ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
В центре Казани, недалеко от новой высотной гостиницы «Татарстан», в сквере на берегу озера Кабан, стоит памятник народному поэту Татарстана Габдулле Тукаю. Памятник открыт 9 августа 1958 года. Он выполнен скульпторами С. С. Ахуном, Л. Е. Кербелем и Л. М. Писаревским при участии архитектора Л. Н. Павлова.
Ежегодно в апреле у памятника собираются поэты и писатели и читают свои произведения. Тукаевские чтения — это дань глубокого уважения великому поэту, чьи произведения и сегодня не утратили своего поэтического и общественного звучания.
Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за ее пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал так же много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии (ныне Арский район ТАССР). Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.
В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов — Пушкина и Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
На формирование мировоззрения Тукая большое влияние оказала первая русская революция. Ее могучая волна захватила и учеников медресе. С детства познавший горе и нищету, Тукай понял суть революционной бури, он принял ее, стал в ряды тех, кто боролся за свободу народа.
Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева «Вакыт» («Время»). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. Тукай жаждал работы и борьбы за счастье своего народа. И он устремился в Казань.
Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут. В любимом городе поэт зримо увидел язвы буржуазного общества. И всю силу своего таланта он направил на то, чтобы изобличить пороки общества, помочь татарскому народу.
Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали…
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Тукай боролся не только с националистической буржуазией, но и с самодержавием, которое душило все живое и передовое. И недаром каждый сборник стихов поэта, каждая статья и заметка брались на учет в цензурном комитете, который в свою очередь доносил об этом в губернское жандармское управление, губернатору, а те — в вышестоящие инстанции. За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф. Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве, видя в нем и ему подобных настоящих борцов за народное счастье.
Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее «светозарной», городом науки и искусства. Но Тукай видел и другую Казань, город, где беспощадно эксплуатируется труд рабочих, где гибнут в публичных домах прекрасные девушки, где бесятся с жиру хозяева жизни. С болью в сердце восклицает поэт:
О Казань, ты — как светильник на горе горишь в ночи…
Не мог равнодушно проходить мимо этой Казани Тукай. Его муза восставала против хозяев жизни, она гневно хлестала их.
Но борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже, потому что бесправие и нищета, в которой жили крестьяне-татары, еще больше тревожили мятежную душу Тукая, а это сказывалось на общем его состоянии. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: «Мне говорили, что больница — это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете».
В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, «от голода и чахотки». Но его мечты сбылись. Татарский народ, как и все другие народы нашей страны, строит счастливую жизнь, живет с ними единой дружной семьей.
Татарский народ высоко чтит память выдающегося народного поэта. Именем Тукая в республике названы колхозы, госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две — Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к Кабану.
Тукай жил в номерах «Булгар» (угол Кирова и Татарстана). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).
(Источник: Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. – Казань: Татарское книжное издательство, 1977).