ТАТ РУС ENG LAT

Калимуллин Рашид Фагимович – композитор

Композитор Рашид Фагимович Калимуллин за цикл симфонических произведений в 2007 году был награжден Госпремией РТ им. Г.Тукая.


Рашид Калимуллин


Рашид Фагимович Калимуллин – один из ведущих современных композиторов России и Татарстана, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился 6 мая 1957 года в г. Зеленодольске (Татарстан). В 13 лет он поступает в детскую музыкальную школу в класс кларнета и баяна. С 1974 г. он – учащийся Нижнекамского музыкального училища им. С. Сайдашева. После первого курса Калимуллин был призван в армию, где продолжал заниматься музыкой, играя в оркестре на духовых и ударных инструментах. Здесь и появилось у него влечение к сочинительству. Продолжив (после службы в армии) к учебе в училище, он начинает серьезно заниматься композицией в классе Ларисы Юрьевны Мавлиевой (ученицы А. Монасыпова и Б. Трубина). В 1980 г. Калимуллин поступает в Казанскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет в класс Б. Н. Трубина. Уже первые сочинения свидетельствовали о его несомненном даровании и заставили говорить о нем как о ярком, самобытном музыканте (квартет для деревянно-духовых инструментов, симфония-поэма «Булгары», исполненная на Всесоюзном фестивале молодых композиторов и др.). В качестве дипломной работы Калимуллиным был представлен Концерт для кларнета с оркестром, явившийся первым образцом данной разновидности жанра в татарской музыке.
После окончания консерватории композитор совершенствует свое мастерство в ассистентуре-стажировке КГК у профессора А. Луппова. В 1988 и 1990 г.г. он проходит стажировку в Голландии и Германии. В эти годы он не только осваивает новые жанры, но и расширяет стилевой диапазон своего творчества. В 1987 г. за Третий струнный квартет «Памяти Г. Тукая» на престижном Международном конкурсе им. К. М. Вебера (Дрезден) ему присуждают Первую премию. Эта победа положила начало мировому признанию композитора. Сочинения Калимуллина  исполняются во многих странах Европы, Азии, Америки, ему делают заказы известные коллективы и солисты.
Вот уже более четверти века композитор активно и успешно занимается творческой деятельностью. Впечатляют широта образного мира его произведений. Импульсом для сочинения становятся разнообразные источники: старинные народные сказания, легенды, предания и притчи, события и герои национальной истории и современности, образы, жанры и тексты исламского культа; ряд произведений создан под впечатлением путешествий в различные города и страны («Утро в Стамбуле», «Подражание ситару», «Видение Пальмиры» и др.). Калимуллина отличают социальная чуткость, тяга к осмыслению актуальных проблем современного мироустройства, его нравственного несовершенства, дисгармонии. В его творчестве получают воплощение и социальные, этические темы, размышления о человеке, судьбах культуры, непреходящих народных ценностях.
В целом композитор апеллирует к традиционной системе жанров академической музыки — опера, концерт, поэма, соната, фантазия, но интерпретирует их по-своему. Актуальная для XX века (особенно второй половины) тенденция синтеза жанров характерна и для произведений Калимуллина: симфония-поэма, соната-фантазия, поэма-фантазия. На взаимодействии камерно-вокального и камерно-инструментального жанров основаны поэмы «Риваят», «О счастье», синтез музыки и хореографии лежит в основе мультимедийной композиции «Сон о проросшем рисе» и музыкального действа «Зеркало желаний». Взаимодействие принципов эстрадной и академической музыки характеризует рок-оперу «Крик кукушки». С течением времени композитор все более отдает предпочтение нетипизированным жанрам и исполнительским составам – «Поезд «Франкфурт – Люксембург» для четырех саксофонов, «Инсайт» для баяна и скрипки, трагифарс «С петлей на шее» для скрипки и ударных и др.
