Байназар Альменов несколько десятилетий двадцатого века был ведущим книжным графиком Татарстана. Знакомство с татарской литературой, особенно с произведениями Габдуллы Тукая, до сих пор для многих начинается с книг, иллюстрированных Альменовым.
С 1938 года он работал в Татарском книжном издательстве художником. Возглавив позднее художественную редакцию, сформировал коллектив молодых талантливых коллег, которые определяли лицо книжного искусства Татарстана второй половины прошлого века. Художники старшего поколения до сих пор с теплотой вспоминают наставничество и поддержку Байназара Мустафьевича.
Альменов получил художественное образование в Пензенском художественом училище, дававшем крепкую академическую подготовку в лучших традициях русской школы живописи и рисунка. В середине тридцатых, когда менялся стиль оформления книги с авангардного на традиционное, он оказался чрезвычайно востребован в Татарском книжном издательстве.
Б.М.Альменов за работой над портретом Мазита Гафури. 1948
Лучшие произведения Альменова очень выразительны и эмоциональны. Его рисунки настолько верно выражают авторский замысел, что задают тон восприятию книги ещё до её чтения.
Портрет Шарифа Камала. 1948. Бумага, автолитография
Альменов много работал с натуры, его альбомы полны зарисовок людей и животных, уголков природы, городских видов.
Иллюстрация к татарскому народному эпосу «Идегей»raquo;. 1941-1942. Бумага, соус, белила
Это позволяло находить новые образные решения в иллюстрациях к сочинениям татарских писателей, многие из которых были связаны с Казанью и её жителями. В рисунках к поэме Нура Баяна «Карахмет» хорошо узнаваемые места Казани, с любовью воспроизведённые художником, придают убедительность фантастическому сюжету, основанному на известной поэме Тукая «Сенной базар, или Новый Кисек баш».
Иллюстрация к книге «Ходжа Насретдин». 1960-е. Бумага, тушь, перо, акварель, белила
Очень привлекал Альменова анималистический жанр, на страницах оформленных им книг живёт целый зоопарк реальных и фантастических птиц и зверей. У каждого — свой характер, проявляющийся в сказочном действе, где звери органично играют не свойственные им роли. В серии рисунков к стихотворению Тукая «Мияубика», запечатлевших кошку в сложнейших ракурсах и смене настроений, завораживает пластика этого царственного животного, переданная художником с удивительным мастерством.
С молодыми художниками Татарского книжного издательства: Б. Альменов, Э. Дьячкова, Р. Тухватуллин, В. Карамышев. 26 января 1955
Иллюстрации к произведениям Габдуллы Тукая стали визитной карточкой Альменова и всего книжного искусства Татарстана. Художник трудился над ними на протяжении всей своей жизни, оформляя большинство произведений поэта, выпущенных Татарским книжным издательством в сороковые—шестидесятые годы. Вершиной стали иллюстрации к сказкам «Шурале» и «Су анасы».
Бахтияр Канкаев. 1972. Бумага, графитный карандаш
В годы войны страницы республиканских газет и журналов наполняли альменовские зарисовки боевых действий и военного быта, портреты солдат и офицеров, выполненные им по сводкам Информбюро, а также на местах боёв, где он находился в сорок третьем—сорок четвёртом годах в качестве художника фронтовой газеты «Вперёд на врага!».
Киям Миннибаев, Байназар Альменов и Марк Зарецкий. 1975
Тогда же Альменов создал серию иллюстрации к татарскому народному эпосу «Идегей», которая стала самым значительным явлением в графическом искусстве Татарстана середины двадцатого века. Духовная и эмоциональная насыщенность образов народных героев, ведущих борьбу с врагами Отечества, очевидная для художника параллель исторических событий воплощены в динамичных композициях.
Обложки книг
Важным для Альменова жанром ещё в сороковые годы стал графический портрет, в котором реалистический талант художника раскрылся в полной мере. Созданная им галерея портретов Габдуллы Тукая, Шарифа Камала, Каюма Насыри, Мазита Гафури и других классиков татарской литературы неоднократно издавалась отдельными листами и до сих пор остается лучшей в татарском искусстве.
В семидесятые годы в творчестве Альменова большое место занимают дружеские шаржи на коллег, писателей и композиторов, с которыми он был хорошо знаком. Художник с большой увлечённостью окунулся в новый для себя жанр. Меткость образных решений в них раскрывает сатирическую сторону таланта Альменова.
Многообразие графических видов и жанров, в которых работал Альменов, верность реалистическим традициям, воплощающим природу Татарстана, жизнь и быт татарского общества, особенности национального характера, отражённые в татарской литературе, помогали художнику оставаться современным на протяжении нескольких десятилетии и отвечать на меняющиеся эстетические запросы своей эпохи. Эти качества позволяют лучшим произведениям Байназара Альменова оставаться востребованными и сегодня.
Поэт Нури Арсланов сказал о своём друге Байназаре Альменове: «Его имя должны помнить долго и с уважением».
Ольга Улемнова,
кандидат искусствоведения
(Источник: Журнал «Казань», 2009, декабрь).