ТАТ РУС ENG LAT

Софья Кузьминых – главный хранитель татарского узора


Одним из номинантов престижной премии им. Тукая, учрежденной республикой Татарстан, в 2013 году стала народный художник Татарстана, лауреат премии министерства культуры РТ им. Баки Урманче, член Союза художников России Софья Кузьминых.

Кузьминых по праву считают непревзойденным мастером и автором удивительных композиций из кожаной мозаики и резьбе по дереву, рунной художественной вышивке. Мастера нередко спрашивают, как получилось, что русская женщина всю жизнь занимается возрождением традиционных для татар художественных ремесел? От кого ей передался этот дар? От предков, среди которых, как ей рассказывали, были крещеные татары. Или от мамы, которая была прекрасной рукодельницей?

Софья Даниловна — ведущий специалист по татарскому орнаменту. Создав за многие годы сотни вариантов татарского узора, она ни разу не повторила себя! Столь глубок ее личный «творческий колодец», а лучше сказать — родник. О татарском орнаменте она, кажется, знает все. Для Софьи Даниловны каждый узор — не просто сочетание линий и цветов, но еще и сюжет, красивая история, которую сначала надо услышать внутри себя самой. Отсюда — правило: никогда не начинать новую работу, если плохо себя чувствует или не в настроении. Потому что сказка рождается только в ничем не омраченной душе. Таково правило Кузьминых.

Детство Софьи Кузьминых прошло в Казани, на Дегтярной улице, в комнате на чердачном этаже. Она помнит себя с пяти лет, причем уже с иголкой и пяльцами! Мама Софьи брала заказы в артели надомников и если не укладывалась в сроки, то привлекала дочку. Та усердно вышивала, не отступая ни на миллиметр от заданного рисунка. Это была утомительная даже для взрослого человека работа, о творчестве речи не шло. Такое ощущение надолго осталось в памяти художницы….

Но однажды произошел переворот: Кузьминых посетила Московский Манеж, где тогда проходила первая международная выставка «Москва – Париж» с участием ведущих художников-модельеров мира. Выставка произвела сильное впечатление. Однако настоящее потрясение Софья Даниловна испытала, зайдя в парижский павильон выставки. Представьте себе, среди множества экспонатов она увидела платье, которое когда-то вышила в детстве! Не веря глазам, прочла: платье «Казань», автор модели — А. Пуаре. Так вот почему мама била ее по рукам за малейшую небрежность — оказывается, их вышивки шли на экспорт! И уже там, в Париже, некто Пуаре украшал ими свои модели.

Надо сказать, что к тому времени Кузьминых уже окончила Московский технологический институт, вернулась в Казань, работала на кожгалантерейной фабрике главным художником-модельером. Де факто. Потому что на самом деле такой должности в штатном расписании советской фабрики быть не могло, и потому Софья Даниловна числилась «мастером ОТК». Ну, просто не постижимая абсурдность!

А чему, собственно, удивляться, если возрождение художественных народных ремесел на уровне государства стало возможным от силы лет 20 назад… И потому, наверное, вся жизнь художника Софьи Кузьминых была связана с производством. Более 30 лет она отдала Казанской кожгалантерейной фабрике, работала и на Арской фабрике национальной обуви. Запах кожи знаком ей с детства: когда артель надомников закрыли, мать устроилась в обувную мастерскую, где дочка частенько помогала ей, нарезая сапожным ножом нехитрые заготовки.

Но было в ее жизни еще одно незабываемое благословение. Еще студенткой, Кузьминых многие часы и дни в запасниках Государственного музея изобразительных искусств, всматриваясь в узоры старых татарских мастериц — вышитые ими домашние полотенца, рубашки… Собственно, это и были ее главные «художественные университеты». Часто в музейных залах она встречала пожилого, тяжело опиравшегося на трость, профессорского вида человека, которого долгое время принимала за служащего, хранителя музея. Однажды она услышала в ответ на свое приветствие: «Ты только не бросай это дело, деточка, пожалуйста. Вот уйду, больше ведь некому…» Это был Петр Максимилианович Дульский, основоположник и патриарх татарской школы искусствознания, «главный хранитель» казанской старины. Никто лучше него не разбирался тогда и в татарском орнаменте, изучению и описанию которого он посвятил многие страницы.

Кроме вышивки и кожаной мозаики, Софья Кузьминых овладела и техникой батика. Кто видел спектакль «Голубая шаль» в Камаловском театре, помнит главное его украшение — огромное, почти на всю сцену, празднично расписанное, воздушное полотно, осеняющее собой легендарное театральное действо. Автор этой рукотворной «голубой шали» — Софья Кузьминых… Кстати, перед II Всемирным конгрессом татар, победив в творческом конкурсе на лучший казанский сувенир, она лично от Президента Татарстана получила заказ на тысячу «голубых шалей»… Софья Даниловна и свою дочь, Светлану, с детства приобщила к рукоделию. Сегодня художник-«прикладник» Светлана Гарбузова — тоже имя в изобразительном искусстве Татарстана. К слову, тот самый президентский заказ они выполняли вместе.

19 декабря 2012 года Софья Даниловна Кузьминых отметила юбилей, ей исполнилось 85 лет. А уже на следующий день в галерее «Хазинэ» в Казанском кремле открылась ее персональная выставка.

На соискание государственной премии им. Тукая она выставила цикл «Посвящение памяти Г. Тукая»: триптих из панно «Кушлауч», «Училе» и «Кырлай». Это большие работы, которые выполнить в технике кожаной мозаики чрезвычайно сложно, ведь это все ручной труд! Прежде чем создать его, Софья Даниловна вместе с дочерью Светланой Гарбузовой посетили все места, так или иначе связанные с поэтом. Возникший замысел Кузьминых воплощала два года. Этот триптих был представлен на последней экспозиции в «Хазинэ», а одна работа уже выставлялись на Всероссийской выставке в Саранске.

rt-online.ru, tataram.ru
Фото: art16.ru


Оставить комментарий


*