ТАТ РУС ENG LAT

Батыр-Булгари (Батыркаева) Луиза Миннигалеевна – композитор

Композитор Луиза Миннигалеевна Батыр-Булгари (Батыркаева) за цикл песен в 2006 году была награждена Госпремией РТ им. Г.Тукая.


Луиза Батыр-Булгари


Луиза Миннигалеевна Батыр-Булгари (Батыркаева) принадлежит к числу композиторов, чья музыка получила широкую популярность не только в республике, но и далеко за её пределами. Родилась 14 августа  1953 г.года в с. Бобровка Арамильского района Свердловской  области (ныне Екатеринбургской). В 1957 г. семья переехала в г.Казань. Здесь она получила музыкальное образование в ДМШ №3, затем в Музыкальном училище в классе композиции Ю.В.Виноградова (1969 – 1973) и в Казанской консерватории (1973 – 1978) в классе  композитора Р.Н.Белялова. Заниматься композицией Батыр-Булгари начала еще со школьной скамьи, создавая песни, пьесы для фортепиано, музыку к школьным спектаклям. Её рондо для фортепиано «На Сабантуе» в 1968 г. исполнялось на Всероссийском конкурсе юных пианистов и получило высокую оценку композитора Д.Б.Кабалевского.
Основное место в творчестве Л.Батыр—Булгари занимают песни и музыка к театральным спектаклям. Но именно в песне  наиболее ярко определился её  талант. Она – великолепный мастер  всех жанровых разновидностей  данной области музыкального искусства, как  эстрадно-концертной, бытовой, так и  гражданско-патриотической; как  сольной, так и ансамблевой, хоровой.   Простота  и искренность  выражения чувств, естественная мелодичность интонаций, музыкальная образность песен Л.Батыр-Булгари привлекают слушателей и исполнителей.
Основная тематика песенного творчества композитора — это размышления о судьбе современного человека, его радостях, печалях, горестях, его неразрывная связь с родной природой, землей, родным домом. Однако в последнее время заметна большая тяга композитора к историческому прошлому татарского народа, к его булгарским истокам. Результатом философского размышления автора о драматической судьбе народа, его сокровенных чаяниях явилось создание таких песен как "Ай, Булгарым, ай, Биләрем" (Ой, мой Булгар, мой Биляр) на сл.Н.Касимова, "Синдер, татар кешесе" (О, мой татарский народ…) на сл.Г.Рахима, "Изге Рамазан" (Святой Рамазан) на сл.Н.Яхиной,  "Ќимерелгән мәчет турында баллада" (Баллада о разрушенной мечети) на сл.З.Хакима, "Изге Биләр  тавы" (Святая гора Биляр) на сл.Р.Валеевой, «Кол Шәриф мәчете» на сл. А.Рашита, «Сљембикә моны» (Печаль Сююмбики) на сл. Г.Гариповой, «Без тарихта эзлебез» (Мы – истории след) на сл. А.Юнусовой  и др. В своем вокальном творчестве Л.Батыр-Булгари не оставляет без внимания и драматическую судьбу  великих сынов татарского народа – поэта Г.Тукая и писателя Г.Исхаки. Их памяти посвящены песни «Кушлавыч Тукай каеннары» (Березы Тукая), «Син, изге Кырлаем» (Ты, мой священный Кырлай) на сл. Ф. Гизатуллиной, «Кайтты янадан Исхакый» (Вновь вернулся Исхаки) на сл.Ф.Тархановой и др.  И все же  притягательная  сила её мелодизма заложена в лирических песнях на любовную, интимно-романсную тему, образное настроение которых чутко передает автор. Многие песни Батыр-Булгари получили всенародное признание, благодаря таким известным мастерам татарской эстрады, как З.Сунгатуллина, В.Ганеева, А.Файзрахманов, Р.Ибрагимова и др. Однако нельзя не отметить, что и песни композитора также способствовали молодым, начинающим певцам  приобретению популярности.
Луизу Батыр-Булгари отличает удивительно бережное отношение  к татарскому фольклору, использование  его характерных особенностей с сохранением своеобразного феномена "моң" и органичный синтез национального музыкального языка с уже утвердившимися принципами и средствами мировой музыкальной культуры. Авторские поиски  нового стилистического музыкального языка, новых современных средств выразительности, характерных для эстрадной музыки с одной стороны и  простота, глубокая искренность и задушевность музыки с другой –  являются основными причинами столь глубокой  и широкой  популярности  песен Л.Батыр-Булгари. Её такие песни, как «Мин сине шундый сагындым» (Я тоскую по тебе) на сл. Ф.Зыятдиновой, «Су буеннан әнкәй кайтып килә» (Песня о матери) на сл. Х.Аюпова, «Кайту» (Возвращение)  и др. стали подлинно народно-бытовыми.
Композитором Л.Батыр-Булгари написана музыка к более 20 спектаклям. Это – музыкальные драмы,  комедии, мюзиклы, сказки, поставленные в различных театрах Казани, Альметьевска, Набережных Челнов, Астрахани, Барда (Пермская область). Песенное и театральное творчество композитора неразрывно связаны. Многие песни из спектаклей приобрели самостоятельную жизнь, как на эстраде, так и в быту.
Особенно большое внимание Л.Батыр-Булгари уделяет внимание музыке для детей и юношества. В основном – это песни и музыкальные спектакли, отличающиеся яркостью и образностью мелодики, удобные для исполнения самими детьми. Ярким примером тому служат концертные шоу, поставленные по песням композитора, записанные Республиканским телевидением.  К 30-летию своей творческой деятельности Л.Батыр-Булгари  подготовила с детскими эстрадными коллективами специальную программу, которая была показана не только в городах и районах республики, но и в Болгарии. За эту работу композитор была награждена в 2000 г. дипломом «За творческий вклад в развитие дарований детей и молодежи».  Следует отметить сотрудничество Л.Батыр-Булгари со сборной командой Татарстана по художественной гимнастике, для которой она написала более 20 музыкально-спортивных композиций, за что была отмечена грамотой Комитета по физической культуре и спорту.
Параллельно с активной творческой деятельностью, Л.Батыр-Булгари более 10 лет проработала в Татарском книжном издательстве в должности музыкального редактора. При её участии в качестве составителя и   редактора были опубликованы многочисленные сборники, хрестоматии для музыкальных школ, детские и популярные песенники. Особо стоит отметить её работу как редактора-рестовратора авторского клавира известного балета Ф.Яруллина «Шурале».
Большое место в творческой жизни композитора занимает музыкально-общественная деятельность. Это – творческие встречи, выступления с концертами, репетиционная и студийная работа с исполнителями. Многие солисты, подготовленные композитором,  с её песнями становились лауреатами и дипломантами конкурсов различных уровней.
Начиная с 1982 года,  Л.Батыр-Булгари неоднократно удостаивалась звания лауреата и дипломанта многочисленных республиканских конкурсов на лучшую песню. Её творческая и музыкально-общественная деятельность  высоко оценена правительством Татарстана: композитор награждена званиями засл. деятеля искусств РТ (2000),  лауреата Государственной премии РТ им. Г.Тукая (2006).

