ТАТ РУС ENG LAT

Бату Гатауллович Мулюков – композитор

Бату Гатауллович Мулюков – композитор, за оперу «Каһәрләнгән мәхәббәт» («Кара за любовь»), по повести М.Гафури «Кара йөзләр» («Черноликие») в 1984 году был удостоен Госпремии Татарстана имени Г.Тукая.


Бату Мулюков
(1928–1999)

Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР Мулюков Бату Гатауллович родился 17 апреля 1928 г. в деревне Байсун Узбекской ССР.

В 1957 г. окончил Казанскую консерваторию по классу композиции А.Лемана. В 1970–1996 гг. преподавал в Казанской академии культуры и искусств. С 1991 года профессор.

Творчество характеризуется широтой жанрового диапазона. Бату Мулюков тяготел к монументальным жанрам (опера, оратория, симфония), в которых он обращался к актуальным проблемам истории и современности.

Композитор известный также как мастер песенного жанра. Признание слушателей получила опера «Каџәрләнгән мәхәббђт» («Кара за любовь») на либретто Гарая Рахима по повести Мажита Гафури «Кара йөзләр» («Черноликие»), поставленная на сцене Татарского театра оперы и балета. В её музыке народно-песенная основа тематизма органично сочетается с традициями русской и татарской оперной классики. Это лирико-психологическая опера с ясно звучащими социальными мотивами. В центре действия — трагическая судьба Галимы, в партии которой убедительно передана эволюция душевного состояния героини — от светлой восторженной влюблённости до крайней степени отчаяния. В драматургии оперы важную роль играют хоровые номера, выражающие отношение народа к происходящим событиям.

Трагический женский образ является центральным в опере «Сљембикђ» («Сююмбике») на либретто Н.Ханзафарова, поставленной на сцене Татарского театра оперы и балета в концертном исполнении. Сюжет, отражающий события прошлого, и образы их реальных участников определяют жанр оперы как исторической драмы. Значительную роль отведена в ней хоровым сценам, мелодической выразительностью отличается партия Сююмбике.

Особо значимы в творчестве Б.Мулюкова кантатно-ораториальные сочинения. В оратории «Тукай» на стихи Х.Гарданова, создана к 100-летию со дня рождения поэта, освещаются основные этапы его жизненного пути, утверждается идея бессмертия его творчества. В этом произведении композитор использует интонации татарских народных напевов, исполняющихся на стихи Тукая — «Тафтиляу», «Туган тел», «Пар ат».

Среди симфонических произведений Б.Мулюкова выделяются симфония, увертюра «Праздник в Челнах», «Праздничная увертюра», «Поэма о труде». Лирические черты дарования композитора наиболее ярко проявились в Концерте для голоса с симфоническим оркестром — первом образце этого жанра в татарской музыке. В своём сочинении автор, сохранив структуру традиционного трёхчастного цикла, органично претворил принципы контрастности и тематического единства.

Большую популярность приобрели разнообразные по тематике и характеру песни композитора (патриотические, любовные, лирические, шуточные) на стихи татарских поэтов. Значительная часть творчества композитора составляют произведения для детей и юношества, используемые в учебном репертуаре музыкальных учебных заведений Татарстана.

Основные сочинения: оперы «Каџђрлђнгђн мђхђббђт» («Кара за любовь») на либретто Г.Рахима по повести М.Гафури «Кара йљзлђр» («Черноликие») (1981), «Сљембикђ» («Сююмбике») на либретто Н.Ханзафарова (1999); Симфония (1969); симфоническая увертюра «Праздник в Челнах» (1977), оратории «Казань» на стихи Р.Хариса (1977), «Тукай» на стихи Х.Гарданова (1985), кантата «Времена года» на стихи М.Хусаина (1967); концерт для ансамбля скрипок и фортепиано (1972), концерт для голоса с симфоническим оркестром (1978); сюита для духового оркестра (1968); камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, песни, музыка к драматическим спектаклям и др.
Умер 25 октябрь 1999 года.


Литетратура
Григорьев Л., Платек Я. Советские композиторы и музыковеды. М., 1981. Т. 2.
Файзулаева М.П. Бату Мулюков // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986.
Файзулаева М.П. На юбилейных вечерах Бату Мулюкова // Советская музыка. 1988. – № 9.
Шамсутдинова Ф.Я. «Сююмбике» на казанской оперной сцене // Казань, 1999. – № 11. Блинов Л.И. В компании оперы и её творца // Казань, 1999. – № 11. – С.95–96.
Нигматова Л. Память души: О жизни и творчестве композитора Б.Мулюкова // Казань. 2005. № 6.

(По материалам
Института татарской энциклопедии АН РТ) 


Оставить комментарий


*