ТАТ РУС ENG LAT

О свободе (Пер. Р.Морана)

Куда цензуры делся гнет,

Гоненья, рабство и разброд?

Как далеко за этот год

Все унеслись невзгоды!

 

Татарин, русский ли — взгляни:

Теперь права у всех одни.

Зипун и фартук в наши дни

Узнали вкус свободы.

 

Закрыт цензурный комитет,

Чернилам красным сбыта нет,

И обанкротились вослед

Чернильные заводы.

 

Немало в стычках боевых

Джигитов гибло молодых,

Запомнит мир, что кровью их

Политы воли всходы.

 

Студенты — львы родной земли —

За вас на виселицы шли,

Навечно славу обрели,

Сражаясь в эти годы.

 

Шли гордо, жертвуя собой,

Не плачем — песней боевой

В час оглашались роковой

Их казематов своды.

 

Уже не надо нам молчать —

Ведь с наших уст снята печать,

И соловьев своих опять

Услышали народы.

 

Свободны перья и умы,

Всем павшим благодарны мы,

Восставшим против зла и тьмы

Борцам стальной породы.

 

Мир благородным душам их!

Ценой великих мук земных

Они для нас — для всех живых —

Зажгли зарю свободы.

 

 

Перевод Р.Морана

Оригинал на татарском: Хөррият хакында

(«О свободе» (Из сборников: Тукай Г. Стихотворения: Пер. с татар. — Л.: Сов. писатель, 1988, — 432 с.; Избранное: Стихи и поэмы/Габдулла Тукай, — Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. — 192 с.). Одно из первых стихотворений Тукая, написанное под непосредственным влиянием революционных событий 1905 г. в России, которые вынудили царя Николая II обнародовать так называемый «Манифест 17 октября». В нем обещались свобода слова, печати, собраний, созыв законодательной Думы, равноправие наций. Либерально-буржуазные партии принялись восхвалять царский манифест, сеять конституционные иллюзии. Молодой Тукай вначале также поверил этим обещаниям и восторженно встретил манифест, возлагая надежду, что, как только соберется Дума и будет принята конституция, народы России обретут наконец права и подлинную свободу. Больше всего радует его обещанная свобода печати. В своих стихотворных посланиях («В саду знаний», «Слово друзьям», «О единстве», «Стрелы» («Уклар»), «Не только для газеты «Фикер»», «Газетным наборщикам» и т. д.) он приветствует выход первых периодических изданий на татарском языке, обращается к читателям с призывом подписываться на новые газеты и журналы; слагает оды в честь науки, поэзии и литературы; призывает молодое поколение усердно учиться, беречься от распущенности и расточительства, советует упорно трудиться и высмеивает консервативное духовенство (стихотворения «О перо!», «Голос с кладбища мюридов», «Трутням»). Однако восторги, которым предавался Тукай после «Манифеста 17 октября», оказались недолгими: событя, следовавшие одна за другим, быстро развеяли его иллюзии. А после разгона царским правительством в июле 1906 г. I Государственной думы надежды поэта окончательно рухнули. Он понял, что издание царского манифеста — маневр, с помощью которого хотят потушить революционный пожар. Чернилам красным сбыта нет. Цензоры пользовались, как правило, красными чернилами).


Оставить комментарий


*