Каждый раз, когда я читаю одного из любимых поэтов — Тукая, перед моим взором невольно предстают два его известных фотопортрета. На первом Тукай запечатлен в тюбетейке, молодым, жизнерадостным, полным сил и энергии; на втором — поэт в постели, болен, истощен. Это человек, переживающий свои последние дни…
Какой трагический контраст. Совсем короткий промежуток времени отделяет эти два снимка. Сам собой возникает вопрос: каким же образом так быстро угасла жизнь поэта? Трудно перебороть в себе ту грусть, которая обступает сердце при мысли о безвременной гибели Тукая.
Народный поэт Габдулла Тукай занимает в истории татарского народа, в истории его культуры исключительное место, и чествование Тукая — это подлинный праздник всего татарского народа. В развитии татарской литературы Габдулла Тукай сыграл поистине выдающуюся роль. Без его имени и творческого наследия невозможно представить полно ни прошлого, ни настоящего нашей национальной культуры. Тукай должен быть отнесен к замечательной плеяде деятелей культуры России XIX и XX столетий, какими были: в Азербайджане — Ахунов, в Армении — Налбалдян, в Казахстане — Абай Кунабаев, в Северной Осетии — Коста Хетагуров. Подобно им, Тукай сумел ответить на главные, существеннейшие вопросы своего времени, от решения которых зависели будущность нации, дальнейшая судьба татарской литературы.
Тукай беззаветно любил свой народ. Он хотел его видеть свободным и счастливым. Свой яркий талант поэта, публициста и прозаика он отдал делу развития национального самосознания татарского народа.
Тукай — поэт больших тем и острых социальных эмоций. Это поэт — трибун и в то же время тончайший лирик, который умел проникать в переживания человека и рисовать образы героев-борцов.
Он принадлежит к той плеяде выдающихся деятелей культуры и общественной мысли, которая поднялась из народа. И в татарскую литературу Габдулла Тукай вошел как певец борьбы за свободу и выразитель народных надежд на счастливое будущее. И до конца своей жизни, безвременно оборвавшейся 15 апреля 1913 года, он остался верным идеалу борьбы за свободную нацию.
С малых лет познавший нужду и лишения, поэт не мог быть и не остался равнодушным к судьбе простого человека-труженика. Он всегда обращался к нему как неизменный друг и защитник. В своей статье «Национальные чувства» Тукай писал: «Наша нация нуждается в джигитах, которые, как сыны других наций, отстаивали бы интересы беззащитного, обездоленного бедного народа, сами бы понимали и смогли бы объяснить, что прошли те времена, когда можно было пять бедняков менять на одну собаку».
Тукай первым с большой поэтической силой провозгласил мысль о праве родного народа на землю отцов, на собственную историю. Он отчетливо сознавал, что история его народа навсегда срослась с судьбой русского народа. Он был поэтом-патриотом. В этом его сила.
Он пропагандировал идеи дружбы народов, неустанно писал и говорил о тесных узах, связывающих татарский народ с русским народом, о единстве их идеалов. Эти идеи Тукая исторически оказались наиболее жизненными. Как перекликаются с сегодняшним днем строки Тукая, написанные полвека назад:
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали…
Вовеки нельзя нашу дружбу рубить,
Нанизаны мы на единую нить…
Овладев русским языком, Тукай уже в 1902 году стал самостоятельно изучать русскую классику. С большой любовью читал он произведения Лермонтова и Пушкина. Не случайно одно из первых своих замечательных стихотворений Тукай назвал «Пушкину» (1906). С гордостью причисляет он себя к ученикам Пушкина.
Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я
Вступил я в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я…
Моя душа сходна с твоей, но силы несравнимы
О, как мне мощь твоя нужна, певец неповторимый.
Тукай был воодушевлен гражданскими свободолюбивыми идеями. «Я всегда – щит прогресса эпохи…»- провозглашает он в стихотворении «Поэт и тайный голос». Пушкинская лирика, окрылённая идеями декабризма, оставаясь созвучной русскому освободительному движению нового века, явилась для татарского поэта одним из источников поэтического осмысления жизни. Несомненна роль Пушкина и Лермонтова в постановке и разрешении ранним Тукаем темы призвания поэта и его долга перед народом. В стихотворениях «Поэт и тайный голос», «К нации», «Самому себе» — он усматривает долг поэта, его призвание в том, чтобы быть поборщиком прогресса и свободы, служить нации.
Стихотворение «Что рассказывают шакирды, покинувшие медресе» явилось декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь.
Судьба простого, чистого человека – вот что волновало и тревожило Тукая. Его душа полна любви к этому человеку и сознания гражданского долга художника перед читателем.