Калимуллин — композитор, обладающий ярко выраженным национальным стилем и мышлением. Его музыку пронизывают особенности татарского народного музыкального интонирования, характерные черты различных фольклорных жанров – протяжной песни (поэма «О счастье»), городской песенной лирики (Соната №2 для виолончели соло), такмака (Соната №2 для фортепиано), коранической речитации (фантазия для органа «Забытая молитва», «Альвидаг» и «Перед Господом мы в ответе» для хора а сарре а, опера «Крик кукушки» и др.). Однако композитора отличает не только умение проникнуть в существо той или иной традиции интонирования, но и способность воссоздать ее в индивидуализированном облике. Произведения Калимуллина характеризует осознание старинных, архаичных пластов народного музицирования сквозь призму композиторской техники XX века, что придает им остро современное звучание. Понимание национальной культуры как неотъемлемой части современного музыкального сознания присуще мышлению этого музыканта. Органичный сплав восточных и западных музыкальных традиций является одной из отличительных черт его творческой индивидуальности.  Действие и созерцание, рефлексия и медитация, композиция и импровизация, динамика резко контрастных сопоставлений и статика длительного пребывания в пределах одного состояния (внутренне динамично развертывающегося), монолог и диалог — таковы полюса выразительности сочинений композитора. Будучи бесспорно национально характерной, музыка Калимуллина стоит в то же время как бы особняком, она не похожа на произведения коллег композитора, отличаясь оригинальной, опосредованной, психологически обостренной интерпретацией фольклорных традиций.
В своем творчестве Калимуллин применяет широкий круг приемов, средств, видов композиторской техники: элементы тональной и модальной техник, алеаторики и сонористики, минимализма и серийности. Причем, техника –  «как это сделано» — всегда находится у композитора на втором плане, она «не слышна», выступая лишь как способ воплощения замысла. Весьма эффектно композитор использует выразительные возможности минимализма (в чем также проявляется влияние восточного типа мышления). Отталкиваясь от краткого интонационного образования, последовательно развивая его (темброво, фактурно, метроритмически), композитор раскрывает большой внутренний потенциал материала, достигая максимума выразительности и создавая динамично развертывающуюся композицию. Наиболее последовательно эта техника применена в сочинениях, связанных с ориентальной тематикой («Утро в Стамбуле», «Подражание ситару» и др.).
Композитора отличает умение естественно, логично, последовательно развивать мысль. Непринужденное, импровизационно свободное развертывание сочинений Калимуллина захватывает внутренним драматизмом и экспрессией, целиком подчиняя себе слушательское восприятие, заставляя слушателей забыть о реальном пространстве и времени. Лаконизм, компактность форм, большой эмоциональный накал и напряжение характеризуют произведения композитора.
Важным фактором выразительности в сочинениях становится тембр. Тембровые, регистровые смещения материала играют формообразующую роль. Композитор использует широкий круг инструментов, традиционных и нетрадиционных, экзотических (преимущественно, ударных — гуиро, конги, гавайские орехи, японские колокольчики, и др.). Особый интерес он проявляет к струнным и духовым инструментам, привлекающим проникновенностью звучания и нетемперированностью строя. Калимуллин   раздвигает   границы выразите ьности традиционных тембров посредством применения новых приемов игры, а также специфических способов звукоизвлечения: микрохроматическое интонирование на деревянно-духовых, игра на струнах рояля и др. Композитор преимущественно склонен к использованию ненормативных исполнительских составов, обладающими большими возможностями для эксперимента, поиска новых эффектов звучания.
