Творческое наследие великого татарского поэта Габдуллы Тукая (1886—1913) ныне достаточно хорошо изучено. Литература о жизии и многогранной деятельности поэта располагает в настоящее время множеством исследований самого различного характера.
В исследованиях тукаеведов в какой-то мере освещены и некоторые аспекты изучаемой нами темы. Уже в дооктябрьской татарской критике (статьи, рецензии Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, Дж. Валиди, Г. Рахима, а также отдельные выступления таких представителей татарской интеллигенции, как С. Рахманкули, М. Мухутдиния, Ш. Ахмадеев и др.) были сделаны ценные наблюдения относительно идейно-тематического содержания лирики Тукая, своеобразия его поэтического таланта, связей творчества с устной поэзией народа, с русской и западной классикой и т. д. Однако, следует отметить, что суждения татарских критиков не были лишены и противоречий, порой одностороннего и тенденциозного подхода к Тукаю. Даже авторы, в целом высоко отозвавшиеся о произведениях поэта, нередко в своих статьях или рецензиях акцентировали внимание на отрицательных моментах его творчества, говорили о слабости Тукая как поэта-лирика (Ф. Амирхан, Г. Рахим), об отсутствии в его стихах глубины мыслей (Дж. Валиди) и т. д.; подлинные образцы художественности, лиризма они находили лишь в элегических стихотворениях поэта; тукаевский реализм принимался подчас за назидательность и рассудочность (Г. Ибрагимов).
Сложный путь развития прошла наука о Тукае и в советское время. В критике первых послеоктябрьских лет и начала 20-х годов отношение к Тукаю было самое положительное. Однако вульгарно-социологический подход к художественному наследию прошлого, особенно сильно проявившийся в татарском литературоведении и критике 20-х и 30-х годов, весьма отрицательно сказался и на изучении творчества поэта. В выступлениях Г. Гали, Ф. Сайфи-Казанлы, Т. Сагди, Г. Тулумбайского и других Тукай был объявлен приверженцем мелкобуржуазной идеологии, поэтом «буржуазного романтизма», поборником религии, националистом. Даже в отдельных статьях второй половины 30-х годов говорится о необходимости беспощадно критиковать «буржуазную ограниченность, религиозные и националистические взгляды» Тукая.
Дальнейшие успехи тукаеведения были обусловлены наметившимся к концу 30-х годов оживлением в изучении истории национальной литературы, что, в свою очередь, «было связано с развернутой борьбой против вульгарного социологизма в литературоведении»* (* И. Нуруллин. Формирование и развитие критического реализма в татарской литературе. Автореферат докторской диссертации. Казань, 1967, стр. 5.). В статьях Г. Халита, опубликованных в 1938 году в журнале «Совет әдәбияты», а также в его монографии «Народный поэт Г. Тукай» (1939, на тат. яз.) дана всесторонняя характеристика социально-политических взглядов Тукая, анализ основных тем и мотивов его поэзии. Тукай показан автором как подлинно народный поэт, а его творческий путь как путь реализма. В эти же годы выходят статьи Ф. Габдрахманова, М. Гайнуллина, Ф. Хусни и др., посвященные различным аспектам творчества поэта. Все это явилось поворотным моментом как в выяснении идейных позиций Тукая, так и в подходе к его художественному наследию.
Существенные сдвиги произошли в тукаеведении 40-х и 50-х годов. В статьях и выступлениях Г. Кашшафа, Г. Халита, Я. Агишева, А. Сайганова, И. Пехтелева, в материалах научной сессии, проведенной в 1946 году в связи с 60-летием со дня рождения поэта, а также в книге «Татарская литература начала XX века. Очерки» (на тат. яз., 1954) подчеркивалась выдающаяся роль Тукая в развитии татарской поэзии, ведущее место поэта «в заложении идейно-эстетических основ реалистического отображения жизни народа» (Татарская литература начала XX века. Очерки, стр. 25.). Правда, в критике и литературоведении тех лет сугубо специфические, эстетические проблемы ставились еще очень редко. Исследователи чаще всего говорят об идейном содержании произведений Тукая, общественно-политической направленности его творчества.
Важным этапом в изучении поэзии Тукая явились вторая половина 50-х, и особенно, 60-е годы. В исследованиях, монографиях и статьях Г. Халита, X. Усманова, И. Нуруллина, М. Гайнуллина, X. Хайри, Р. Бикмухаметова, А. Исхака, Р. Ганиевой, Р. Башкурова и других ставятся методологические проблемы изучения наследия Тукая, определяется место поэта в татарском литературном движении начала XX века, его роль в развитии принципов реализма и народности в национальной литературе. В трудах тукаеведов широко и всесторонне исследуется путь становления в творчестве поэта метода критического реализма, выделяются важные этапы развития реализма и в его лирике; авторы стремятся глубже проникнуть в мир идей и образов Тукая, в том или ином плане рассматривают вопросы мастерства, поэтики, жанров и т. д.
