(2003/2004 учебный год)
Тема урока:
Певцы народной жизни. (Сопоставление стихотворений Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда” и Г. Тукая “Дача”).
Цели:
• знакомство с жизнью и творчеством русского и татарского поэтов;
• формирование навыков анализа лирических произведений;
• умение выразительно читать поэтический текст;
• подготовка учащихся к понятию “антитеза”;
• проведение сопоставления между образами крестьян в стихотворении Некрасова и Тукая;
• воспитание любви к истории отечества, родного края.
Оборудование:
• стенгазета, посвященная жизни и творчеству Н.А.Некрасова;
• стенгазета, посвященная жизни и творчеству Г.Тукая;
• диапроектор;
• диапозитивы “Волга в творчестве Н.А.Некрасова”;
• портрет Николая I;
• стихотворение Некрасова “Размышления…”;
• стихотворение Тукая “Дача”;
• рисунки учеников к стихотворениям;
• карта Республики Татарстан;
• магнитофон с записью русской и татарской мелодии.
Эпиграф: “ Я лиру посвятил народу своему” (Н.А.Некрасов)
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Сообщение темы и целей урока.
— Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит обратиться к творчеству великих русского и татарского поэтов с целью сопоставления стихотворений Н.А. Некрасова “ Размышления у парадного подъезда ” и Г.Тукая “ Дача ”. Выявить, с какой целью поэты обратились к теме крестьянства, провести параллели между образами крестьян. Поэтому работать мы будем рядами, разделившись на две команды.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПРОС ПО ТЕМЕ
— Приходилось ли нам встречаться с произведениями, в которых затрагивалась тема жизни крестьян? Кто является авторами этих произведений? Коротко расскажите о образах крестьян и их угнетателях.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1. — Чтобы понять, с какой целью поэт обратился к написанию данной темы, нужно знать его биографию. Послушаем выступление учеников, противоположных команд.
• 1-я команда. Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года (портрет) в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич (портрет), небогатый помещик, выйдя в отставку, а он служил майором, вместе семьёй поселился в родовом имении Грешнево (стенгазета).
Мать поэта, Елена Андреевна, нередко вступалась за крестьян, когда отец угрожал им расправой. Тогда доставалось и ей.
В Грешнево, неподалёку от Волги, прошло детство поэта.
Господскому сыну не разрешалось играть с крестьянскими детьми, но он убегал к ним через свою лазейку.
Однажды он бродил по берегу Волги и вдруг услышал какие-то стоны. Вслед за тем он увидел бурлаков, которые стонали от невыносимо тяжёлой работы. Эта картина взволновала юного поэта до слёз.
В этом впечатлительном мальчике появилась “страстность к чужому страданию”, которая и сделала его великим поэтом.
В 1832 году будущий поэт вместе с братом Андреем поступают в Ярославскую гимназию, но в 1837 Николай уходит из неё. Едет в Петербург с целью поступить в университет.
В 1840 году с помощью друзей печатает сборник стихов “Мечты и звуки”. Знакомится с русским критиком В.Г. Белинским.
В 1846 году Некрасов вместе с четой Панаевых едет в Казанскую губернию к помещику Григорию Толстому, который жил в деревне Ново – Спасское (ныне Алексеевский район). Раздобыв немного денег взаймы,
Некрасов вместе с Панаевым берёт в аренду журнал “Современник”. В это же время он продолжает работать над темой тяжёлой жизни крестьянства. Пишет “Школьник”, “Забытая деревня”, “Несчастные”. Цензура стала строго следить за изданием “Современника”. Правительство решило уничтожить ненавистный журнал.
В начале 50-х Некрасов сильно заболел – рак спинного мозга. Но он не теряет зря времени, а приступает к написанию поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. В свет выходит сборник “Стихотворения Некрасова” (1856 г.).
8 января 1878 года поэт скончался. В центре своего творчества Некрасов поставил крестьянина.
• 2-я команда. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арский район) в семье муллы. Отец умирает, когда мальчику исполняется шесть месяцев. Мать выходит замуж за муллу из соседней деревни и уезжает, оставив мальчика на попечение старухи Шарифы. Вскоре он попадает в дом дедушки, где и без того было много ртов. Нищета вынуждает деда отдать мальчика проезжему ямщику, чтобы тот передал его в Казани кому — нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в дом Мухамметвали. Через два года родители заболевают, и мальчик попадает в дом крестьянина Сагди. Именно здесь он познаёт будни крестьянской жизни. Здесь зарождается любовь к отчизне, к народу.
В 1895 году Тукай попадает в Уральск в семью сестры отца. Живёт вместе с прислугой. В этот период он зачитывается произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова, Толстого.
В 1905 году поступает наборщиком в газету “Уралец”.
Судьба родного народа, думы простых людей – вот что волнует его.
В 1907 году возвращается в Казань. Ни на минуту не угасла вера Тукая в свой народ. В этот период он пишет “Гнёт”, “Дача”, “Осенние ветры”, “Чего не хватает сельскому люду?”.
Нищета и голод, преследовавшие его в детстве, подорвали его здоровье. Тукай болен туберкулёзом. Но болезнь не остановила его. До последнего часа он писал стихи, статьи.
2 апреля 1913 года поэт скончался, так и не увидев результата революционной борьбы татарского народа.
1. Итак, подведём итог выступлениям. Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
• Как Некрасов познакомился с жизнью крестьян? Какие моменты биографии говорят об этом?
