахимом Самаки (Абубекеровым), с которым поэт работал в типографии г. Уральска; наборщиком и помощником редактора газеты «Идель» Калимуллой Курамшиным (1886-1931) (дочь К. Курамшина Зайнап вспоминала, что спала на коленях Г. Тукая, который убаюкивал ее своим стихотворением «Сабыйга») (4); муллой Габдрахманом Ниязи*****, часто печатавшимся в газете «Идель»; торговцем кожами Абубакиром Дашкиным; учителем Тиякской школы для мальчиков Гани Ниязи******.
Наборщик газеты «Идель» Габдерахим Утабалиев вспоминал, как однажды вместе с Г. Тукаем и С. Рамеевым они поехали на Татар-Базар. Не обратив особого внимания на товары, Г. Тукай побежал к карусели и, взобравшись на деревянного коня, с большой радостью и с детской непосредственностью кружился много-много раз, чем удивил наблюдавших эту картину.
Во время пребывания Г. Тукая в Астрахани с концертом приехала певица Марьям Искандерова (родом из г. Касимова, выпускница Петербургской консерватории). Д. Мухаммедов и С. Рамеев почти насильно повели Г. Тукая на этот концерт, который проходил в Летнем театре сада «Аркадия».
Перед отъездом Г. Тукая в его честь в Зимнем театре под руководством артиста Зайни Султанова******* был организован большой вечер, после которого все фотографировались. На этом вечере впервые выступила актриса Сара Байкина********.
6 июня Габдуллу Тукая проводили Казань I классом парохода.
Астраханские татары знали и любили Г. Тукая. В этой связи интересен следующий факт: по сообщению газеты «Вакыт» в 1913 г. сразу после смерти поэта в Астрахани именем Тукая был назван пароход.
Открытка по мотивам стихотворения Г. Тукая «Песнопение одного шейха».
Из фондов Национального музея Татарстана.
Калимулла Курамшин. Астрахань, начало XX в.
Из фондов Национального музея Татарстана.
Летний театр в саду «Аркадия». Астрахань, 1906 г.
Из фондов Национального музея Татарстана.
* Умеров Абдурахман (Габдрахман Умари) (1867-1933), религиозный деятель,
богослов, издатель. Ученик Ш. Марджани. В 1889-1902 гг. преподавал в
медресе «Марджани». В 1892 г. в Астрахани открыл медресе «Низамия». В
1907-1914 гг. – издатель и редактор газеты «Идель». С 1917 г. – мухтасиб
Астраханской губернии. Автор исторических и богословских сочинений,
учебных пособий. Необоснованно репрессирован.
** Рамеев Сагид
Лутфуллович (1880-1926), поэт. В 1906-1907 гг. – ответственный редактор
газеты «Таң йолдызы», один из организаторов журнала «Таң межмугасы».
Близкий соратник и друг Г. Тукая.
*** Нариманов Нариман Кербалай
Наджаф оглы (1870-1925), азербайджанский писатель. В 1908-1914 гг.
находился в ссылке в г. Астрахани, где принимал активное участие в
культурной жизни мусульманской общины города.
**** По некоторым
данным, «Праздник белых цветов» начал проводиться лишь с 1912 г., хотя
воспоминания В. Алиева относятся к 1911 г.
***** Ученик А. Умерова, впоследствии его друг и единомышленник, мухтасиб Астраханской области.
****** Ученик А. Умерова.
*******
Султанов Зайни (Сулейманов Зайнелгабидин Губайдуллович) (1892-1952),
актер, режиссер. Сценическую деятельность начал в г. Астрахани (1907). С
1925 г. – в труппе Татарского академического театра. Народный артист
ТАССР (1939), заслуженный артист РСФСР (1940).
******** Байкина Сара
Набиевна (1895-1972), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1940).
Сценическую деятельность начала в Астрахани (1912). Работала в театрах
Казани, Оренбурга, Уральска. В 1923-1941 гг. – в Крымско-татарском, в
1944-1956 гг. – в Андижанском узбекском драматических театрах.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Тукай турында истелекләр. — Казан, 1986. — Б. 151.
2. Тукай Г. Әсәрләр. — Казан, 1977. — 4 т. — Б. 318.
3. Тукай турында истәлекләр… — Б. 153.
4. Рәсулева З. Тукай эзләреннән. — Казан, 1985. — Б. 55-56.
Джамиля Загидуллина,
научный сотрудник Национального музея Татарстана
(Источник: Гасырлар авазы–Эхо веков. – Научно-документальный журнал. № 1 (43), 2006).