Откуда взялись татары на берегах Урала? Это, в основном, были те
булгары, которые охраняли границу Булгарского государства. Селились
здесь и русские, бежавшие из центральных районов России от бар, от
холопства, женились на булгарках, обрастали семьями. Постепенно
сложилась в крае казачья вольница — наполовину из татар и русских. Села
вниз по Уралу до сих пор хранят следы местного тюркского населения:
Большой и Малый Чаган, Балаган, Кушум, Кожехар, Мергенево и т.д. До
революции в них немало было и татарских казачьих семей — не менее 90 в
одном Кушуме. Были около сел до Отечественной войны и каменные бабы —
балбалы, в степи есть еще курганы.
(Р.И.Нафигов «Наш Тукай. Новые страницы из жизни Поэта»)
Для правильного понимания истоков творчества Г.Тукая, его генетических,
национальных, духовных корней (казанский диалект татарского языка,
предания, легенды, песни, сказки, образование), надо знать, что все это
пришло в Татарскую слободу Уральска, где жил и учился Тукай, из
Заказанья. По обычаям, традициям, языку жители татарской слободы мало
отличались от жителей районов Заказанья. Именно в Уральске Тукай слушал
вариант сказки «Шурале», который в литературной обработке изложил в
своей поэме. (Основана Татарская слобода в 1821 г. Жители ее постоянно
поддерживали связь с исторической Родиной, часто гостили в Заказанье).
Значительно отличались от них жители ногайского поселения у берега
Урала. Это ногайцы, по сословной принадлежности казаки, по
вероисповеданию — мусульмане. Возможно, ногайский поселок появился
раньше яицкого городка. Их называли Теке ногаи. И тех и других русские
называли татарами, казахи – ногаями. (На ногайские и татарские делились
и села области).
В районе Новобазарной мечети жили татары из разных губерний России.
(Профессор ЗКГУ, председатель Евразийского центра Г.Тукая Р.А.Абузяров)
(Источник: Абузяров Р.А., Туаева З.И. Уральск в судьбе Габдуллы
Тукая. – Уральск: Редакционно–издательский отдел ЗКГУ, 2002. – 128 с.)