Однако именно лирика Тукая, особенности его поэтического таланта и сейчас еще остаются наименее изученной областью тукаеведения. Нет ни одного специального исследования, где рассматривалась бы лирика поэта в целом или ставились бы какие-то частные проблемы ее изучения. В подробном рассмотрении нуждаются, например, такие вопросы, как художественно-эстетическая природа лирических произведений Тукая, особенности творческого метода поэта, жанровый облик его стихотворений и др. Выяснению некоторых сторон художественного метода Тукая-лирика, изучению жанровой природы его стихотворений и посвящена предлагаемая диссертация.
За последние годы татарское литературоведение пополнилось серьезными исследованиями, посвященными проблемам творческого метода. Заметен особенный интерес к переломным этапам в развитии татарской литературы. Такова, например, эпоха первой русской революции и нового революционного подъема. «Именно в эту эпоху в татарской литературе со всей очевидностью проявились основные качества реализма и романтизма и некоторых других течений со всеми их противоречивыми чертами и с тенденцией не столько к размежеванию, сколько к взаимосвязи и взаимодействию друг с другом» (Г. М. Халитов. Проблемы творческого метода в татарской литературе (1905—1932 гг.). Автореферат докторской диссертации, Казань, 1968, стр. 3.). И постановка этих вопросов применительно к творчеству такого крупного представителя национальной литературы, как Габдулла Тукай, имеет первостепенное значение. Изучение лирики Тукая во взятом нами аспекте прямо и непосредственно связано с вопросами об эстетическом многообразии и богатстве современной татарской поэзии, постоянно обращающейся к художественному опыту прошлых эпох и вбирающей в себя его лучшие завоевания.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении дается обзор критической литературы по теме, делается небольшой экскурс в историю дотукаевской татарской поэзии, намечаются основные задачи, методика и принципы исследования и в связи с этим кратко говорится о специфике лирической поэзии как рода литературы.
В первой главе диссертации, озаглавленной «Некоторые особенности реалистического метода Тукая-лирика», речь идет о реализме поэта как основной, магистральной линии в развитии его лирики. Она подразделяется на два небольших раздела. В первом разделе сделана попытка рассмотреть путь роста Тукая от раннего, «дидактического», этапа к зрелому, реалистическому, проследить процесс накопления и становления в его творчестве лирико-поэтических принципов изображения.
Лирика Габдуллы Тукая составляет одну из замечательных сторон его богатого творческого наследия. Беспощадный сатирик в разоблачении, основ эксплуататорского строя, в обличении нравов буржуазного общества, Тукай был в то же время и тонким лириком, воплотившим в своих стихотворениях гуманистические идеалы революционной эпохи, запечатлевшим те глубочайшие сдвиги, которые произошли в жизни и сознании татарского народа.
В лирических раздумьях поэта отражены самые яркие черты его таланта как художника, своеобразие идейно-эстетической оценки и философского осмысления жизненных явлений, характерные особенности его художественного мышления вообще.
Уже ранние стихотворения Тукая отмечены его стремлением активно вмешаться в жизнь, в ход событий, выразить свое отношение к ним; лично ответить на вопросы, выдвинуты жизнью и временем. Говоря об актуальности тематики, жизненности содержания ранних стихов Тукая, диссертант отмечает в то же время, что в первых опытах молодого автора, наряду с сильными, положительными, проявились и такие тенденции, которые, хоть в целом и не смогли задержать мощный, стремительный рост таланта поэта, но так или иначе усложнили движение его по пути реализма, процесс освоения им принципов лирика-поэтического отображения жизни. Просветительский взгляд на назначение литературы и искусства сказался и на творческой практике Тукая: немало стихотворений молодого поэта («Слово друзьям», «В саду знаний», «О, перо!», «Шакирд, или одна встреча» и др.) написано в форме нравоучительных наставлений, дидактических призывов. В подобных произведениях прямолинейное выражение мысли преобладает над лирическим «я» автора; дидактизм и назидательность препятствуют индивидуализированному изображению внутреннего мира человека во всем его богатстве и сложности, воспроизведению чувств и переживаний в их свободном течении и развитии.
Но, с другой стороны, ранняя лирика Тукая не ограничивается лишь этими идейно-эстетическими тенденциями. В ней, наряду с дидактической, сильна была и линия лирико-реалистическая. «Раннее творчество Тукая, — писал Г. Халитов, — явило собою первый образец страстного гражданского вторжения татарской литературы в народную жизнь, в социально-политическую атмосферу эпохи и в ее повседневность с демократических позиций» (Автореферат докторской диссертации, стр. 10.). Актуальность призывов, романтика борьбы, страстное желание свободы и т.д. как бы выводили отдельные стихи Тукая за рамки дидактического морализаторства. Не нравоучение, не мораль, а высокое гражданское слово или призыв берет верх в лучших стихах молодого поэта («О единстве», «О свободе»). Этот момент представляется нам особенно важным в освобождении лирики Тукая от рационалистичности, прямолинейности в изложении мысли. В работе довольно подробно рассматриваются стихотворения Тукая, написанные в призывно-публицистическом и приподнято-одическом стиле («Пушкину», «К народу», «Наборщикам газеты» и другие). Именно подобные стихи стали первыми образцами гражданской лирики не только в творчестве самого поэта, но и в татарской лирической поэзии данного периода вообще.
