ТАТ РУС ENG LAT

Оксана ОПРЯ Образовательное и воспитательное значение обращения к творчеству Г.Тукая на занятиях по русскому языку

Для того, чтобы вызвать интерес к занятиям по русскому языку в группах с казахским языком обучения, была задумана литературная экскурсия в Уральский музей гениального татарского поэта, нашего земляка Габдуллы Тукая.
Такая экскурсия ставит целью не только вызвать интерес к предмету. Цели в данном случае более широкие. Экскурсия дает возможность общения во внеаудиторной обстановке, расширяет кругозор студентов, знакомит их с литературным и историческим прошлым Уральска, дает пищу для нравственных раздумий.
По пути в музей обращаю внимание студентов на памятник Г.Тукаю, билборд со словами о поэте. До экскурсии студентам было дано задание выучить стихотворение "Родной язык" и теперь, стоя около билборда, преподаватель и студенты хором цитировали строки этого стихотворения. Следуя по улице Г.Тукая до музея, вели беседу об историческом прошлом Уральска, о старых названиях улиц, переулков, об архитектурных особенностях строений в старой части города.
Музей Г.Тукая имеет приятный внешний облик, а внутреннее оформление сделано на высоком профессиональном уровне. Провести рассказ о Тукае попросили профессора, доктора педагогических наук Разака Абузярова. Он многие годы занимается изучением творчества татарского поэта, ему принадлежит заслуга создания музея в г. Уральске.
Рассказ о судьбе поэта начинается с помещения, в котором купцы 19в. хранили свои "золотые запасы". Именно здесь располагалась первая татарская газета "Фикер". Студентам интересно рассматривать фотографии печатных станков, наборный реал с кассой для букв. Они узнают, что Тукай издавал газету, которая распространялась по территории всей России. Поэт печатал в ней и свои стихотворения, прославившие его имя в веках.
Пока совершается подъем на второй этаж, звучит гимн всех татар – песня на стихотворение Г.Тукая "Родной язык" на татарском языке, при входе в комнаты – строки из первой суры Корана "Фатиха". Такое музыкальное сопровождение дает эмоциональный настрой, будит чувства слушающих. Экскурсовод подчеркивает, что значение Тукая как евразийского поэта велико. Его вклад в развитие родной татарской культуры и литературы огромен. Студентов трогает до слез рассказ о сиротском детстве поэта, его скитаниях из семьи в семью, приезд в Уральск и раннее вступление во взрослую жизнь. Значительную роль в развитии и формировании Тукая как личности и поэта сыграл его учитель имам Красной мечети г.Уральска Мутыгулла Тухватуллин. Здесь следует подчеркнуть, что именно от учителя Тукай получал образование и культурное воспитание. Так в сознание студентов входят имена поэтов и писателей мусульманского средневекового Ренессанса – Рудаки, Фирдоуси, Хайяма, Ибн Сины. Кабинет учителя, отгороженный стеклом, кажется сказочным потусторонним миром, который откроет свои тайны лишь для тех, кто жаждет этого. Просмотр книжной витрины с портретами русских писателей и поэтов наводит на мысль о великом значении русской литературы в развитии Тукая. Простоте языка, народности образов Тукай учился, читая сказки А.С.Пушкина. И создал знаменитую поэму-сказку "Шурале". Повлияли на него и произведения Лермонтова, Толстого. Так выстраивается золотая нить – "Пушкин – Тукай – казахские поэты и писатели". Необходимо подчеркнуть роль Тукая в установлении культурной связи между татарским и казахским народами. Это воспитывает в студентах уважение к другим культурам, заставляет гордиться такими земляками, быть патриотами.
Важен и этнографический аспект экскурсии, когда обращаем внимание на национальную татарскую одежду, предметы быта, музыкальные инструменты. Это способствует воспитанию бережного отношения к народным традициям, обычаям. Со слов экскурсовода узнаем, что в здании гостиницы "Казань" собиралась татарская интеллигенция. Образованная молодежь собиралась здесь для чтения, бесед, культурных развлечений. Участвовал в этом и молодой Тукай. Уральская земля, делают вывод студенты, стала колыбелью таланта Тукая, его второй родиной.
По возвращении в аудиторию, происходит беседа со студентами о прошедшей экскурсии, выстраивается сначала устный рассказ. Затем дается задание написать сочинение "Мои впечатления о музее". Лучшие зачитываются в аудитории, стараясь отметить достоинства работы. Отрывки из некоторых сочинений: "Тукай – великий поэт, великая личность. Он родился в Уральске. Это его поэтическая родина, поэтическая Кааба" (Утегалиева Д., 4105 гр.), "Мне очень понравилось оформление музея и то, что каждая вещь стоит на своем месте" (Шетеева А., 4105гр.), "Меня очень поразила играющая музыка и оформление музея. Были предметы и вещи Тукая, колыбель, книги его и написанные о нем, кабинет мастера и учителя Тукая" (Губайдуллина Л., 4104 гр.), "Наш земляк, народный писатель Казахстана Жубан Мулдагалиев нам оставил строки:
Татарин, брат радушный мой,
Нас узы вечные связали,
Единству близнецов под стать
Строки Пушкина, Абая –
Слушай их хоть до утра!
Строки славного Тукая,
"Камажай", "Бибисара". (Кырыкбаев Е., 4104гр.) "Мне   была очень интересна история Габдуллы Тукая, его стихи восхитительные. Он удивительный поэт, великая личность" (Зейнешова А., 4104 гр.).
Думается, что задуманная экскурсия удалась. Она способствовала воспитанию патриотизма, любви к литературе и, прежде всего, к творчеству Г.Тукая, уважению к культуре других народов.

Оксана ОПРЯ, к.ф.н., ЗКГУ им. М.Утемисова (Уральск)

(Источник: Проблемы формирования евразийского мышления: Сб. мат-лов 5-ой
Междунар. науч.-практ. конф./Под ред Р.А.Абузярова. Уральск, 2008. – 220
с.)


Оставить комментарий


*