Тукай. Габдулла Тукаев. Кто же он для нас? Это народный поэт, который, кажется, вошел в наше сознание чуть ли не с молоком матери. Так рано его познают татары. Но не только татарам он близок: все тюркские народы. как России, так и всего мира почитают его как своего поэта. Стихи и поэмы Тукая опубликованы на десятках языков мира разных континентов.
Для татар творчество этого поэта – что для русских творчество А.С.Пушкина. Правда, в последние годы больше говорили и писали о творчестве героического Мусы Джалиля. Конечно, его творения очень ценны для нас. Но он поэт своей эпохи — советской, большевистской. Мы воспитывались на произведениях именно советских пролетарских писателей и поэтов: А.Твардовского, М.Шолохова, М.Джалиля и многих других. Наш менталитет сформировали именно они. Тукай же более многогранен, обширен. Он не только поэт и писатель, но и публицист. Его творчество проникнуто классикой средневековой татарской, и мировой поэзии 19-го века, политикой и философией эпохи начала 20 – го века.
Умер Тукай в 1913 году очень молодым, прожив всего 27 лет. Но каждый его год стоил бы 10 лет жизни иного поэта. Так трудолюбив и плодотворен он был. Сколько бы он ещё сотворил, если бы прожил дольше.!
А родился он в деревушке Кушлавыч Казанской губернии в 1886 году. Очень рано осиротел и воспитывался то у дальних родственников, а то и у совершенно чужих людей. Излишне будет напоминать, сколько жизненных тягот испытал мальчик, с раннего детства лишённый материнской любви и отцовской заботы и защиты. Не это ли явилось одной из причин его ранней кончины. Тем не менее, благодаря своему неуемному стремлению познать мир, он сумел закончить и медресе, приравненное к вузу, и получить образование в русской школе, что для того времени являлось редкостью для татарской молодёжи.
Читая его произведения, знакомясь с его творчеством, понимаешь, что жизнь обошлась с ним так круто, что он очень рано повзрослел, и к 17-18 годам уже стал не только поэтом, но и Гражданином с устоявшимся мировоззрением, со своими взглядами и мыслями об обществе. Притом гражданином, активно влияющим на умы и чувства людей через свои стихи, поэмы и публицистику.
О чем же писал Тукай? В его произведениях присутствует, конечно, и лирика, в том числе и любовная, и сатира на все происходящее в жизни России и города Казани того времени и многое другое. Смело разоблачал и высмеивал всех, кого он считал лицемерами, ловкачами за то, что свое призвание и деятельность по возрождению татарской нации они превращали в личный бизнес.
Удивляет то, что «господин Тукаев», как называли этого очень молодого поэта, обладал кругозором зрелого человека, политика, государственного деятеля. Он чутко реагировал на судьбоносные события бурного времени 1905 – 13 годов. Этой эпохи зарождения демократии в России и появления парламентаризма. А затем последовавшие за этим годы реакции. Все факты тех дней отражены в его стихах, проходя через призму тукаевского особого мировоззрения.
Касался Тукай в своих произведениях и национального вопроса, справедливо сетуя на горькую судьбу татарского народа. Горечь и боль за свой народ присутствуют в его стихах: «Шурале», «Пар ат», «Аллюки» и другие. Недаром на его стихи сложены народом многочисленные песни. А песня «Туган тел» фактически является национальным гимном татар. В целом национальная тематика заняла в творчестве Габдуллы Тукая значительное место.
Однако, глобализм менталитета не позволил Габдулле Тукаю «зациклиться» только на национализме, хотя и на добром и справедливом, он поднялся на высоту понимания общероссийских и мировых проблем. Вот, что об этом пишет он в стихотворении «Надежды народа в связи с Великим юбилеем», посвященном 300-летию династии Романовых:
…Здесь в России мы заметны,
Есть наш след.
Чисто наше зеркало судьбы,
Там пятен нет.
Спели с русскими
Свою жизнь соловьем,
Власть меняли и царей
С копьем, с дубьем…
(все приведённые отрывки стихов даны в переводе автора данного материала).
Его волнуют те же проблемы, что и всех россиян, все человечество: неустроенность жизни людей, бедность, забитость и так далее. Его слова о несправедливости и горестной судьбе людей не могут не потрясти:
…Осень. Ночь. Не спится. Ветер
Воет, плачет за окном.
Нет, не ветер: плачут люди,
Чуя голод, смерть кругом.
Там — богатые старухи
Тонут в злате,
Но в чужом.
Здесь — голодная девица
Плачет о куске ржаном…
(стих. “Весенние ветры»)
Политические события начала 20-го века отражены во многих его стихах. Для примера приводим фрагмент стихотворения «Государственной думе» (оно пелось в народе на мелодию одной шуточной песни). В нем передано чувство разочарования российского народа в работе первого парламента России, которая так и не поставила перед собой задачу улучшения жизни простого народа:
…Самый важный генерал
Показал тебе кукиш.
Ах, милашка, — Дума, Дума,
Ты, выходит, зря сидишь.
Обещала волю, землю,
Где свобода, где надел?!
Ах ты, думный депутат,
Отчего так оробел?…
Не правда ли, уважаемый Читатель, эти его слова очень актуальны и для сегодняшней действительности России.
Как и у большинства талантливых людей, судьба великого поэта сложилась предельно трагично. Он никогда не имел своего крова, а также семьи. Несколько предсмертных лет прожил один в крохотной неотапливаемой комнатушке номеров «Болгар» в Казани, фактически греясь возле «буржуйки». Тукай, скорее всего, редко, когда ел досыта. У него ничего в личной жизни не сложилось, даже горячая любовь его к девушке была безответна.
Впрочем, он, кажется, и не добивался ничего для себя лично. Но, наверное, он был счастлив тем, что служил своему народу до последней минуты своей жизни, пока не упал замертво в припадке чахоточного кашля в больнице Клячкина в городе Казани. Недаром на похороны «господина Тукаева» собрались татары со всего города.
Если б мы все были такими патриотами своего народа и своей Родины!
Красноуфимск
tatary-urala.ru