ТАТ РУС ENG LAT

Ключарев Александр Сергеевич – композитор

Александр Сергеевич Ключарев — композитор, за цикл песен в 1970 году был награжден Госпремией РТ им. Г.Тукая. 


Александр Ключарев
(1906–1972)


Александр Сергеевич Ключарев – композитор, фольклорист – родился 19 февраля 1906г. в Казани. Через два года семья переезжает в г. Оренбург. Детские и юношеские годы Ключарева проходят в этом городе, где ему приходилось часто слышать татарские народные песни,  оказавшие большое влияние на дальнейшую его судьбу как композитора. По возвращении в 1923 г. в Казань, А.Ключарев поступает в Казанский музыкальный техникум в класс фортепиано О.Родзевича. Параллельно с учебой работал заведующим музыкальной частью Татарского театрального техникума. После завершения учебы (1926), проработав музыкальным руководителем  Марийского драматического театра (Йошкар-Ола),  Ключарев в 1928 г. уезжает в Москву, где также продолжает работать музыкальным руководителем Московского рабочего театра. После учебы в Московской консерватории им. П.Чайковского (1932-1934)  в классе композиции у Р.Глиэра, судьба забрасывает молодого композитора в г.Уфа, где он работал заведующим музыкальным сектором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы.
С 1937 года Ключарев связывает свою дальнейшую творческую жизнь с Казанью. Он  работал главным редактором музыкального вещания Татарского радиокомитета (1937-1938), заведующим кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР (1938-1951). Одновременно осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР (1939-1940 и 1968-1970) и Татарской государственной филармонии (1940-1942; 1951-1953).
Творчество А.Ключарева охватывает широкий круг жанров – от обработок народных песен до балетов и симфоний. Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М.Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К.Тинчурина и др.). Ряд песен и инструментальных номеров из спектаклей с музыкальным оформлением А.Ключарева обрели самостоятельную жизнь, как, например, отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основным принципом которого является бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А.Ключарева прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.).
Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Татарская сюита» основаны на народнопесенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита. Особое место в творчестве А.Ключарева заняла тема Волги как символ дружбы населяющих ее берега народов. В лирико-эпической «Волжской» симфонии (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединенных единством симфонического развития.
В балете «Горная быль» (либретто А.Ключарева и Р.Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины народной жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей – представителей народа. Особой красочностью отличаются фантастические сцены балета. А.Ключарев в этом произведении успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С.Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации музыкального действия, сквозному развитию основных тем. Постановки балета были осуществлены Башкирским (1951) и Татарским (1959) театрами оперы и балета и пользовались успехом. 
А.Ключарев является мастером песенного жанра. Его песни, основанные на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Безнең дуслар» («Наши друзья») на стихи М.Хусаина, «Яз җыры» («Весенняя песня») на стихи М.Садри, «Синең хакта» («О тебе»), и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения. Именно за свои песни, объединенные в сборник «Канатлы яшьлек» («Крылатая молодость»), изданный в 1968 году, композитор был удостоен Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1970).
Большое значение для развития национальной музыкальной культуры имело сотрудничество А.Ключарева с Ансамблем песни и танца ТАССР. Его композиции способствовали успешному творческому росту этого коллектива: «Бәйрәм бүгән» («Сегодня праздник»), «Аулак өй» («Посиделки») и др.
Важную часть творческого наследия А.Ключарева составила работа по сбору и публикации народного музыкального творчества. Будучи зав. Кабинетом музыкального фольклора, он опубликовал два сборника татарских народных песен (1941 г. совместно с В.Виноградовым и М.Садри и 1955 г.). Композитор внес значительный вклад в развитие исполнительского искусства Татарстана как пианист и концертмейстер.
В наши дни произведения А.Ключарева, его обработки народных песен и сегодня занимают большое место в концертном и учебном репертуаре. Обширное творческое наследие А.Ключарева, его разносторонняя музыкально-общественная деятельность позволяют причислить композитора к когорте татарских композиторов-классиков, заложивших основы современной национальной музыкальной культуры Татарстана.
За свои звслуги в области музыкального искусства Татарстана А.Ключарев был удостоен почетных званий: заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), народный артист ТАССР (1964),  заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), лауреат Государственной премии РТ им Г.Тукая (1970).

Список произведений:

Музыкально-сценические: балет «Горная быль» на либретто А.Ключарева и Р.Хисамова (1951, 2-я ред. 1959); опера «Наемщик» на основе музыки С.Сайдашева на либретто Х.Вахита по одноименной пьесе Т.Гиззата (1961); Музыка к драматическим спектаклям, к программам Ансамбля песни и танца Татарстана, Башкортостана; Музыка к документальным кинофильмам «Советская Татария», «Советская Башкирия»
Симфонические: симфония «Волжская» (1955); сюиты «Галиябану» (1933), «Татарская сюита» (1945), «Башкирская сюита» (1955); Камерно-инструментальные; инструментальные пьесы и ансамбли;
Вокальные: песни; обработки башкирских и татарских народных песен;

Литература:
Шумская Н. Александр Ключарев. М., 1962;
Лундстрем И. Александр Сергеевич Ключарев // Композиторы Советского Татарстана. К., 1957;
Сайдашева З. Ключарев Александр Сергеевич // Народные артисты. К., 1980;
Галиева С. Александр Ключарев как фольклорист / Музыка и современность (Актуальные вопросы татарской музыки). Казань, 1980;
Нигмедзянов М.Н. Александр Ключарев // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986.

(Источник: Композиторы Татарстана. — Москва: Издательство «Композитор», 2009. — 260 с.)


Оставить комментарий


*