• Какие тяготы жизни пришлось испытать Тукаю, оставшись сиротой?
Вопрос учителя: Итак, почему поэты обратились к теме крестьянства?
2. Слово учителя.
— История создания произведения зачастую связана с каким-нибудь интересным фактом из жизни. Именно так произошло с написанием стихотворения Николая Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. Послушаем эту историю от докладчика из 1-й команды.
В 1860 году за границей в газете “Колокол” (показ обложки) впервые было напечатано стихотворение, которое издатель газеты, а это был Герцен, сопроводил примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. В газете стихотворение напечатано под названием “У парадного крыльца”.
Толчком к созданию произведения послужили непосредственные наблюдения Некрасова. Вот что пишет об этом его друг и помощник А.Я. Панаева: “Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.
Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Через два часа он прочёл мне стихотворение “У парадного подъезда”.
Просматривается диапозитив № 16 – Некрасов наблюдает сцену у парадного подъезда.
• А теперь послушаем историю создания стихотворения Тукая “Дача”.
Ни на минуту не угасала вера Тукая в свой народ, в нём он видел свои идеалы, в нём черпал вдохновение. Думы народа, радость и горе заливали мир его поэзии. В 1911 году всё Поволжье охватил страшный голод.
Основную причину голода поэт видел в том, что народ был ограблен богачами. Такую сцену, когда богач пользуется своим положением, можно было наблюдать в каждом порту, он заказывал себе целый пароход. Может быть Тукаю довелось наблюдать сцену, которую он опишет в стихотворении.
3. Команды задают друг другу вопросы по выступлениям:
• С чем связано написание Некрасовым стихотворения “Размышления у парадного подъезда”? (Написание Некрасовым стихотворения связано с его личными наблюдениями подобной сцены).
• Как отреагировал Некрасов на сцену у парадного крыльца?
• К кому и с какой целью пришли крестьяне? (К министру иностранных имуществ с прошением).
• Кто наблюдал эту сцену вместе с Некрасовым? (А.Я. Панаева).
• Связана ли история создания стихотворения Г.Тукая “Дача” с конкретным историческим фактом? (Этот факт не известен. Поэтому нам приходится догадываться, что Тукай просто передал обстановку тяжёлой жизни крестьян).
4. Словарная работа. Слова записаны на доске.
Прежде чем приступить к изучению произведений, мы должны усвоить значение некоторых слов, это необходимо для правильного понимания смысла. Каждой команде было дано задание найти в тексте непонятные слова и объяснить их значение противоположной команде.
• 1-я команда.
Швейцар – сторож около входных дверей.
Армячишко – крестьянская верхняя одежда из грубого сукна.
Чернь – так господствующие классы пренебрежительно называли простой народ.
Пилигримы – странники, путники.
Харчевня – дешёвая закусочная.
Лепта – здесь: мелкие деньги.
Щелкопёр – бумагомаратель.
• 2-я команда по стихотворению Тукая “Дача”.
Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.
Расфрантился – нарядился.
Спесь – надменность, высокомерие.
5. Знакомство с произведением.
Выразительное чтение чтецом из 1-й команды стихотворения Н.Некрасова “Размышления у парадного подъезда”.
— Просмотр диапозитива к стихотворению Некрасова (крестьяне у парадного подъезда).
Выразительное чтение чтецом из 2-ой команды стихотворения Г.Тукая “Дача”.
6. Костюмеры приготовили по одному костюму. Вам нужно отгадать, образ какого персонажа из стихотворения представлен перед вами.
• Не перепутал ли костюмер некоторые детали одежды?
7. Физ. минутка.
8. Анализ стихотворений.
• Какие чувства переполняют вас при чтении стихотворений Некрасова и Тукая?
• Сходна или различна тема стихотворения Некрасова “Размышления у парадного подъезда” и стихотворения Тукая “Дача”? Сформулируйте её. (Тема стихотворений сходна. В них говорится о безрадостной жизни
народа и праздной жизни богачей).
• Найдите в тексте лирических произведений описание крестьян, прочтите.
• Какими предстают перед нами крестьяне? (В лохмотьях).
• А одинаково ли настроение крестьян? (В произведениях, изображённых татарским поэтом больше решимости, они уже не верят богачам. А в стихотворении Некрасова крестьяне забиты, смиренны).
• С чем это связано? (Стихотворение Некрасова было написано в 1858 году, когда народ повиновался самодержавию. Стихотворение Тукая писалось в другой обстановке, обстановке подъёма сил крестьянства).
• Встречается ли в стихотворении Некрасова призыв к “пробуждению” народа ото сна? Прочитайте эту строчку. (“Ты проснёшься, исполненный сил…”).
• Встречаются ли в стихотворениях противоположные по смыслу слова? Дополните надпись на доске: Н.Некрасов “Размышления…”
1. Парадный подъезд в торжественные дни – (в обычные дни).
2. Владелец роскошных палат – (крестьяне, бурлаки…).
Г.Тукай “Дача”.
1. Расфрантившийся богач – (угнетённый народ).
9. Юные художники представляют нашему вниманию свои работы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
• Оценки за урок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова “Размышления…” и Г.Тукая “Дача”.
• Сопоставление стихотворений Н.А.Некрасова “Памяти Добролюбова” и Г.Тукая “Светлой памяти Хусаина”.