Пусть далек, но до цели меня он доставит
Не горбат я, не жду, что могила исправит,
Где – то спящие страсти прорвутся на свет,
И небес благодать мои крылья расправит.
Тукай хорошо знал русскую классику. Много сил отдавал переводам русской литературы на татарский язык. В своих переводах он донес до татарского читателя проникновенную лирику Кольцова, мятежные стихи Лермонтова, поэзию Майкова, Полонского, великие творения Толстого. Незыблемым художественным авторитетом был для него Пушкин. «С Пушкина и Лермонтова я беру пример», — говорил Тукай.
Пушкин, Лермонтов два солнца высоко вознесены.
Я же свет их отражаю наподобие луны.
В начале ХХ века татарская литература была самой передовой среди культур тюрко-язычных народов. Когда в середине двадцатых годов ХХ века была проведена перепись населения Советского Союза, Она показала ,что по грамотности татары занимают первое место среди всех народов страны, включая и русский.
Что же значит гений Тукай? Тукай для татарского народа это как Пушкин для русского народа. Два солнца на небе: Пушкин и Тукай. Но разве объяснить так просто гениальность Тукая? Пушкин был первым в русской литературе, до него почти не было великих поэтов ,если не считать Державина, пращур которого был татарином. До Тукая были великие мастера слова: Кол Гали , Кандалый , Акмулла и тысячелетняя народная литература. Все они заложили семена в творчество Тукая. Тукай — певец и просветитель обездоленного, униженного народа . Были и такие, которые спрашивали: «Что особенного есть в нашем Тукае?»Чтобы понять и ответить на этот вопрос, нужно еще раз перечитать его гениальные творения. Критик татарской литературы Фарваз Миннулин сказал однажды, сравнивая двух великих поэтов татарского народа: «Такташ – великий поэт ,а Тукай – поэт веков». Многим чудо – Тукай оказался «не по зубам». А Евгений Евтушенко писал: «Даже бездарные переводчики не смогли убить гений Тукай».Латышский писатель Улдис Бердиныш, живущий в Риге, сказал однажды, что он изучил творчество Тукая в переводе на русский язык и откровенно признался, что стихи не понравились. Решил дойти до истины: чтобы понять стихи Тукая, выучил татарский язык.
Имя Тукая не сходит с языка всего татарского народа Его имя произносят в далекой Финляндии. Есть общество имени Габдуллы Тукая. Гумер Дахер, живущий в Финляндии, на английском и финском языках написал монографию. Стихи Тукая знает и читает наизусть каждая татарская семья в Финляндии. Наш соотечественник, Фатыма Узкан, ученый, преподаватель университета города Анкары, защитила диссертацию на тему «Творчество Тукая», ведет научную работу.
Узбекской поэтессе Махзуме принадлежит крылатое выражение: «Луна вбирает в себя лучи солнца, а потом раздает их».Так и всякий поэт сначала вбирает в себя творческий опыт предшественников ,а потом сам становится таким же источником опыта для следующих поколений. Тукай оказал огромное влияние на творчество многих поэтов .Поэт оказывает влияние на окружающих всем своим жизненным творческим примером. Исключительно обаятельна и личность Г.Тукая. Он мог бы с полным основанием повторить слова А.П.Чехова: «В детстве у меня не было детства». И позже его жизнь была полна трудной борьбы за счастье трудящегося народа. А.М.Горький писал о нем: «…Очень хорошо сказал один казанский татарин-поэт, умирая от голода и чахотки: «Из железной клетки мира улетает, улетает юная душа моя». В повторении – «улетает» — я слышу радость. Ныне мы воспринимаем эту радость как чувство исполненного долга перед родным народом.
Подлинная поэтическая слава пришла к Тукаю лишь тогда, когда уже его не было. Но это была слава поэта и мыслителя, творчество которого – яркий пример беззаветного служения прогрессу.
За восемь лет своей творческой жизни он совершил необычайный гражданский подвиг, трудился до тех пор, «покуда кровь не вытечет из жил».
Трудись, борись за родину свою
Покуда кровь не вытечет из жил.
Умри, чтоб имя – это ли не честь! –
Родной народ в сказаниях оживил!
(Сабир, азербайджанский поэт)
«Будем с народом всегда и везде» — писал Тукай. В памяти народа живут его бессмертные творения. С любовью мы зовем его народным певцом, имя и творчество которого никогда не будут преданы забвению:
Ты навстречу солнцу свой народ
Поднимаешь лирой величавой.
В светлом имени твоем живет
Выше гор поднявшаяся слава.
В одном ряду с Пушкиным видим мы сегодня Тукая. «В небе вечности сверкай негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай».