Насрулла Даврон — узбекский поэт:
В 1927 году 17 августа после окончания опорной школы я приехал в дом
друга покойного отца Исмаила Афгани* в кишлак Афганбог
посоветоваться о своей дальнейшей учебе. У него в доме в это время
сидел худощавый человек среднего возраста. Хозяин познакомил меня со
своим гостем и сказал, что это известный поэт-революционер Хамза. В
ходе беседы с Исмаилом Афгани Хамза говорил об узбекских и других
литературах мира, и с особым волнением отзывался о Габдулле Тукае. По
мнению Хамзы, Тукай — это великий дар природы для татарского народа.
«До этого времени в татарской литературе не было такого выдающегося
поэта. Тукай останется великим поэтом в татарской литературе навсегда.
Появится ли такой великий поэт или нет в дальнейшем в татарской
литературе, я не знаю», — сказал он.
— Да, — ответил Хамзе Исмаил Афгани, — Тукай является султаном (царем)
в татарской литературе, как наш Алишер Навои в узбекской литературе.
Хамза говорил о значении поэзии Тукая не только для татарского, но и
узбекского народа. С особым восхищением вспоминал он его бессмертные
строки:
Битди куч, синди килич, шул булди иш,
Кирланиб бетдим узим, дунени поклай олмадим.
Благодаря словам Хамзы в моей юной душе появилась великая любовь к
Габдулле Тукаю. В дальнейшем я всю жизнь читал и перечитывал
произведения Тукая, вдохновляясь его огненной поэзией.
*Исмаил Афгани в это время работал учителем в Узбекской
советской школе. Кроме преподавания, он занимался журналистикой, писал
статьи в узбекские газеты и журналы того времени.
(Источник: Тукай…: Дөнья халыклары Тукай турында / Төз. Р.Акъегет. – Казан: Татар. кит нәшр., 2006. – 222 б.)