ТАТ РУС ENG LAT

Хабибуллин Загид Валеевич – композитор

Композитор Загид Валеевич Хабибуллин за цикл песен в 1968 году был награжден Госпремией РТ им. Г.Тукая. 


Загид Хабибуллин
(1910–1982)

Загид Валеевич Хабибуллин – композитор, скрипач – родился 20 сентября 1910 года в г. Орске Оренбургской области. Рано потеряв родителей, он с 1919 г. воспитывался в детдоме, с которым связаны первые его музыкальные впечатления и первые попытки овладения игры на скрипке, обучаясь у народного музыканта. Непреодолимое желание учиться музыкальному искусству заставило юношу поехать в Г.Казань и поступить в Казанский музыкальный техникум в класс скрипки А.А.Литвинова (1927). Для его будущей композиторской деятельности большую роль сыграла работа в качестве скрипача и заведующего музыкальной частью рабочего театра Казанского льнокомбината. Именно здесь Хабибуллин начал сочинять песни, пляски для театральных постановок. Осознав, что  в этой области также необходимы знания, он едет в Москву и поступает на II курс рабфака при Московской консерватории в класс композиции М.Ф.Гнесина. Через год Хабибуллин переводится в Музыкальное училище, после окончания которого, продолжает учебу (1936 – 1940) в Татарской оперной студии  в классе Г.И.Литинского.
Именно московский период его творческой жизни знаменуется созданием большого количества песен. Тематика большинства их них была связана со злободневными темами:  жизнь колхозной деревни, трудовая молодежь, Советская Армия и т.д. Но лирические песни композитора того времени («Сагыну», «Ќырым булсын бњлђгем” ан сл. М.Джалиля) до сих пор не потеряли своей актуальности и сразу же получили статус народных песен.
 З.Хабибуллин возращается после учебы в Казань в горячее  время подготовки республики к декаде татарского искусства и литературы  в Москве. Композитор специально к этому событию создает свое одно из лучших  сочинений — Поэму для скрипки и фортепиано, по сей день являющимся  самым репертуарным произведением.
Послевоенный период творчества композитора знаменуется попыткой освоение жанра балета. В 1950 году он завершает балет совместно с композитором Н.И.Пейко “Язгы ќиллђр» (Весенние ветры) по роману К.Наджми о революционных событиях в республике. Однако постановка этого произведения не состоялась. Более счастливо сложилась судьба балета «Раушан» (либретто Г.Салимова по мотивам народных сказок и произведений Г.Тукая), поставленного в 1961 г. в Татарском театре оперы и балета. В 1974 г. была осуществлена новая постановка данного балета в обновленном варианте с названием «Заколдованный мальчик».
Стоит отметить немалый вклад композитора в обогащении репертуара Татарского ансамбля песни и танца, для которого он создал не только большое количество обработок народных песен, но и целые хореографические композиции – «Туй» (Свадьба), «Дружба народов». До сих пор является украшением репертуара ансамбля его хороводная песня «Бормалы су» (Извилистый ручеек) на сл. Н.Исанбета.
Однако основная сфера его творческой деятельности – это песня, которой он был верен на протяжении полувека творческого пути. По его произведениям в этой сфере можно наблюдать музыкально-стилистическую эволюцию данного жанра. Начиная с переинтонирования народно-песенной лирики («Сагыну», «Айлы тљн», «Чишмђ буенда”, “Искђ алу” и т.д.), затем   характерных черт  молодежных маршей («Совет солдаты», «Без яшь кљчлђр»), вальса («Кичке Идел», «Яшьлђр вальсы») он в конце жизни создал такие драматические монологи как «Хатынь» на сл.Н.Даули и «Мамдњдђ» (женское имя) на сл. С.Хакима о трагическом расставании Мамдуды со своим маленьким сыном  Габдуллой Тукаем. Заметно обогатил Забибуллин мелодику татарской песни использованием характерных интонаций тюркских народов – казахов, узбеков в песнях «Казак кызы сљйгнем» на сл. Г.Сагидуллина, «Казак дусларга» (Друзьям–казахам) на сл. С.Хакима и др. Не удивительно, что именно за песни З.Хабибуллин в 1968 г.был удостоен звания Лауреата Госпремии ТАССР им. Г.Тукая.
З.Хабибуллин вошел в историю музыкального искусства и как один из последних музыкантов, владевших искусством народной артикуляцией скрипичного исполнительства, преемственно связанной с техникой игры на  старинных тюркских кыл кубызах. Особенно часто свои импровизации на скрипке он исполнял  с фортепианным сопровождением  композитора-импровизатора А.Ключарева. Этот дуэт двух удивительных музыкантов, блестящих знатоков татарского фольклора,  был поистине уникальным.
За заслуги в области музыкального искусства республики композитору были присвоены звания – заслуженного деятеля искусств ТАССР (1950), народного артиста ТАССР (1970), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1981).

 

Список произведений

Музыкально-сценические: балеты – «Язгы ќиллђр» (Весенние ветры) совместно с Н.И.Пейко на либретто Ф.Гаскарова  (1950), «Раушан» (1960), вторая редакция – «Заколдованный мальчик» на либретто Г.Салимова (1974);
Музыка к спектаклям (около 10);
Музыкально-хореографические композиции «Иделдэ» (На Волге) (Ф.Гаскаров), «Дуслык» (Дружба), «Минем чэчэклэр» (Мои цветы) (Г.Тагиров), «Туй» (Свадьба) (А. Нарыков) и др.
Камерно-инструментальные: Поэма для скрипки и фортепиано (1940); инструментальные пьесы;
Вокальные: песни и романсы (более 200); обработки народных песен (более 50);
Литература: Рахманкулов Ш. Загит Хабибуллин. Казань, 1975; Зиганшина М. Загил Хабибуллин / Народные артисты. Казань, 1980; Нигмедзянов М. Загид Хабибуллин / Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986.

 

(Источник: Композиторы Татарстана. – Москва: Издательство «Композитор», 2009. — 260 с.)


 

Оставить комментарий


*