Правда, в призывно-публицистических, гражданских стихах Тукая в основном развита одна линия — линия одическая, торжественная, оптимистическая. Лирическому герою поэта еще неведомы раздумья, сомненья, колебания, «сложные», глубокие переживания. Опыт психологической характеристики духовного мира человека придет к поэту позже в результате приобщения к сокровищницам национальной, устно-народной и русской классической поэзии. Знаменательно то, что первые образцы такой лирики Тукай создал уже в 1906 году. Таково, например, стихотворение «Кому верить?» Оно показывает, что поэт постепенно овладевает и умением передавать свое критическое отношение к отдельным явлениям, моральным нормам буржуазного общества языком чувств и переживаний. Основная форма выражения идеи — лирическое раздумье, размышление. Лирико-реалистическая форма отображения жизни становится основной и в некоторых других стихотворениях Тукая, написанных во второй половине 1906 года («Государственной думе», «Самому себе», «Надпись на могильном камне», «Осень» и др.).
Итак, переход к новым художественным принципам подготавливался уже в ранней лирике Тукая, уже на «просветительско-дидактическом» этапе его творчества. Все названные нами положительные тенденции показывают, насколько быстро шел рост поэтического таланта Тукая, обогащались и совершенствовались его творческие принципы.
Во втором разделе первой главы ставится вопрос о взаимосвязях мировоззрения Тукая и его творческих принципов, рассматриваются некоторые особенности лиризма поэта зрелого периода, анализируются отдельные приемы психологического анализа, использованные в его стихотворениях.
Победа принципов реализма в лирике Тукая, переход поэта от умозрительности к конкретно-чувственному восприятию жизни, от дидактизма к лирическому способу отображения были обусловлены качественными изменениями в его общественно-политических и литературно-эстетических взглядах. Именно на новом этапе творческого пути Тукая, связанном с переходом на революционно-демократические позиции, и были созданы им произведения, ставшие замечательными образцами поэзии критического реализма. Поэтически-новаторская сила Таланта Тукая во всей своей мощи проявилась уже в 1907 году, в стихотворениях «Приятелю, который просит совета — стоит ли жить на свете», «Против золота», «В чем сладость?», «Родной земле», «Размышления одного татарского поэта», «Не уйдем!» и другие. В них идейная направленность проявляет себя не в ораторстве, прокламации, а воплощается в художественно-образной структуре произведения; мысли и идеи автора выражаются в лирических переживаниях, через идейно-эмоциональное отношение его к изображаемым явлениям. Все это и становится отныне основной и определяющей особенностью поэтического стиля Тукая. То или иное событие или явление интересует поэта прежде всего как предмет суждения или размышления, как повод для воспроизведения душевного состояния лирического героя.
Рассмотрев некоторые особенности творческого метода Тукая как художника критического реализма, диссертант пишет, что зрелая лирика поэта все более расширяет свои границы. В сферу лиризма, в мир интимных переживаний автора все шире вторгаются события общественно-политической жизни, явления социальной действительности; поэт показал глубокое понимание природы лиризма в реалистической поэзии, раскрыл его новые возможности в художественном отображении сложностей жизни и человеческих взаимоотношений. Далее отмечается, что дело создания татарской реалистической лирики было выполнено не одним лишь Тукаем, наряду с ним и Гафури в этом процессе важную роль сыграли и такие поэты, как Н. Думави, М. Укмаси, 3. Башири и другие. Но лирика Тукая отличается от их творчества большей глубиной социального анализа, широтой идейно-тематического диапазона и многообразием поэтических приемов.
Надо сказать, что усиление аналитического начала в лирике, освоение прозы жизни, различных пластов действительности и т. д., а также и неизжитые традиции просветительско-дидактической литературы прошлого не могли не сказаться и на творческих приемах татарских поэтов. И Тукай не мог избежать в отдельных случаях рассудочности и рационалистичности в раскрытии той или иной темы. Но в целом творчество зрелого периода Тукая отличается богатством эмоциональных оттенков, разнообразием выражаемых чувств и настроений. Даже в стихах с остро социальной тематикой поэт добивается теплоты, задушевности интонации, яркости изображения, ищет путей конкретизации и индивидуализации чувства. Эта особенность тукаевского лиризма в работе иллюстрируется путем анализа стихотворений «Гнет», «Сожаление», «В часы раздумий» и другие.