Калимуллин всегда находится в состоянии поиска, эксперимента, опережая время. Многое найденное и открытое им в татарской музыке, в свое время бывшее необычным, неожиданным, сегодня становится привычным и даже традиционным –  булгарская тематика и минимализм, нетрадиционные  инструменты и исполнительские составы, оригинальные жанровые решения.
Творчество Калимуллина получило мировое признание. Он буквально ворвался в мировую элиту композиторов, его сочинения восстребованы и вызывают большой слушательский интерес. Многие его произведения живут самостоятельной жизнью, их исполнение почетно и престижно. В разные годы его сочинения исполнялись на концертах и международных фестивалях во многих городах (Москва, Санкт-Петебург, Одесса, ), и странах (Голландия, Швеция, Швейцария, Франция, Германия, Люксембург, Чехия, Польша, США, Япония, Турция, Южная Корея  др.). Премьеры ряда произведений состоялись за рубежом в исполнении известных в мире музыкантов – Ардитти-квартета (Англия),  Краусс-квартета и ансамбля «Музыка вива» (Германия), ансамблей «Сигнус» (США), «Вокс» (Швеция), Государственного квартета РТ  и мн. др. Композитор неоднократно выезжал на гастроли в Японию и США, где в исполнении зарубежных музыкантов состоялись авторские концерты в престижных залах Токио, Нью-Йорка и др. городов, о его творчестве писали зарубежные газеты  и журналы («Асахи симбун» и др.)
В последние годы Калимуллин все более активно работает в области симфонической музыки: «Звуки леса», Концерт № 2 для кларнета с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, симфонические фрески по мотивам оперы «Крик кукушки», Концерт-поэма «Сказание о Казани» (наиболее проникновенное и эмоциональное произведение композитора). Они были исполнены на его авторских концертах в 2005 г. в Москве и Казани известными российскими коллективами (РНО, оркестр «Эрмитаж»).
С 1987 по 2001 г.г. Калимуллин преподает в Казанской консерватории на кафедре композиции, а с 1992 по 2001 г.г. возглавляет ее. Его выпускники – это известные сегодня в республике и за ее пределами композиторы  (Р. Салимов, Р. Хакимов и др.).
Калимуллин – это музыкант, в ком большой композиторский дар сочетается с незаурядными организаторскими способностями. С 1989 г. он является председателем  Союза композиторов Татарстана. В нелегкие 90-е годы, когда творческие организации во многих республиках бывшего СССР находились в состоянии кризиса, СК республики не только не утратил свой былой статус, но вышел на иную, более широкую орбиту деятельности. Благодаря инициативе председателя устанавливаются прочные международные контакты. Р.Калимуллин является инициатором и директором впервые проводимых в Татарстане международных фестивалей — японской и татарской музыки (1992, 1997), «Муз-транзит» (с 2003 г.), «Европа — Азия» (с 1993 г. регулярно раз в два года). СК Татарстана стал членом Международной ассоциации современной музыки (штаб-квартира в Амстердаме). С 2002 года композитор возглавляет созданный по его инициативе Центр современной музыки им. С. Губайдулиной в Казани.
Калимуллин – один из лидеров современного музыкального процесса в России. В разное время о творчестве композитора высказывались А. Леман, Б. Чайковский, А. Эшпай, С. Губайдулина, Р. Поллок и др. Авторитет композитора чрезвычайно высок, что является важным фактором для продвижения татарской музыки далеко за пределы музыкального пространства России и Татарстана.
За большие заслуги в развитии музыкального искусства композитор удостоен почетных званий — заслуженный деятель искусств Татарстана (1990), России (1996), народный артист РТ (2003).  Он является лауреатом премии Союза композиторов России им. Д. Шостаковича (2001), премии Правительства РФ в области культуры (2005). Его Соната для фортепиано № 2 в 1994 году в исполнении японской пианистки К.Мацунага была удостоена первой премии на Международном конкурсе «Вена — Модерн — Мастер». Калимуллин – член Общественной палаты РТ.

