В городе Казани Республики Татарстан сохраняется немало памятных мест, связанных с жизнью и
творчеством Габдуллы Тукая. Они находятся прежде всего на территории
Старотатарской слободы, которая в течение нескольких веков была
единственной хранительницей городской культуры казанских татар,
средоточием её социально-экономической, политической и культурной
жизни, духовным центром татарской нации.
Известно, что на Сенном базаре Казани, который занимал четверть
современной улицы Московской, от улицы Г. Камала до улицы Татарстан, на
маленького Тукая обратили внимание бездетный ремесленник Мухамметвали и
его жена Газиза. Они взяли Габдуллу к себе домой и усыновили. Тукай жил
в этой семье с середины 1891 до первой половины 1892 года, когда
Мухамметвали и Газиза оба сильно заболели и отправили его обратно
в Учили к деду.
Учительница татарской гимназии №1 Гульчира Шамсутдинова обнаружила
фотоснимок дома, где жили приёмные родители Габдуллы Тукая Мухамметвали
и Газиза. Этот снимок теперь хранится в музее гимназии. Дом был снесен
в 1966-1967 годах. Поэт посетил этот дом после приезда в Казань из
Уральска. Сейчас на месте снесённого деревянного здания стоит
пятиэтажный многоквартирный дом (улица Мазита Гафури, дом № 3).
Дом ремесленника Мухамметвали, в котором воспитывался маленький Габдулла.
Музей татарской гимназии №1
В начале октября 1907 года поэт переехал из Уральска в Казань на
постоянное жительство. Он остановился в номерах гостиницы «Сарай»
(улица Парижской Коммуны, дом № 9) в комнате № 9 (по некоторым данным,
комната № 14). Окошко номера девять смотрит во двор гостиницы. Тукай
жил в этих номерах вместе с Вафой Бахтияровым. Он написал здесь немало
своих знаменитых произведений.
В здании, где находились номера, в те годы работала редакция газеты
демократического направления «Азат халык» под руководством Габдуллы
Апанаева.
В начале 1908 года Тукай переехал из гостиницы «Сарай» в номера
«Булгар» (в комнату № 40). Номера «Булгар» находились на перекрёстке
современных улиц Татарстан и Московской. На втором этаже гостиницы при
Тукае располагалась редакция татарской газеты «Умид», а на первом этаже
— издательство «Сабах», где печатались книги поэта.
Номера «Болгар»
По воспоминаниям современников поэта, комната, в которой он поселился,
была сырой и холодной. Это плохо отражалось на здоровье поэта. В
декабре 1912 года Габдулла Тукай переехал в номера гостиницы «Амур»
(улица Московская, дом № 70). Её хозяевами были братья Рамазановы,
которые владели также гостиницами «Сарай» и «Булгар».
Номера «Амур»
На улице Московской мы можем увидеть около десятка зданий, которые хранят память о пребывании поэта в этой части города.
Номера «Амур»
Рядом с номерами «Булгар» со стороны улицы Московской был магазин
Габдуллы Кильдишева, торговавшего татарской разновидностью колбасы,
называемой «казылык».
Габдулла Кильдишев занимался также творческой деятельностью. Он
написал, в частности, воспоминания о ваисовском движении в Казани, был
издателем книги К.Мутыги «Воспоминания о Тукае».
Номера «Болгар». Утрачен в 2008 году
Возле магазина Габдуллы Кильдишева работала библиотека «Сабах», которую
часто посещал и Тукай; теперь в этом доме также располагается
библиотека имени Мулланура Вахитова.
Рядом с библиотекой, в доме № 57, содержалась харчевня, владельцем
которой был Джамали. Согласно воспоминаниям современников поэта, он
приходил сюда питаться и приносил из харчевни свои любимые горячие
перемячи. Теперь помещение харчевни занимает кафе «Мороженое».
Поблизости от кафе находится маленькая парикмахерская, где во времена
Габдуллы Тукая работал единственный в городе национальный «Чачтараш»
(то есть парикмахерская). Сюда поэт приходил стричься.
Здание медресе «Мухаммадия». Ул. Тукаевская, 34.
В доме № 52 по улице Московской, в комнате № 7, размещалась редакция
издательства «Китап». Габдулла Тукай работал в нём экспедитором,
занимался распространением книг по почте.
Дом, в котором родился и жил писатель Фатих Амирхан.
Ул. Мазита Гафури, 35, Утрачен.
Помнят Тукая стены зданий и на других улицах. В доме № 15 на улице
Правокабанной он нанимал комнату для проживания. Во время его отъезда
неизвестные ограбили поэта, и он остался буквально с тем, в чём был
одет. Были украдены даже все его рукописи и письма.
Дом на улице Правокабанной, где Тукай жил несколько дней и где его обокрали, в том числе пропал рукописный архив.
ИЯЛИ АН РТ
В доме № 62 на улице Нариманова размещалась типография «Миллят», в
которой Габдулла Тукай бывал в связи с изданием своих книг, читал здесь
корректуры.
Дом, в котором располагалась типография «Миллят», где печатались некоторые книги Г.Тукая.
Ул. Нариманова, 62.
На этой же улице жил друг поэта Галиасгар Камал. Вероятно, его посещал здесь и Габдулла Тукай.
Дом, в котором родился и жил друг поэта известный социал-деморкат Хусаин Ямашев.
Ул. Тукаевская, 79
Сохранились воспоминания писателя Фатиха Амирхана о совместной поездке
с Тукаем в гости к издателям литературно-художественного журнала на
татарском языке «Ан» Ахмедгарею и Зайнабу Хасани. Писатели отправились
туда на лошадях. Однако направление их движения автор воспоминаний
негде не упоминает. Можно лишь предполагать, что они ехали куда-то в
сторону Аракчино или Васильево, а, может быть, Юдино. С помощью
писателя Мухаммета Магдеева в конце 1980-х годов мы разыскали
родственников Хасани. Они показали нам свою коллекцию фотографий,
связанных с Ахмедгареем и Зайнабом Хасани. Среди них меня привлек
снимок, на котором запечатлен деревянный дом, построенный в татарском
стиле. Я заинтересовался этим снимком и спросил, что за дом. Мне
ответили, что это дачный дом Ахмедгарея и Зайнаба Хасани, однако
наследники Хасани не знали его местонахождения. Наши попытки выяснить
его остались безуспешными.
Дом, в котором располагалась редакция газеты «Эль-Ислах», где работал Г.Тукай.
Ул Тукаевская, 63. Утрачен в 1991 году. ИЯЛИ АН РТ
Возможно, мы ещё станем свидетелями и участниками открытия новых мест,
связанных с пребыванием Габдуллы Тукая в Казани и посещением её
окрестностей.
Дом, в котором располагалась редакция газеты «Эль-Ислах», где работал Г.Тукай.
Ул Тукаевская, 63. Утрачен в 1991 году.
В центре города, прежде всего в районе бывших Татарских слобод,
сохранились и другие места, связанные с Габдуллой Тукаем. Однако со
временем их число уменьшилось. Сказалось естественное старение зданий,
повлияла на это и масштабная реконструкция. Однако не все утраты
оправданны. Министерство культуры Республики Татарстан сделало бы очень
большое и важное дело, усилив контроль за сохранением памятных
тукаевских мест, вернув на свои места утраченные мемориальные доски и
установив их на тех зданиях, которые ещё не имеют никаких отличий как
памятники культуры. Этого ждут ныне живущие почитатели поэта, на это
вправе рассчитывать потомки.
Ахметзянов Марсель Ибрагимович,
доктор филологических наук
(Журнал «Казань», 2006, июль)