Излагая эти вопросы, диссертант останавливается на психологизме Тукая, анализирует приемы психологического анализа, использованные в лирике поэта. Как известно, принципы психологического анализа наиболее полно осуществляются в эпосе. Если в эпических произведениях уже на примере роста и формирования характера одного образа можно проследить все стадии «диалектики души», то в одном, отдельно взятом, лирическом стихотворении воспроизводится лишь один момент, одна грань его душевного состояния; здесь общее представление о внутреннем мире лирического героя, о всем многообразии и богатстве его психологических переживаний можно получить лишь в результате анализа всей (или какого-то этапа, цикла) лирики поэта. Но и поэт-лирик имеет большие возможности для воспроизведения картин сложной душевной жизни человека. Большой интерес представляет в этом плане опыт Габдуллы Тукая. Поэт написал и такие стихотворения, которые стали яркими примерами изображения внутреннего мира человека в противоборстве разнородных чувств, в смене настроений, душевных состояний. Наблюдая в жизни постоянную борьбу добра и зла, любви и ненависти и т. д., Тукай, например, прослеживает столкновение этих начал и в душе лирического героя. Прием этот становится у него одним из активных способов раскрытия психологии человека, выступает методом познания окружающего мира при помощи самоанализа. В таком плане написаны стихотворения «Надежда», «Голос горького опыта», «Неведомая душа» и многие другие. Диссертант анализирует некоторые из этих произведений, сравнивает их со стихотворениями других татарских поэтов, в частности, излагает некоторые особенности психологизма Дердмэнда, указывает на различия в используемых им принципах психологического анализа.
Тукай — поэт-реалист и великий сатирик, основоположник критического реализма в татарской литературе. В его произведениях социальная и духовная жизнь человека раскрывается в конкретно-исторической обусловленности, «строй души» лирического героя определяется окружающими обстоятельствами. Однако, обозревая лирику Тукая, нельзя не видеть и такие стихотворения, которые по своим идейно-эстетическим и художественным качествам как бы выходят за пределы реалистической образности. Рассмотрению этих явлений, т. е. художественного «состава» творческого метода Тукая, посвящена вторая глава диссертации. В работе не ставится задача подробного и всестороннего изучения вопроса: в ней представлен конкретный анализ тех «романтических» явлений, которые выступают в лирике поэта более ярко, выпукло и имеют прямое отношение к традиционно-романтическим способам художественного отображения.
Романтическое начало проявляется в лирике Тукая в самой различной форме и на всех этапах его творчества. Говоря о раннем «романтизме» поэта, автор останавливается на его «просветительской романтике». В первоначальных стихах Тукая просветительская романтика присутствует как стремление к свободе, как страстное желание поэта видеть народ освобожденным и просвещенным. Призывы автора, возникнув на реальной почве, принимают романтическую окраску обращенностью к будущему, устремленностью вперед.
В ранней лирике Тукая очень ярко проявляются элементы т. н. «восточного романтизма». Это можно видеть и в приверженности молодого поэта к таким жанрам, как газель, ода — касыда, и в широком обращении его к традиционно-романтическим образам восточной литературы. Типичными образцами романтической лирики являются, например, любовные газели поэта. Правда, Тукай — автор газелей — еще не проявил творческого отношения к традициям любовно-романтической поэзии Востока. Основное содержание его ранних газелей («После разлуки», «О, эта любовь!», «Не я ли тот, кто скорбит?» и др.) — это воспевание любовных чувств какого-то абстрактно-романтического героя — «меджнуна», «безумца» от любви; лирический герой льет слезы ради слез, поглощен лишь своими страданиями; условность в трактовке темы, абстрактность образов приводит к напыщенности, усложненности стиля. Увлечение Тукая такими стихотворениями выглядит в новых исторических условиях как стилизация и подражание восточным авторам. В то же время было бы неверно видеть лишь отрицательную сторону этих опытов молодого поэта. В переживаниях его героя — «меджнуна» можно обнаружить и отзвуки неподдельного любовного чувства: пылкость влечения к красавице, печаль, вызываемую «холодным» отношением к нему возлюбленной, горечь расставания и т. д.
Поворотным моментом в любовной лирике Тукая явилось стихотворение «К гурии». Оно прозвучало как эстетическая декларация поэта, как отказ от преклонения перед небесными гу-риямм, романтическими возлюбленными. Именно здесь можно видеть зарождение совершенно новых идейно-эстетических тенденций, приведших в дальнейшем к созданию замечательных образцов реалистической любовной лирики. Таковы, например, газели «Любовь», «Если бы не было…» и другие, в которых реалистические и романтические приемы изображения сливаются воедино, романтическая образность выступает средством поэтического воплощения интимных переживаний реального человека, а самые простые слова и выражения как бы «романтизируются», наполняются возвышенными чувствами лирического героя.
Восточно-романтические традиции в какой-то мере продолжены и в одических стихотворениях Тукая. Но оды поэта в основном написаны в реалистическом плане; традиционные образы или приемы одической поэзии прошлого используются для выражения реалистического содержания. Стихотворение «Пушкину», например, по своим языково-стилевым качествам напоминает оды-мадхии восточных поэтов, но в целом образ мышления лирического героя, характер и содержание его суждений вполне реалистичны. Значит, и здесь можно видеть своеобразное слияние романтических и реалистических приемов изображения. Трудно переоценить значение этих опытов Тукая в выработке возвышенной и выразительной поэтики, для развития в татарской поэзии высоко эмоционального одического стиля.
