Гельмс Эрнест Брунович – театральный художник, за художественное оформление спектакля по произведению Ч.Айтматова на сцене Татарского государственного академического театра им. Г.Камала в 1967 году был удостоен Госпремии Татарстана им. Г.Тукая.
Народный художник ТАССР, заслуженный художник РСФСР Эрнст Брунович Гельмс родился в 15 августа 1912 г. в Москве. Обучался в студиях Изогиза и при журнале «Крокодил» у А.А.Рудакова. С 1934 г. работает художником. В 1935–1939 г.г. обучался в институте повышения квалификации художников в Москве у Ю.И.Пименова, П.В.Вильямса и А.В.Лентулова.
Творчество Э.Гельмса формировалось в Казани. Именно здесь, после переезда из Москвы в 1942 г., он активно включился в создание плакатов для “Окон сатиры”, а в 1945 г. работой в Казанском русском Большом драматическом театре им. В.И.Качалова начал путь театрального художника. В 1964 г. становится главным художником этого театра.
Вместе с театром художник проходит через различные стадии развития советской сценографии – от иллюзорно-живописных декораций сороковых годов до островыразительных и глубоких по замыслу в наши дни. От живописно-пространственного решения таких спектаклей, как “Молодая гвардия” Грекова (1947) и “Свадьба с приданным” Дьяконова (1950), Э.Гельмс переходит к сложным трансформирующимся установкам “Иркутской истории” Арбузова (1960), “Океан Штейна” (1961). При скупости оформления он достигает в то же время лаконичности и предельной выразительности в оформлении пьесы У.Гибсона “Быть или не быть”, впервые после Нью-Йорка увидевшей свет рампы в Качаловском театре Казани, в спектакле “Человек со стороны” Дворецкого в Татарском государственном академическом театре им. Г.Камала (1973), а также в оформлении обеих частей драмы Гете “Фауст” (1976).
В создании театральных образов Э.Гельмс умеет опереться на знание быта, культуры, искусства различных народов, и это дает ему возможность успешно работать над оформлением спектаклей различной национальной драматургии. К числу театральных постановок относятся решенные им в живописном плане “Мулланур Вахитов” Н.Исанбета (театр им. Г.Камала, 1948), в ироническо-бытовом ключе “Без ветрил” К.Тинчурина (театр им. В.И.Качалова, 1969), в остросатирической манере музыкальной комедии “Башмачки” Дж. Файзи (театр оперы и балета им. М.Джалиля) и т. д.
Э.Гельмс участник более 90 выставок, в том числе всесоюзных выставок художников театра и кино (1956, 1958, 1967, 1979), театральных художников в Москве (1977). Было организовано десять персональных выставок.