Список произведений:

Музыкально-сценические: рок-опера «Крик кукушки» на либретто И.Юзеева ( 1989);

Симфонические и вокально-симфонические: концерты для кларнета с оркестром № 1 (1985),  № 2 (2005), симфония-поэма «Булгары» (1986), вокально-симфоническая поэма «Тишина и покой» (сл. Р. Мингалимова, 1987), симфония для струнных «Мелодия Тукая» (2000), Концерт-поэма «Сказание о Казани» для смешанного хора и оркестра (сл. Х. Туфана, 2005), Музыка для оркестра «Гаваи» («Звуки леса», 2004), симфонические фрески по мотивам оперы «Крик кукушки» (2005), «Видение Пальмиры» для симф. орк. (2006), Концерт для фортепиано с оркестром (2006);

Камерно-инструментальные: струнные квартеты: №1 (1981), №2 «Партита» (1983),  №3 «Памяти Г.Тукая» (1986), №4 (1994); квартеты для деревянно-духовых инструментов (1981), для кларнета, скрипки, фортепиано и ударных (2004); квинтет для кларнета и струнного квартета (2002), трио для флейты, фортепиано и ударных «Видение Пальмиры» (1993); сонаты для фортепиано: №1 (1997), №2 (1987), для виолончели соло: №1 (1986), № 2 (1990),  №3  (1997), для флейты и фортепиано (1980); сонаты-фантазии  для флейты соло (1995), для саксофона сопрано соло (1996), для саксофона альт соло (1997), для кларнета соло №1 (1996), №2 (2002), для гобоя соло (1998), для валторны соло  (2004), для тромбона соло (2005); фантазии для фортепиано «Утро в Стамбуле» (1993), «Подражание ситару» (1993), для органа №1 «Забытая молитва» (1992), №2 (1993);  поэмы-фантазии для кларнета и скрипки № 1 (2000), № 2  (2004), для альта и виолончели (2005), для двух виолончелей (2005); дуэт-фантазия для двух соксофонов сопрано (2000), Инсайт» для баяна и скрипки (2002); «Поезд Франкфурт -Люксембург» для четырех саксофонов (2002); трагифарс «С петлей на шее» для скрипки и ударных (1998); «Зеркало желаний» для виолончели, магнитофона и двух танцоров (1998); «Сон о проросшем рисе» для виолончели, ударных и магнитофона (2000), «Пробуждение» для валторны, фп. и ударных (2004), «Ночной лес» для бас-кларнета, фп. и ударных (2005); вокальные: поэмы «О тишине» для голоса и фортепиано (ел. Н. Арсланова, 1985), «О счастье» для голоса и двух флейт (сл. Р. Мингалимова, 1987), Музыка для голоса, флейты, виолончели и фортепиано «Риваят» («Легенда», 1991), «Из Виндзорского леса» для вокального квартета (1999); хоры а сарре а: «Перед Господом мы в ответе» (1995), «Альвидаг» (1996).


Литература:


Губайдуллина Г. И молодость, и мастерство // Музыкальная жизнь. — 1988. ~ № 20. — С. 5;
Губайдуллина Г. …Плюс потребность души //СМ. — 1989. — № 11;
Губайдуллина Г. Если придешь — говори // СМ. — 1990. — № 8. — С. 17 — 21;
Калимуллин Р., Алмазова Т. Нашей музыке — достойное существование // Музыкальная академия. — 1999. ~ № 3. — С. 38 — 43;
Сайфуллина Г. Духовная музыка Отечества. Возвращение: Интервью с М.Шамсутдиновой и Р.Калимуллиным // СМ. — 1991. — № 6;
Слово о молодых. Слово — молодым // СМ. -1988. — №6. — С. 3 — 12;
Файзуллаева М. Прошлое забудете — иссохнут корни // СМ. -1990. — № 5;
Файзуллаева М. Когда вновь прозвучит «Крик кукушки» // Татарстан. — 1994.— № Уг. С. 102 — 105;
Тылсымлы моңнар дөньясында // Казан утлары. — 1994. — № 6;
Юсупова Р. Иҗат сукмагы … //Азат хатын. — 1988. — № 7.


(Источник: Композиторы Татарстана. — Москва: Издательство «Композитор», 2009. — 260 с.)


 

Оставить комментарий


*