Разные писатели и полуписатели пишут, что наша нация умерла или спит. И в самом деле, наша нация уже умерла или только спит? Если считать, что нация уснула, то от того грохота, с которым вращается мировое колесо, и от громких, душераздирающих голосов других наций надо бы ей проснуться.
Ведь должен, должен же быть предел сну. Если наша нация умерла, то сможем ли мы, шурша в её изголовье газетами, её разбудить? В таком случае не будет ли чтение наших газет, Аллах велик и всемилостив, лишь молитвой ясин шариф над её духом? Или сон нашей нации вроде сна пророка Гузаира? Или как сон Максалмины, Маслины, Дубернуша, Шаднуша, Кафаштатыюша? Так как же?
По-моему, дело обстоит так: в древние времена наша нация вместе с друзьями и товарищами – другими нациями жила себе тихо, бедно и безрадостно. Несколько веков чаёвничала с ними как сотрапезница, и все вместе, не сытно и не голодно, спокойно и мирно жили свои дни. Так они жили, но по какой-то причине другие нации, каждая, обретя силу Соломона, заставили себе служить ветер, пар, огонь, воздух; подчинили всякую живность и птицу, вплоть до того, что, воцарившись, стали летать в небе и вместе с рыбами плавать на дне морском. Наша нация, бедная, спала в это время или другое что делала, этого я не знаю, только такого внезапного возвышения своих давешних товарищей не снесла, лишилась чувств и упала; если сказать по книге «Саглук», покрылась завесой. Вот с тех пор и лежит.
Так как привести её в чувства?
Вот что вкратце я думаю по этому поводу: давайте оросим эту нацию цветочной водою литературы, обвеем её мягким ветерком газетного веера, вольём ей в рот влагу единства и сотрудничества; воодушевим её музыкой – отрадою души и сердца, наконец, покажем ей её образ в рисунках; пусть окончательно откроются её глаза, пусть посмотрит в четыре стороны, соберёт ум; после этого прочтём ей такое назидание: «Бедная наша нация, не бойся своих товарищей. Не удивляйся ты их успехам. Если ты будешь делать то, что они делают, увидишь то, что они видят, узнаешь, что знают они, и ты добьёшься всего; милость Всевышнего не для одного кого-то, она простирается на всех, этот мир есть мир причин. И пророком господином нашим предписано: «Кто старается, получит». Стараясь и карабкаясь, деды твои, народы Бухары и Андалусии в своё время добились большого прогресса. Другие народы, видя это, вроде тебя лишались чувств…»
Утешая нацию такими вот словами, когда она лежит без чувств и памяти, отгоним от неё бессовестных белоголовых ворон, которые клюют её в рёбра, а также зелёных и жёлтых бухарских коршунов с кривыми головами. А ещё с помощью художников покажем самой нации, как её едят эти черви и коршуны, настроим нацию против них, пусть волосы её встанут дыбом; пусть нация за их старые дела топчет их ногами; скрутив им шеи, пусть выдавит из них, что они съели с древних времён; так вот! А потом подтащим хитрых лис в бухарских чапанах за рукава к зеркалу, пошире разведём им перед зеркалом челюсти и покажем нации в зеркале их кровавые пасти, пусть нация увидит, что они ели, убедится и никогда в другой раз не даст себя обмануть.
Так что наша нация не умерла и не спит, а только лежит без чувств. Если её привести этими средствами в чувства, она сама различит, кто ей друг, а кто враг.
Перевод В.Думаевой-Валиевой
Оригинал на татарском: Безнең милләт үлгәнме, әллә йоклаган гынамы?
(Из сборника: Избранное/Габдулла Тукай; Перевод с татарского В.С.Думаевой-Валиевой. — Казань: Магариф, 2008. — 223 с.)