В формировании в творчестве поэта истинно-психологической лирики огромное значение имело освоение им достижений романтической поэзии Запада и русских классиков. Безусловно, формула «от восточного романтизма к романтизму европейскому» не совсем точно отражает соотношение различных романтических тенденций, действовавших на разных этапах лирики Тукая. Но все-таки непосредственная учеба у представителей русско-европейского прогрессивного романтизма (творческие переводы или переработка романтических стихотворений Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гейне и др.) происходит у Тукая в зрелый период его творчества. В диссертации рассматривается несколько стихотворений (как оригинальных, так и переводных) Тукая, в которых в романтическом плане ставится или разрешается конфликт «личность и общество». В одних случаях этот мотив или конфликт лишь намечается, декларируется («Кому верить?», «Сожаление», «Совет») или объективируется в самостоятельные романтические образы. Очень своеобразно вплетаются в образную ткань стихотворений «Разбитая надежда», «Неведомая душа», например, романтические образы «птицы в клетке» или «неведомой души». Названные произведения в целом являются реалистическими. Поэт анализирует психологическое состояние человека, вступившего в конфликт с враждебным ему миром, трезво рассуждающего о трудностях жизни. И использование при этом очень емких и широко обобщенных романтических образов расширяют идейно-эстетическое содержание подобных стихотворений, придают суждениям автора большую широту и масштабность.
В других случаях конфликт «личность — общество» развертывается в самостоятельные романтические сюжеты и ситуации. Здесь и романтический образ узника и свободолюбивой птицы, и идеализированная природа, и традиционно-романтический образ поэта-пророка. Диссертант подробно анализирует образную систему стихотворений Тукая «Узник» («Мэхбус») и «Пророк» («Пигамбэр»), сравнивает их с одноименными стихотворениями Пушкина и Лермонтова, а также со стихами татарских поэтов, содержащих эти же романтические мотивы или образы (С. Рамиева — «Деревня», «Оковы»; Н. Думави — «Узник», «Вечный узник» и др.).
Образы свободолюбивой птицы и поэта-проповедника, призывающего людей к любви, дружбе и братству, глубоко импонировали Тукаю. Потому-то свои мечты о свободе или о служении нации, об активной деятельности во имя просвещения народа он счел возможным выразить через эти романтические образы. Но здесь важно отметить одну особенность творческого метода поэта: при переводе романтических стихотворений Пушкина и Лермонтова он вводит конкретные детали, описания; ситуации, имеющийся в оригиналах, стремится как-то приблизить к реальности, уподобить конкретно-жизненным условиям. Конечно, оттого, что Тукай расширяет отдельные части стихотворений русских поэтов, они, т. е. произведения «Узник» и «Пророк», не перестали быть романтическими и в переводе на татарский язык. Но характерно то, что на переводном варианте этих стихотворений не могло не сказаться перо поэта-реалиста.
Возвышенная поэтика, яркая романтическая образность широко представлена в лирике Тукая 1910—1913 годов. Усиление романтических мотивов и настроений было обусловлено общими процессами, происходившими в жизни и литературе этого периода, активизацией в ней прогрессивно-романтического направления. Особенно прочные позиции занял романтизм в лирической поэзии (творчество М. Гафури, Н. Думави и молодых поэтов Ш. Бабича, Ф. Бурнаша, Н. Исанбета, С. Сунчалея и других; полностью в русле романтизма идет, например, раннее творчество М. Файзи).
В работе довольно подробно рассматриваются стихотворения Тукая «Светлой памяти Хусаина», «Татарская молодежь», «Гению» и отмечается, что подобные произведения несут в себе черты художественного пересоздания; в них на первый план выступает романтизация человеческих характеров, заострение, выделение идеального в лирическом герое, высокого смысла его деятельности и т. д. Но, в отличие от поэтов-романтиков, субъективность это не чисто романтическая. К традиционно-романтическим образам Тукай обращается в основном как к средству усиления эмоциональной впечатляемости воспеваемого объекта. Так сливаются, например в, стихотворении «Светлой памяти Хусаина» романтическая поэтика и конкретно-историческое содержание, «романтизированное» изображение X. Ямашева и конкретные суждения поэта о его деятельности как борца. Своеобразный синтез реализма с романтизмом использован и в стихотворении «Татарская молодежь». И здесь Тукай сумел органически соединить романтически-укрупненное изображение будущих революционных событий и описание облика передовой татарской молодежи. Два образа — широко обобщенный и очень личный — как бы наслаиваются друг на друга, сливаясь в целостном методе художественного отображения действительности.
