ТАТ РУС ENG LAT

«Помнить долго и с уважением». Байназар Альменов

 


baynazar_almenov0.jpg 

Байназар Альменов несколько десятилетий двадцатого века был ведущим книжным графиком Татарстана. Знакомство с татарской литературой, особенно с произведениями Габдуллы Тукая, до сих пор для многих начинается с книг, иллюстрированных Альменовым.
С 1938 года он работал в Татарском книжном издательстве художником. Возглавив позднее художественную редакцию, сформировал коллектив молодых талантливых коллег, которые определяли лицо книжного искусства Татарстана второй половины прошлого века. Художники старшего поколения до сих пор с теплотой вспоминают наставничество и поддержку Байназара Мустафьевича.
Альменов получил художественное образование в Пензенском художественом училище, дававшем крепкую академическую подготовку в лучших традициях русской школы живописи и рисунка. В середине тридцатых, когда менялся стиль оформления книги с авангардного на традиционное, он оказался чрезвычайно востребован в Татарском книжном издательстве. 

baynazar_almenov2.jpg
Б.М.Альменов за работой над портретом Мазита Гафури. 1948

Лучшие произведения Альменова очень выразительны и эмоциональны. Его рисунки настолько верно выражают авторский замысел, что задают тон восприятию книги ещё до её чтения. 

baynazar_almenov8.jpg
Портрет Шарифа Камала. 1948. Бумага, автолитография

Альменов много работал с натуры, его альбомы полны зарисовок людей и животных, уголков природы, городских видов.

baynazar_almenov6.jpg
Иллюстрация к татарскому народному эпосу «Идегей&raquoraquo;. 1941-1942. Бумага, соус, белила

Это позволяло находить новые образные решения в иллюстрациях к сочинениям татарских писателей, многие из которых были связаны с Казанью и её жителями. В рисунках к поэме Нура Баяна «Карахмет» хорошо узнаваемые места Казани, с любовью воспроизведённые художником, придают убедительность фантастическому сюжету, основанному на известной поэме Тукая «Сенной базар, или Новый Кисек баш». 

baynazar_almenov7.jpg
Иллюстрация к книге «Ходжа Насретдин». 1960-е. Бумага, тушь, перо, акварель, белила

Очень привлекал Альменова анималистический жанр, на страницах оформленных им книг живёт целый зоопарк реальных и фантастических птиц и зверей. У каждого — свой характер, проявляющийся в сказочном действе, где звери органично играют не свойственные им роли. В серии рисунков к стихотворению Тукая «Мияубика», запечатлевших кошку в сложнейших ракурсах и смене настроений, завораживает пластика этого царственного животного, переданная художником с удивительным мастерством.

baynazar_almenov3.jpg
С молодыми художниками Татарского книжного издательства: Б. Альменов, Э. Дьячкова, Р. Тухватуллин, В. Карамышев. 26 января 1955

Иллюстрации к произведениям Габдуллы Тукая стали визитной карточкой Альменова и всего книжного искусства Татарстана. Художник трудился над ними на протяжении всей своей жизни, оформляя большинство произведений поэта, выпущенных Татарским книжным издательством в сороковые—шестидесятые годы. Вершиной стали иллюстрации к сказкам «Шурале» и «Су анасы».

baynazar_almenov5.jpg
Бахтияр Канкаев. 1972. Бумага, графитный карандаш

В годы войны страницы республиканских газет и журналов наполняли альменовские зарисовки боевых действий и военного быта, портреты солдат и офицеров, выполненные им по сводкам Информбюро, а также на местах боёв, где он находился в сорок третьем—сорок четвёртом годах в качестве художника фронтовой газеты «Вперёд на врага!».

baynazar_almenov4.jpg
Киям Миннибаев, Байназар Альменов и Марк Зарецкий. 1975

Тогда же Альменов создал серию иллюстрации к татарскому народному эпосу «Идегей», которая стала самым значительным явлением в графическом искусстве Татарстана середины двадцатого века. Духовная и эмоциональная насыщенность образов народных героев, ведущих борьбу с врагами Отечества, очевидная для художника параллель исторических событий воплощены в динамичных композициях.

baynazar_almenov-shurale.jpg

Обложки книг

Важным для Альменова жанром ещё в сороковые годы стал графический портрет, в котором реалистический талант художника раскрылся в полной мере. Созданная им галерея портретов Габдуллы Тукая, Шарифа Камала, Каюма Насыри, Мазита Гафури и других классиков татарской литературы неоднократно издавалась отдельными листами и до сих пор остается лучшей в татарском искусстве.

baynazar_almenov-shurale2.jpg

В семидесятые годы в творчестве Альменова большое место занимают дружеские шаржи на коллег, писателей и композиторов, с которыми он был хорошо знаком. Художник с большой увлечённостью окунулся в новый для себя жанр. Меткость образных решений в них раскрывает сатирическую сторону таланта Альменова.

baynazar_almenov-su_anasi.jpg

Многообразие графических видов и жанров, в которых работал Альменов, верность реалистическим традициям, воплощающим природу Татарстана, жизнь и быт татарского общества, особенности национального характера, отражённые в татарской литературе, помогали художнику оставаться современным на протяжении нескольких десятилетии и отвечать на меняющиеся эстетические запросы своей эпохи. Эти качества позволяют лучшим произведениям Байназара Альменова оставаться востребованными и сегодня.

baynazar_almenov-su_anasi2.jpg

Поэт Нури Арсланов сказал о своём друге Байназаре Альменове: «Его имя должны помнить долго и с уважением».

 

Ольга Улемнова,
кандидат искусствоведения
(Источник: Журнал «Казань», 2009, декабрь).


 

Оставить комментарий


*