ТАТ РУС ENG LAT

Луппов Анатолий Борисович – композитор

Композитор Луппов Анатолий Борисович за цикл симфонических произведений в 1999 году был награжден Госпремией РТ им. Г.Тукая.


Анатолий Луппов


Анатолий Борисович Луппов – композитор, пианист, педагог —  родился 2 июня 1929 г.. в с. Пачи Тужинского района Кировской области. Уже в юные годы он научился играть на различных инструментах. Его приглашали в качестве музыканта на народные праздники, гуляния. Но серьезно и целенаправленно он стал заниматься музыкой лишь в 17 лет, поступив в Йошкар-Олинское музыкальное училище им. В.Палантая, которое заканчивает в 1951 г. по классам фортепиано и баяна, одновременно освоив и ддругие инструменты – виолончель, кларнет.  В этом же году Луппов становится студентом Казанской государственной консерватории и завершает по двум специальностям: фортепиано в классе В.Г.Апресова (1956) и композиции – в классе А.С.Лемана (1959). Творческое становление молодого композитора было стремительным успешным. Уже первые его сочинения , написанные в годы учебы привлекли внимание слушателей. А за фортепианный квинтет, посвященный памяти композиторов-воинов, погибших в Великой Отечественной войне, на Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов (1959) Луппов был удостоен Диплома второй степени.
Событием для музыкальной жизни республики стали премьеры его двух вокально-симфонических поэм «Последняя ночь», посвященная поэту М.Джалилю и «Сны военные» на стихи Р.Кутуя, в которых автору удалось гармонично синтезировать современные средства композиторской техники с интонациями татарской песенности. Так композитор вошел в область татарской музыки. Источником его многих творческих замыслов явились произведения татарской писателей и поэтов – Г.Ибрагимова, М.Джалиля, А.Кутуя, Ш.Галиева и др. Охотно Луппов  использует в своих произведениях татарские народные песни, мастерски и виртуозно переинтонируя их. Особенно эффектно это его мастерство проявляется в «Татарском каприччио». Темпераментная, жизнерадостная, она воссоздает атмосферу народного праздника Сабантуя. Популярные татарские мелодии («Сабантуй», «Бишлек бию», «Ђллњки») благодаря использованию приемов биг-бита и джаза получили здесь остро современное звучание.
Жанровый диапазон творчества Луппова огромен. Значительное место  занимают музыкально-сценические жанры – оперы, балеты. Нельзя не отметить, что он является   автором первой для татарской музыки монооперы. Замысел создания её зародился по прочтении известной повести А.Кутуя «Неотосланные письма». Произведение, написанное для сопрано и симфонического оркестра и предназначенное для концертного исполнения, раскрывает психологические переживания женщины, любящей и преданной любимым. Драматическая музыка, экспрессивная трактовка оркестра, гибкая вокальная линия сделали оперу популярной и часто исполняемой.
Большой интерес проявляет композитор к жанрам симфонической музыке. Им написано девять симфоний, увертюры, симфонические картины, большое количество инструментальных концертов. Огромная часть творческого наследия Луппова – это камерно-инструментальные и вокальные  произведения, которые стали украшением  концертного и педагогического репертуара. Большой вклад сделан композитором в музыку для детей, зметно расширив исполнительский репертуар. Он является автором первых детских кантат – «Какого цвета солнце» (стихи Ш.Галеева) и «Песнь о храбром джигите» (стихи М.Джалиля). Проникнутые жизнерадостными, восторженными настроениями, они пришлись по душе юной аудитории современными ритмами и интонациями. С больши энтузиазмом исполняются самими детьми. Юным слушателям адресованы балет «Музыкальная история» (по сказке С.Гурария), симфонические сказки «Птичий двор» с текстом  самого автора музыки, «Забавные гости» (по сказке Дж.Файзи). Им написаны два «Детских альбома» для фортепиано на основе татарских народных песен, знакомя юных музыкантов с самобытным и прекрасным миром татарской музыки.
Образный диапазон произведений Луппова довольно велик и вмещает в себя возвышенную, поэтически окрашенную лирику и трагедийный пафос; энергию, волевой напор и юмор, дерзость, озорство; драматическое действие и философское размышление; рефлексию и острое психологическое переживанияе. Сочинения композитора отличает яркая национальная самобытность. Луппов являет собой редкий пример композитора, который в равной мере уверенно владеющий различной национальной музыкальной лексикой, вносит равно значительный вклад в развитие русской (фортепианный квинтет, струнные квартеты, концерты для духовых инструментов) и марийской (балет «Лесная легенда», «Марийское каприччио»)  музыки. Но наиболее значительная часть творчества композитора связана с традициями татарской народной музыки, интонационно самобытный строй которой, им мастерски воссоздан в музыкально-театральных, симфонических, камерно-инструментальных и вокальных произведениях. 
Большая творческая активность, постоянный поиск, эксперимент с различными исполнительскими составами и техниками письма, выдумка, изобретательность, высокий профессионализм являются отличительными особенностями композиторской индивидуальности Луппова.
Его произведения постоянно звучат на различных фестивалях и концертах в России и за рубежом, их охотно включают в свои программы известные российские исполнители. Будучи замечательным пианистом, Луппов выступает очень часто в качестве интерпретатора своих собственных сочинений.
Однако творечтво – не единственная сфера притяжения сил композитора. А.Луппов является крупнейшим и авторитетнейшим педагогом России в области композиции. На протяжение  полувека (с 1954) он преподает в Казанской консерватории, более 20 лет из которых заведовал кафедрой композиции (1969 – 1991). Его класс закончили свыше 50 учеников, являющиеся в настоящее время ведущими композиторами Республик Поволжья,  России,  руководителями творческих союзов.
За свою многостороннюю деятельность композитор удостоен званий –заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1968), РСФСР (1974), Республики Татарстан (1993),  Почетный работник высшего образования России (1996), Лауреат Госпремии РТ им. Г.Тукая (1999).