Список произведений:

Симфонические: Концерт для скрипки с оркестром (1978); Концертино для фортепиано с оркестром (1987); Сюита-фантазия «Болгар ядкаре» для кубыза, курая, флейты, волынки и оркестра (2004);

Музыка для театра: «Туйда барыйк кызлар карыйк» (Девушки-красавицы) Р.Валеева (1989); «И, машина, машина» Р.Валеева (1989); «Уеннан уймак» (Доигрались) Ш.Зайни (1990); «Минем әти – мировой» Мой отец – мировой)  И.Юзеева (1991); «Карт гашыйк» (Влюбленный старик)  (1992);

Музыка для детского театра: «Ќырлап узган җәй» (Лето, прошедшее с пением песен) Н.Даули (1988); «Невеста падишаха» М.Гилязова (1989); «Ожмах балалары» (Дети рая) М.Маликовой (1990); «Сихерләнгән урман» (Заколдованный лес) Р.Мингалима (1991); «Җен кызы» (Дочь джина) Зульфата (1992); «Үтәчләрдән хәбәр килгән» (Клочки по заулочкам) Г.Остера (1993); «Бардым кулгә, салдым  кармак» (Закинул удочку) Р.Курбана (1996); «Ак күлмәктә – кара елан» (Черный змей в белом платье) З.Думави (1997); «Африка хикмәтләре» (Африканские приключения) Г.Каюмова (1999); «И, кызык Шурале» (О, забавный Шурале) Г.Зайнашевой (2000); «Камыр-батыр» С.Хусни (2002); «Сер тотмас урдәк» (Болтливая утка) А.Алиша (2004); «Үч каурые» (Три перышка) Ф.Тархановой  (2005).

Камерно-инструментальные: Пьесы для фортепиано; Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1977); Ноктюрн для виолончели и фортепиано (1988).

Вокальные: более 700 песен. Из них опубликованы в сборниках – «Якты моннар» (Мелодии души). Казань, 1988;  «Хәрефле шакмаклар» (Алфавитные кубики). Казань, 1997; «Сайра моңлы сандугач» (Звонче пой, соловушка). Казань, 2001; обработки татарских народных песен  (более 100).

Литература: 


Садђ Г. «Моң — күңел ачкычы» / Азат хатын, 1983, №4;
Юсупова Р. «Луиза Батыр-Булгари» /Азат хатын, 1988, № 6;
Юсупова Р. «Сусау” / Азат хатын, 1989, №3;  Гәлемханова Н., 
Гәрәева Н. “Сайра моңлы сандугач” / Мәгәриф, 2002, № 11; 
Салитова Ф.Луиза Батыр-Булгари / Татарская энциклопедия. Т. I. Казань, 2002. С.314;
Мохтасар Г. «Ќырчы тәлинкә» /  Сабантуй, 1992, № 18; 
Гыйлметдинова З. "Кадерле кадр" / Сәхнә,  2004, №4.
                                           

(Источник: Композиторы Татарстана. — Москва: Издательство «Композитор», 2009. — 260 с.)


 

Оставить комментарий


*