Баю-баю-баю, сын,
В медресе поедет сын,
Все науки превзойдет,
Всех ученей будет сын.
В начале XX века сеть медресе охватывала все те регионы, в которых проживали татары, в том числе и в сельской местности.
Г.Т Хайруллин
В г. Уральске действовало три медресе: «Ракыйбия», «Гайния» и «Мутыйгия».
Хотя все они были старометодными, последнее, которым заведовал
Мутыгулла-хазрет Тухватуллин и которое посещал будущий великий татарский поэт Габдулла Тукай (1886-1913), отличалось в
лучшую сторону. Мутыгулла-хазрет – человек сравнительно прогрессивных
взглядов. У него была довольно богатая библиотека. Он выписывал газету
«Траблис» («Триполи») на арабском языке, а также газеты, издававшиеся
на татарском языке – одна в Крыму, другая – в Тифлисе – «Переводчик» и
«Русский Восток».
(И.Нуруллин, «Напевы мятежного саза»)
Фактически медресе в Уральске в начале 20 века было не три, а
больше. Так, при Красной мечети было двухэтажное кирпичное медресе,
которое функционировало до приезда Мутыгуллы хазрата Тухватуллина в эти карая и после
разрушения медресе «Мутыйгия» – деревянного медресе, построенного
специально для Мутыгуллы Тухватуллина. Были еще медресе для девочек.
Например, рядом с домом Тухватуллиных. Раньше в разное время могли быть
медресе при двух деревянных мечетях в Ногайском поселке Уральска.
Настал день, когда можно было уже пойти в знаменитое уральское
медресе… Это был старый, ничем особенно не выделявшийся дом с
каменным низом и деревянным верхом, точно такой же, как у Галиаскара-бая, где жил Габдулла. Деревянные
ворота совсем развалились, был виден весь голый двор: слева – маленький
деревянный домик, за ним – угол не то бани, не то кладовки, а дальше
под обрывистым берегом, замерзший, занесенный снегом Чаган…
Габдулла вошел в класс. Это была самая
обыкновенная комната с тремя небольшими окнами и низким потолком.
Ребята рассаживались на полу за длинными узкими столиками по четверо в
ряд. Вот как, оказывается, в этом медресе: узкие длинные столики
называются «курси», а садиться каждый должен на свое место!
Габдулла в Уральске начал учиться с присущей ему страстностью. Бывало,
боясь опоздать на урок, он убегал в школу без завтрака. Да разве могло
быть иначе? Уральск тебе не деревня, а город, хоть и не такой большой,
как Казань. И медресе здесь не то же, как в Кырлае. Двухэтажное здание,
а не сарай, напоминающий курятник. А одних учителей около десятка!..
Первый его учитель в Уральске — Фахретдин-хальфа, увидев, что Габдулла
достаточно подготовлен, посадил его сразу за Коран и «Сорок хадисов».
Габдулла всегда полностью выучивал все, что задавал хальфа своим
обычным «отсюда-досюда» четко отвечал уроки и, несмотря на то, что
начал учиться с середины зимы, вскоре стал в классе первым учеником…
Наступило время экзаменов. Габдулла легко прошел испытания по всем предметам.
(Источник: Абузяров Р.А., Туаева З.И. Уральск в судьбе Габдуллы Тукая.
– Уральск: Редакционно–издательский отдел ЗКГУ, 2002. – 128 с.)