Список произведений:

Музыкально-сценические: моноопера «Неотосланные письма» по повести А.Кутуя (1979); камерные оперы – «Любовь, любовь…» на ст.М.Цветаевой (1988), «Незнакомка и поэт» на стихи А.Блока (1992); балеты:  «Лесная легенда» (1972); «Соловей и родник» на стихи М.Джалиля (1974); «Джим» на стихи М.Джалиля (1975), «Прерванный праздник» (1976); «Замок Шеремета» (1984);

Симфонические:  девять симфоний (1963, 1987, 1989, 1990, 1991,1993, 1995, 1997, 1999); симфониетты на татарские темы (1983); 12 концертов – для фортепиано с оркестром (1958), для флейты (1965), для гобоя (1966), для фагота (1967), для кларнета (1968), для трубы (1979); для скрипки (1982), для валторны (1986), для струнных и литавр (1088), для тромбона (1999), для органа и струнных (2005), для тубы (2005); увертюры: «Юность Камаза» (1973), «Красные джигиты» (1975), «Радость Победы» (1984); «Татарское каприччио» (1970); «Марийское каприччио» (1972); симфонические картины – «Мой Татарстан» (2004);

Вокально-симфонические: кантаты: «Казань» на ст. В.Маяковского (1977); «Какого цвета солнце» на ст.Ш.Галеева (1984); «Песнь о храбром джигите» на ст. М.Джалиля (1985); «Сходка» на ст.Е.Евтушенко» (1985); «Женщине вся земля» на ст.М.Цветаевой (1999); поэмы: «Последняя ночь» на ст.Р.Кутуя (1965); «Сны военные» на ст.Р.Кутуя (1969);

Камерно-инструментальные:  5 струнных квартетов (1996, 2000, 2001, 2004, 2004); квартет для флейты, гобоя, фагота и фортепиано «Татарика» (2003); Трио-такката для скрипки, виолончели и фортепиано (2003); фортепианный квинтет (1959); Брасс-квинтеты; для фортепиано: 24 татарские народные песни в обработке для фортепиано (1978); 12 пьес на татарские темы («Детский альбом» — 1984); сюиты: «Акварели» (1981); «Пентакордиа 1» (1991); «Пентакордиа 2» (1992); пьесы для скрипки, флейты, фагота, тубы;

Вокальные: 6 циклов для голоса с фортепиано.

Литература: 


Артищева Р. Анатолий Луппов и марийская музыка. Йошкар-Ола, 1968;
Егорова О. Гражданская направленность поисков / Советская музыка, 1968, № 10;
Егорова О. Рождение легенды / Советская музыка, 1973, № 10;
Егорова О. Анатолий Луппов / Композиторы Российской Федерации. Вып.2. М., 1982;
Егорова О. Анатолий Луппов / Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986;
Шамсутдинова Ф. Весомый итог: «Диалог культур» в творчестве А.Луппова / Казань, 2000.

(Источник: Композиторы Татарстана. — Москва: Издательство «Композитор», 2009. — 260 с.)


 

Оставить комментарий


*