В рассмотренных случаях романтическое начало заключено либо в основном конфликте и образах, либо в изобразительной системе произведений Тукая. В большинстве же случаев романтическое начало проявляет себя не так ярко, «внешне», а лежит как бы в глубине, отражается в характере переживаний лирического героя, в интонации произведения и т. д. Таковы, например, стихотворения «Моя звезда», «Пробуждение», «Иду своим путем», в которых воплощены светлые мечты и возвышенные устремления автора. Подобные произведения трудно «раскалить» по двум рубрикам — реалистической и романтической. Однако и в них роль романтических традиций очень весома и значительна, так или иначе проявляется тенденция обогащения реализма за счет достижений романтического искусства. Мягкий лиризм, задушевность чувства, приподнятость стиля и т. д. — все это Тукай воспринял от прогрессивно-романтической поэзии.
Такой синтез стал возможным благодаря тому, что поэт проявил глубокое понимание сущности романтической литературы, глубоко усвоил ее художественные принципы. Здесь диссертант останавливается на широко известной статье Тукая «Мокатдимэ» («Предисловие»), написанной как предисловие к переводу на татарский язык «Шильонского узника», где романтическая поэзия Байрона оценивается им как «поэзия высоких, великих и прекрасных чувств» (Г. Тукай. Избранное. В 2-х томах, т. 2, 1961, стр. 86—87.).
В третьей главе диссертации речь идет о жанрах лирики Тукая. Глава эта рассматривается нами как прямое продолжение того, что изложено в первых двух частях работы. Если изучение общих особенностей творческого метода дает как бы ключ к уяснению природы отдельных жанров лирики Тукая, то жанровая характеристика стихотворений, в свою очередь, ещё более конкретизирует и дополняет наши представления о художественных принципах поэта.
Вначале автор излагает взгляды советских литературоведов на классификацию литературных родов на жанровые разновидности. В теории литературы широкое распространение получило определение жанра как категории искусства, воплощающей в, себе единство формы и содержания. Однако взгляд на жанр как на обязательное единство содержания и формы не является приемлемым во всех случаях. Принцип этот особенно неприемлем в изучении лирических жанров, столь разнообразных и часто неотчетливых в своих формальных признаках.
В решении этой проблемы удачной представляется позиция авторов II тома академической «Теории литературы». Согласно их концепции, особое содержание жанра ощутимо лишь в период его генезиса. В новейшее время, говоря словами В. Сквозникова, «…лирические жанры, переставая быть содержательными, утрачивали тем самым качество живой формы, тождественной содержанию, поэтической мысли, все более становясь лишь заранее заданным условием для ее оформления». По мнению исследователя, в новой поэзии «расплываются прежние жанровые границы», «исчезает былая жанровая определенность»; «лирическая мысль, подобно другим видам поэтической мысли, обнаруживает тенденцию ко все более синтетическому выражению». Однако, высказав очень ценные в целом суждения, учитывающие как сложную картину движения и эволюции лирических жанров в мировой поэзии, так и достижения науки в этой области, автор сделал выводы, представляющиеся, на наш взгляд, весьма спорными. На вопрос о том, выдвигает ли литературное развитие последнего столетия потребности в какой-либо систематизации лирических жанров и создаются ли новые жанры, В. Сквозников дает «твердый отрицательный ответ».
В литературоведении традиционной стала жанровая классификация лирики и по тематическому принципу. Правда, и здесь нет единства мнений. Тематический принцип разграничения лирики нельзя признать удачным, замечает Г. Л. Абрамович, «применение его привело к плохой упрощенности, не учитывающей действительной сложности вопроса» (Введение в литературоведение. «Просвещение», М., 1965, стр. 25.).
Безусловно, лирика эпохи реализма не поддается строгой жанровой классификации. Происходит не только дальнейшее развитие, обновление, но и изменение и перестройка традиционных жанров, что способствует совмещению в рамках одного произведения признаков различных жанров; ни тематический, ни формальный принципы не могут охватить все формы проявления лирического содержания. Однако, с другой стороны, уяснение жанровой природы лирики связано с изучением одной из самых важных и кардинальных проблем художественного познания — с вопросом о многообразии форм лирико-поэтического отображения жизни, об эстетическом богатстве литературы вообще. В новой поэзии прежние жанры качественно меняются, но никогда не исчезают бесследно, а Способствуют новым жанровым образованиям; различные элементы прежних жанров своими отдельными гранями и в иных комбинациях входят в новые жанры. Это-то и может служить в необходимых случаях жанрово-различительным признаком лирических стихотворений. Вот почему в подходе к данной проблеме более правы, нам кажется, те литературоведы, которые при всей сложности вопроса и противоречивости взглядов на характер и содержание лирических жанров, в своей исследовательской практике придерживаются различных принципов классификации лирики на жанры. Основываясь на эти опыты, а также учитывая многовековые традиции национальной поэзии, в том числе конкретные особенности творчества Тукая, в диссертации мы выделяем и рассматриваем следующие основные жанры и жанровые формы лирики поэта: гражданская (и как ее частный вид — социально-политическая), философская, пейзажная, интимно-любовная, элегическая лирика, оды-касыды, газели, кыт’а (кыйтга), рубай.
