14 октября 2014 г. в Крыму, в Музее крымскотатарского искусства города Симферополя начала свою работу выставка “Единение. Мир Калиграфии”, организванная по случаю 700-летия мечети хана Узбека.
Три художника-каллиграфа из Казани представляют на выставке древнюю исламскую традицию в процессе её возрождения – от традиционных классических форм, принятых у татар Поволжья и Крыма, до современных, остро оригинальных композиций и техник. В Средневековье каллиграфические традиции булгар и крымских татар были едиными – как часть общего арабоязычного священного искусства мусульман. Немаловажно, что и православные московские государи (вплоть до Петра Первого) имели свои тугры – именные знаки, исполненные арабским письмом, специально для дипломатической переписки с властителями Востока. Так каллиграфия служила общению между народами (славянами и тюрками) ещё в Средние века.
Наджип Наккаш – профессиональный филолог, исследователь древнебулгарской литературы, возродил каллиграфию в Поволжье в 1990-ые годы. Он увлёк современников жанром «тугры» – древнетюркского родового знака, который в наше время стал эмблемой, гербом, лейблом личности или фирмы. А также средством возрождения и укрепления семейных ценностей – ибо через родовую память, выраженную зримо, укрепляются связи поколений.
Однако, расцвета эта древняя традиция достигла в творчестве заслуженного художника Российской Федерации и Республики Татарстан, народного художника Татарстана, заслуженного деятеля искусств РТ, лауреата Госпремии Татарстана им. Г.Тукая Владимира Попова. Высокий профессионал реалистических форм живописи и графики, он увлёкся каллиграфией… в 70 лет. Показал свои открытия на многочисленных выставках в странах Ислама, организовал выставочный проект «Каллиграфия за мир» совместно с мастерами из Турции, Марокко и Новой Зеландии. А к своему 90-летию в 2014 году получил высшую государственную награду Татарстана в сфере культуры – Госпремию имени Габдуллы Тукая.
Его свободная фантазия сотворила новый феномен – каллиграфию 21 века. Попов – ветеран Великой Отечественной войны, бравший Берлин, награждён тремя боевыми орденами и более чем пятнадцатью медалями. Участвовал в сражениях на севере Крыма за Сиваш. В послевоенное время не раз бывал на пленэрах в Крыму, где наряду с реалистическими пейзажами создал акварельные пейзажи с кораническими аятами по-арабски.
А тугры Попова исключительны и по неожиданности композиционных решений и по глубине психологической портретности. Среди них вновь возрождённая традиция арабоязычных тугр для первых лиц Государства Российского – Путина, Медведева, Шаймиева и др. – а также глав исламских государств мира.
Третий участник выставки – студентка турецкого университета, молодая ученица Попова Гульназ Исмагилова – пример эстафеты «от учителя к ученику». Её творчество – залог того, что исламская каллиграфия вдохновит ещё не одно поколение молодёжи.
Экспериментальное творчество Газинура Рахматуллина, который свои работы называет «растровой изо-трансформацией», дополняет каллиграфическую экспозицию и сюжетно и по форме. Сюжетно это виды тюркских святынь в Казани, Булгаре и Крыму. А по форме это исполненные с помощью современных оптики и компьютерных технологий, космические по мироощущению пейзажи. Зритель его картин становится «халифом», которому Творец открывает бесконечную Вселенную.
В экспозицию также включены экспонаты из фондов Крымскотатарского музея искусств: вышивки, амулетницы, копии писем крымских ханов, репродукции каллиграфических произведений крымских мастеров 19-20 вв. Мехмеда Назифа и Халима Озьязыджы, а также работы современных крымскотатарских художников Гульнары Османовой, Абдюля Сеит-Аметова и Лили Абибулаевой.
Куратор выставки – московский исламский культуролог, поэт и журналист Джаннат Сергей Маркус. Он убеждён, что именно Казань дала почву этим художникам, как перекрёсток культур Востока и Запада, как волжские врата России в Азию. А Казань и Крым – части единого в культуре, языке и религии Тюрксой – Тюркского мира с его исламской верой. Современная Россия наследует и творчески развивает многообразные традиции Евразийской цивилизации с её тюркскими и славянскими корнями, традициями Веры Авраамовой (православия и ислама).
Название выставки – «Единение. Мир каллиграфии» – побуждает зрителя к творческому размышлению над вопросами: что такое многообразие в Единстве, единство Творца, взаимообогащение культур и народов. На выставке посетители смогут увидеть и сами произведения, и видеофильмы, а также пообщаться с авторами, пройти мастер-классы и получить буклеты, постеры и открытки.
islamnews.ru