Боже! Ты создал различных нас для цели для какой?
Для чего из всех ничтожных всех ничтожнее раб Твой?
Отчего мне радость не дал? Горю спутником создал?
Для чего ко мне, как в море, горе движется рекой?
Слёзы жгут меня, как будто ядовитая вода,
Словно в этом слабом теле силы ада правят мной.
Иль поэт и в самом деле в адском пламени живёт?
О Аллах! С Твоим ответом обрету в душе покой.
Тайновидец! В тайны жизни проникаешь Ты один.
Объясни мне эту тайну. Слаб и мал рассудок мой.
Моё будущее, счастье впереди – черным-черно;
Оттого, быть может, этой я отравлен чернотой.
Лучше было бы, кто знает, не родиться мне на свет.
Может, в чёрном счастье корень безрассветности ночной?
В этой жизни мне достались только горе и беда.
Шейх Нажьди, я полагаю, не был в участи такой.
Перевод В.Думаевой-Валиевой
Оригинал на татарском: Сөальләр
(Из сборника: Избранное/Габдулла Тукай; Перевод с татарского В.С.Думаевой-Валиевой. — Казань: Магариф, 2006. — 239 с.) «Вопросы» – было опубликовано в журнале «Эльгасрельджадид», №1, 25 января 1907 года.
Шейх Нажьди — Мухаммад ибн Габдельваххаб, в конце 18 – начале 19 века основатель религиозно-социального движения («ваххабиты») за чистоту ислама, против поклонения пророку и святым. Движение было жестоко подавлено турецким правительством..
В этом стихотворении Тукай ( как ранее в стихотворении «Я ль не горемычный?») вводит в своё творчество тему, которая станет сквозной: отмеченность своей судьбы «чёрным счастьем» – и связанные с этим мучительные мысли, которые наиболее отчётливо будут выражены в стихотворении «Сомнения и колебания» в 1909 году:
Пою песни. Но на пользу ли народу я пою?
И что как шайтан – не ангел – вдохновляет песнь мою?).