Социальность — ведущее качество тукаевской лирики. Она пронизывает все творчество поэта, сказывается на трактовке любой тематики. Именно постановка и художественное воплощение важных социально-политических проблем свидетельствовали о становлении Тукая как поэта критического реализма. В центре социальной лирики стоит социальная мысль, социальная характеристика явлений жизни; в гражданских же стихах поэт обращается к страстному гражданскому слову, апеллирует к гражданскому чувству читателя. Социально-политические, гражданские стихи Тукая в диссертации рассматриваются с точки зрения специфики изображения в лирике общественной тематики. Проанализировав стихотворения «Что рассказывают шакирды, покинувшие медресе», «Нищий», «Опозоренной татарской девушке», «Против золота», «Чего же не хватает сельскому люду?», «Осенние ветры» и др., диссертант делает вывод, что Тукай успешно освоил различные пути и приемы воплощения в лирике гражданских и социально-политических тем и проблем.
«Чисто» философских, пейзажных и любовных стихов у Тукая не очень много. Но заслуга поэта заключается в том, что о я наметил основные пути и направления в развитии этих разновидностей лирики в национальной литературе. К философской лирике можно отнести, например, такие стихи Тукая, как «Одному противнику прогресса», «Жизнь», «Нынешнее положение», «Сердце». В них конкретные проблемы эпохи как бы соотносятся с проблемами «мирового», общечеловеческого масштаба. Уяснение философского смысла жизни помогает поэту лучше понять конкретные задачи дня, определить место и назначение человека в решении современных проблем.
Анализируя любовные стихи Тукая, диссертант оспаривает мнения отдельных критиков, которые сводили содержание любовной лирики поэта лишь к одному мотиву — выражению переживаний человека, оскорбленного и обманутого в своих чувствах, говорили об аскетизме Тукая и, на этой основе, делали вывод, что его любовные стихи не связаны с реальными человеческими переживаниями и т. д. Но каковы бы ни были источники любовных стихов Тукая, основным материалом для наших суждений служит реальное, объективное содержание его любовной лирики в целом. Диапазон же любовных стихотворений Тукая довольно широк. Поэт сумел выразить различные моменты душевного состояния влюбленного человека. Здесь и радость первого признания, и слезы мук любовных, и чувство робости в объяснениях с любимой, и трезвая оценка трагического состояния человека, испытавшего горечь разлуки и т. д. В диссертации прослеживается эволюция любовной лирики Тукая от ранних романтических газелей к реалистическим стихотворениям на тему любви.
Тукай выступил замечательным художником и пейзажной живописи, чувственно-конкретного изображения явлений природы. В большинстве случаев в стихах поэта картины природы (выступают в своей вспомогательной функции — служат фоном для более яркой характеристики социальных явлений, оттеняют чувства и настроения лирического героя и т. д. В грустных раздумьях Тукая о весне («Признаки весны»), в пейзажах суровой зимы («Мороз»), в тревожных звуках осеннего ветра, в образах голодных деревень («Осенние ветры») мы видим прежде всего воспроизведение социальных контрастов жизни. Но у поэта имеются и такие стихотворения, в которых природа в полном смысле слова становится пейзажем («Летняя заря», «Буран», «Честное слово!»). В них она выступает как мир в самом себе, со свойственными ей признаками, красками и звуками.
Особо отмечается в диссертации значение элегических стихов Тукая. В татарской поэзии элегия имеет давнюю историю, но лишь в творчестве поэта начался новый этап в развитии жанра. В лирике Тукая в корне меняется характер и содержание элегического чувства. Элегии поэта отражают общие тенденции в развитии жанра в эпоху реализма; если в романтических элегиях по существу развивалось одно чувство, одна эмоция — обобщенная эмоция грусти, печали или разочарования, то в реалистической лирике. Грустным переживаниям противопоставлено оптимистическое чувство, указывается путь «выхода» из грустного состояния. В таком плане написаны многие элегии Тукая («Надежда», «Колебания и сомнения», «Моя звезда» и др.). Даже т. н. «пессимистические» стихи поэта становятся формой выражения общественного содержания, свидетельствуют о несовместимости идеалов автора с существующей действительностью, содержат глубокий анализ душевного состояния человека, испытавшего гнет и притеснения классового общества.
Тукай широко использовал и такие, ставшие традиционными во всей восточной, в том числе и тюркской, поэзии прошлого, жанры или строфические формы стиха, как газели, оды-касыды, кыт’а, рубай и другие. Эти жанровые формы в лирике Тукая получили новое содержательное наполнение; поэт положил начало их обновлению и изменению, раскрыл новые функции, новые возможности указанных жанров. Диссертант кратко прослеживает историю, путь развития газелей, касыд, кыт’а и рубай я дотукаевской татарской поэзии, характеризует их жанровые особенности.
