Арбуз это голова Пуришкевича и его приспешников. Набита чёрными семечками.
Дыня — голова татарского муллы. Кто разгрызёт её семечку, будет гореть в аду восемьдесят хокыбов. Один хокыб — почитай, восемьдесят тысяч лет.
Свёкла — плод, который вырастает на месте носа у тех, кто пьёт слишком старательно.
Картофель — чистое золото на самом дне мужицкого терпения.
Тыква — голова завсегдатая кабака. О таких пьяницах говорят «кабацкое полотенце» и «тыквенная голова».
Капуста — голова всех лживых мулл, так как она многослойна. Каждый слой — шаг в обратном направлении.
Рожь, пшеница, овёс, ячмень, их зерно — голова настоящего учёного. В этой голове и смысл, и трудность.
Редька — бай, который всю жизнь отращивает живот. Толстый от самого корня, без головы.
Чеснок — такой плод, который вырастает в желудке еврея.
Рябина — глазное яблоко спьянившегося родича во гневе религиозном.
Черёмуха — плод, который используется впечатлительным татарским писателем для изображения глаз красавицы.
Горох — семена, которые беспрерывно сыплются из мешка во рту маклера.
Земляника — ягода, является примером того смиренного человека, которого народ, хоть и любит, но топчет ногами.
Малина — гордячка, которая цену себе знает, умеет «себя поставить». Измученный ею до предела, не жди от неё снисхожденья.
Лук — плод, который пьяные баи прицепляют вместо золотых часов, когда возвращаются «оттуда». В 4-ом году в «Ислахе» написано было о том, как они возвращались вместо каляпушей, расшитых бисером, в арбузных корках на головах. Но если ворошить такое старьё, пойдёшь в Сибирь. В Сибирь, может, и не пойдёшь, но уподобишься писателям «Сибирии»*.
Репа — девичьи груди. Говорят, так представляется деревенским парням с жёсткими как кожаные рукавицы руками. А кто с руками помягче сказал бы «помидор». Но с деревенским Гайнетдином не поспоришь. Он: «Хлеб, солнце, будь я нечестивый!» и — закрывает тебе рот.
Красную и чёрную смородину по причине полной беспомощности назову лишь съедобными бусами.
Разве чёрт только упомнит все эти плоды и ягоды!
Их не то, что я, но не знает и спец-татарин в Казани, который, махая совком над головою, кричит: «Малина! Малина! Хорош! Малина! Биктури! Биктури!»
Шурале
* «Сибирия», газета, выходила в 1912 до фев. 13 г. в г. Томске.
Опубликовано 5 августа 1912 года в ж. «Ялт-юлт», № 42.
Перевод В.Думаевой-Валиевой.