В cентябре 2012 года в Уфимской художественной галерее представлен межрегиональный проект "Страна Шурале". В нем приняли участие 125 профессиональных художников и около 300 учащихся художественных школ Башкортостана, Татарстана и нескольких городов России, включая Москву и Санкт-Петербург. Со всех стен галереи на зрителей смотрит самый известный герой народного татарского поэта Габдуллы Тукая — Шурале.
Куратор выставки — заслуженный художник РБ Василь Ханнанов рассказал, что идея отметить специальной выставкой 125-летие великого поэта осенила его и Салавата Гилязетдинова два года назад.
— Мы подумали: каждый творец уже рождается со своими образами, поэтому, когда родился Габдулла Тукай, появился на свет и Шурале. Значит, с каждым прожитым годом увеличивалось и количество Шурале. К 125-летию поэта их должно было стать уже 125, — поясняет суть дела Василь. — Вот мы и решили предложить 125 профессиональным художникам написать этот образ.
Идею подхватил фонд поддержки и развития культурных программ, который привлек к проекту учащихся художественных школ и студий. Так получилось, что более половины работ, присланных на выставку, принадлежит авторам из Башкортостана — так высоко в республике почитают культуру и искусство.
К 125-летию Габдуллы Тукая, то есть в прошлом году, экспозиция выставлялась в Национальной художественной галерее "Хазинэ", Татарском культурном центре в Казани, в Арском историко-этнографическом музее "Казан Арты" и московской галерее "Инжир". Теперь очередь дошла и до Уфы.
Образ Шурале, навеянный национальной мифологией, Тукай создал в 21 год. С тех пор герой шествует по миру — благодаря переводчикам о Шурале знают в десятках стран.
Это удивительно, потому что в стихотворении Габдуллы Тукая главным героем вообще-то является Парень. Он отправляется за дровами и так увлекается процессом их заготовки, что рубит деревья даже ночью, потревожив покой хозяина дремучего леса Шурале. Тот приходит к нему и предлагает поиграть в его любимую игру — щекотку, предупреждая, что может защекотать до смерти. Смекалистый Парень, чуя верную смерть, обманывает лешего: предлагает засунуть руку в надколотое бревно, в которое вставлен клин, а сам выбивает его, защемив Шурале кисть руки. Тот кричит от боли и спрашивает, как зовут его мучителя. Тот отвечает: Былтыр, что по-татарски означает "год назад". Парень покидает лес, а на крики Шурале сбегаются другие лесные жители и спрашивают, что случилось. Тот кричит, что защемил руку "год назад", за что удостаивается новой порции ругани: беда случилась год назад, зачем же ты кричишь сейчас?
Парадоксально, но все читатели, от мала до велика, сочувствуют не человеку, который благодаря своей находчивости избежал беды, а Шурале. Все сходятся во мнении, что это не страшилище, не зло в чистом виде, а дух леса или даже живое существо озорное, любопытное и доверчивое. Вот почему на выставке нет одинаковых Шурале. Он предстает в разных образах: романтичного и демонического, лукавого и веселого. У Василя Ханнанова — это автопортрет. Картина так и называется: "Я — Шурале".
У Расиха Ахметвалиева — и вовсе современный мужчина в костюме, на лацкане которого угадывается юбилейный значок "125 лет Габдулле Тукаю". И только перевязанная кисть руки, след от спиленного рога на лбу и лукавый взгляд, который он пытается спрятать, намекают на его происхождение.
— Когда я был маленьким и ходил в лес, всегда чувствовал присутствие Шурале. Правда, никогда его не видел. Сейчас человек наступает на природу, и лешим уже не хватает места в лесу, вот они и приспосабливаются к жизни среди людей, — говорит художник.
Для Амира Мазитова — это боль самого Тукая. Поэтому его картина называется "Израненное сердце Шурале", которое символизирует холст, разорванный пополам и стянутый грубыми стежками.
Разнятся и материалы, из которых выполнены работы. Здесь холст и масло, графика и аппликации, вышивка и войлок, дерево и металл.
На открытии выставки в Уфе художники говорили, что знакомы с Шурале с детства. Многие из авторов выросли в деревне, учились в национальных школах, в программы которых входило изучение творчества Габдуллы Тукая.
Современным детям — учащимся художественных школ Башкортостана и Татарстана, возможно, знаменитое стихотворение татарского поэта довелось прочитать, когда они получили задание нарисовать Шурале. Но ребята так прониклись им, что дав волю фантазии, нарисовали героя очень ярким. В основном, это иллюстрации к сюжету стихотворения, и только один мальчик представил, каким Шурале был в детстве.
Тема "зацепила" всех, поэтому все работы были написаны в течение трех месяцев. Анвар Кашаев, например, заметил, что узнал о конкурсе во время болезни.
— Я был, можно сказать, под наркозом, но решил написал картину, потому что Шурале, как тень Габдуллы Тукая, сопровождает меня всю жизнь и не дает покоя. Это глубоко философский образ. Но когда я увидел свою работу на выставке, не сразу узнал: моя — не моя?
Все авторы, среди которых немало убеленных сединами мужчин, в один голос сказали, что это — проделки Шурале. Куратор выставки Юлия Володина рассказывает, что Шурале сыграл немало шуток и с представителями фонда, который поддержал проект.
— Когда к нам начали поступать выставочные работы, мы их складывали в коробки и держали в офисе. И тут начало происходить неладное — председатель фонда сломал руку, а секретарь — обе. Картины пришлось убрать в другое место, — вспоминает она. — Мало того, когда макет каталога выставки был готов, и я передавала его дизайнеру, то все листы почему-то рассыпались. А так как это происходило на московской улице, то разлетелись они повсюду, и мы с трудом их собрали.
Первые посетители выставки ничего аномального не заметили. Напротив, делясь своими впечатлениями, они подчеркнули, что Шурале пробудил у них интерес к поэзии и мифологии.
Гульназ Данилова, фото — Александр Данилов, rg.ru