Конечно, названные выше жанры и жанровые формы еще полностью не раскрывают жанровую природу лирики Тукая. Многие стихотворения поэта не поддаются строгой классификация, заключают в себе признаки различных жанров, составляя тем самым сложный комплекс лирических переживаний. Эта сторона вопроса в диссертации специально не рассматривается. Лишь конкретное изучение проблемы в двояком аспекте (т. е. каждый жанр сам по себе и в связи с другими жанрами) дает возможность полнее выяснить как жанровые особенности лирики Тукая в целом, так и природу отдельных жанровых разновидностей.
В заключении излагаются основные выводы, к которым диссертант приходит в результате анализа поставленных проблем, кратко прослеживаются традиции Тукая в современной татарской поэзии, ставятся некоторые аспекты изучения этого вопроса.
За многовековую историю своего развития татарская поэзия накопила богатое наследие; к началу XX столетия она уже имела немалый художественно-эстетический опыт. Однако в поэзии этого периода сильны были еще и традиции дидактической литературы прошлого. Перед татарскими поэтами стояла трудная и сложная задача — освободиться от этих традиций, выработать новые формы и приемы лирического изображения, реалистические принципы отображения жизни. Ведущее место в этом процессе занимает творчество Габдуллы Тукая. На первых порах и он писал открыто декларативные нравоучительно-дидактические стихи. Но Тукай быстро преодолев свои «увлечения» назидательной поэзией. Уже лирика 1906— 1907 годов поэта показывает, что он успешно овладел самыми различными приемами лирико-поэтического отображения жизни. На зрелом этапе творчества Тукай создает настоящую лирику — лирику чувств и переживаний. Какую бы сторону жизни ни взял поэт, ее изображение всегда пронизало личным отношением автора. Он не просто описывает явление или рисует картины, а все это пропускает через свое сердце, не просто высказывает мысль, но и дает ей эмоционально-чувственный заряд. Лирика Тукая — это лирическая исповедь человека эпохи, в которой с удивительней искренностью и простотой отображена вся яркая и трудная жизнь поэта, индивидуальная судьба его. Но индивидуально-личное проявляется не в регистрации лишь узко интимного, в фиксации фактов из личной жизни, а в эмоционально-психологической достоверности переживаний, в умении выразить важное и значительное от своего имени, через свое «я», через опыт человека, глубоко осознавшего свою причастность к судьбе народа. Это и есть истинная лирика и в жанровом, и в художественном значении слова.
Органической частью тукаевской образности, характерной особенностью его лиризма является и романтическая образность. Но, активно обращаясь к достижениям романтической поэзии, Тукай никогда не абсолютизировал ее художественные принципы, а подчинял задачам реалистического отображения мира. Таким образом и создается новый вид синтеза, когда романтическая образность встречается с реалистическим мышлением поэта. И, синтезируясь, приобретает новый вид, обнажая такое свое качество или свойство, какое именно необходимо в том или ином конкретном случае. Здесь-то и выражается характерная особенность творческого метода Тукая, широта и богатство его реализма.
Творчество Тукая явилось качественно новым этапом и в развитии жанров национальной поэзии, в преобразовании их на реалистической основе. В его лирике установились многообразие и гибкость жанров как художественное соответствие многообразию явлений жизни, познаваемой поэтом.
Итак, татарская лирическая поэзия в лице Тукая доказала свою .подготовленность к лирико-поэтическому отображению различных сторон татарской действительности. В лирике поэта было положено начало новым завоеваниям национальной поэзии, намечены основные пути и направления для ее последующего развития.
Послетукаевский период в татарской литературе — это этап сложной идейно-эстетической борьбы вокруг наследим поэта, но в то же время этап активного и всестороннего изучения и освоения его опыта передовыми представителями национальной поэзии. Психологическая и реалистическая глубина лирики Тукая стала идейно-эстетическим фактором в формировании и развитии татарских поэтов различных поколений.
Опыт лучших татарских поэтов показывает, какие новые возможности нашли в их творчестве традиции Тукая, насколько сильно его влияние «а современный литературный процесс.
Поэзия Тукая и сейчас остается школой мастерства для молодых писателей, всесторонее изучение этого наследия является их первостепенной задачей.
По теме диссертации нами опубликовано:
1. Тукай лирикасында элегик мотивлар. (Элегические мотивы в лирике Тукая). Жур. «Казан утлары», 1969, № 4, 0,8 п. л.
2. Газәл жанры турында (О жанре газели). Жур. «Совет мәктәбе», 1939, № 11, 0,4 п. л.
3. Жанр газели в лирике Тукая. Сборник аспирантских работ Гуманитарные науки. Изд. КГУ, 1969, кн. 2, 0,5 п. л.
4. Об одном романтическом мотиве в лирике Тукая. Сборник аспирантских работ. Изд. КГУ, 0,4 п. л. (находится в печати).
5. Тукай турында яңа китап (Новая книга о Тукае). Газета «Социалистик Татарстан», 1969, 16 марта, № 64 (рецензия).
(Источник: Лаисов Н. Х. Лирика Тукая: Вопросы метода и жанра. Автореф.
дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. — Казань, 1970. — 19 с.)