Куда цензуры делся гнет,
Гоненья, рабство и разброд?
Как далеко за этот год
Все унеслись невзгоды!
Татарин, русский ли — взгляни:
Теперь права у всех одни.
Зипун и фартук в наши дни
Узнали вкус свободы.
Закрыт цензурный комитет,
Чернилам красным сбыта нет,
И обанкротились вослед
Чернильные заводы.
Немало в стычках боевых
Джигитов гибло молодых,
Запомнит мир, что кровью их
Политы воли всходы.
Студенты — львы родной земли —
За вас на виселицы шли,
Навечно славу обрели,
Сражаясь в эти годы.
Шли гордо, жертвуя собой,
Не плачем — песней боевой
В час оглашались роковой
Их казематов своды.
Уже не надо нам молчать —
Ведь с наших уст снята печать,
И соловьев своих опять
Услышали народы.
Свободны перья и умы,
Всем павшим благодарны мы,
Восставшим против зла и тьмы
Борцам стальной породы.
Мир благородным душам их!
Ценой великих мук земных
Они для нас — для всех живых —
Зажгли зарю свободы.
Перевод Р.Морана
Оригинал на татарском: Хөррият хакында
(«О свободе» (Из сборников: Тукай Г. Стихотворения: Пер. с татар. — Л.: Сов. писатель, 1988, — 432 с.; Избранное: Стихи и поэмы/Габдулла Тукай, — Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. — 192 с.). Одно из первых стихотворений Тукая, написанное под непосредственным влиянием революционных событий 1905 г. в России, которые вынудили царя Николая II обнародовать так называемый «Манифест 17 октября». В нем обещались свобода слова, печати, собраний, созыв законодательной Думы, равноправие наций. Либерально-буржуазные партии принялись восхвалять царский манифест, сеять конституционные иллюзии. Молодой Тукай вначале также поверил этим обещаниям и восторженно встретил манифест, возлагая надежду, что, как только соберется Дума и будет принята конституция, народы России обретут наконец права и подлинную свободу. Больше всего радует его обещанная свобода печати. В своих стихотворных посланиях («В саду знаний», «Слово друзьям», «О единстве», «Стрелы» («Уклар»), «Не только для газеты «Фикер»», «Газетным наборщикам» и т. д.) он приветствует выход первых периодических изданий на татарском языке, обращается к читателям с призывом подписываться на новые газеты и журналы; слагает оды в честь науки, поэзии и литературы; призывает молодое поколение усердно учиться, беречься от распущенности и расточительства, советует упорно трудиться и высмеивает консервативное духовенство (стихотворения «О перо!», «Голос с кладбища мюридов», «Трутням»). Однако восторги, которым предавался Тукай после «Манифеста 17 октября», оказались недолгими: событя, следовавшие одна за другим, быстро развеяли его иллюзии. А после разгона царским правительством в июле 1906 г. I Государственной думы надежды поэта окончательно рухнули. Он понял, что издание царского манифеста — маневр, с помощью которого хотят потушить революционный пожар. Чернилам красным сбыта нет. Цензоры пользовались, как правило, красными чернилами).