– Дети – наша радость…Дети – наше счастье и благополучие… Дети вычищают фундамент нашей жизни, дети придают нам силы для работы.
Такие слова вырываются из каждой отцовской, каждой материнской груди как самые дорогие слова.
– Я в полной растерянности! Не знаю, что делать с этими детьми!
Всё время болеют. Плохо учатся… Не слушаются, озорничают…Распущенные, не знают порядка!..
А такие слова выходят из кровоточащих сердец отцов и матерей.
Они, как ложка дёгтя в бочке родительского счастья.
Дети, когда приходят в наш светлый мир, обычно являются как море счастья. Однако родителям воспитывать этих детей с первых минут их жизни до взрослого состояния так, чтобы они были в радость им самим и другим людям, ой как трудно!
Ах, у нас в татарском народе совсем не знают о том, что такое воспитание ребёнка! Если сын у купца: «Мой сын муллой не будет, надо скорее его в кожевенное дело определять, пусть ходит на подхвате», – рассуждает отец.
Если у купца дочь: «Нашей дочери женою муллы не быть, пусть привыкает к делу», – решают родители. Если дитя муллы: «Пусть мой сын не развращается разными науками, наберётся там-тут мантыйка* и будет муллою на своём месте», – думает мулла.
К а к б у д т о м а л ь ч и к и р о ж д а ю т с я н а э т о т с в е т, ч т о б ы с т а т ь м у л л о й, а д е в о ч к и – ж е н о й м у л л ы!!
Если ребёнка, мальчика, хорошо воспитать, то он в страшных испытаниях жизни встанет на защиту отца и матери, как громогласный лев.
Хорошо воспитанная девочка что ангел, который как магнитом притягивает к себе не продающихся ни за какие богатства мира джигитов, стариков, даже женщин и старух. Только чтобы услышать одно её слово, увидеть её лицо, стремятся к ней тысячи душ. Она может воспитать таких же, как сама, девушек-ангелов и сильных джигитов с львиными сердцами.
Вот я, заимствуя из русского, для примера пишу о том, как переписываются образованные девушки, став матерями.
Г а й ш а Ф а т и м е.
Милая подруга! В моей жизни произошло совершенно неожиданное событие. У меня был родной брат. Он скоропостижно скончался и оставил мне на воспитание круглую сироту 5-тилетнюю дочь Газизу. У Газизы, кроме меня, нет никого. Поэтому я должна взять на себя все её заботы. Что мне делать? У меня совсем нет сил для воспитания детей. Я хотела отдать её в какую-нибудь школу. Однако у меня ограниченные средства. Если я всё, что у меня есть, всё состояние израсходую на её обучение, то что я буду делать потом? Потому я и прошу твоего дружеского совета. Ты хорошо знаешь моё положение и в воспитании имеешь опыт. Напиши мне. Дай совет. Ради Бога, пожалуйста, напиши длинное письмо.
Ф а т и м а Г а й ш е .
Мой друг! Мне показалось очень странным, что твоя племянница Газиза находится у тебя на воспитании. Я, хорошо зная твоё любящее сердце, не сомневаюсь, что ты не станешь оформлять воспитание.
Это будет святое дело. Ты заменишь бедной девочке родную мать и вырастишь из неё хорошую и полезную тебе дочь. Я знаю: ты немного будешь страшиться этого дела. Будешь сомневаться в своих силах. И есть чего страшиться, мой друг: воспитание ребёнка не простое дело, если ты неправильно её воспитаешь, придётся отвечать и перед народом, и перед Аллахом!
Однако не бойся, дорогая. Хоть у тебя и нет умения, нужного в таком святом деле, оно постепенно появится. Я верю: благодаря твоей любви к святому делу и терпению в разных трудностях, Бог даст, ты всё преодолеешь и победишь. Я надеюсь, что ты найдёшь в себе силы, чтобы не дать повода попрёкам, мол, взяла ребёнка, а воспитывать не умеет.
Ты найдёшь интерес в своей новой жизни и своей роли матери и воспитательницы; до сих пор в своих письмах ты была не очень довольна своей жизнью. Может быть, ты этого не писала, но мне так показалось.
Короче говоря: я поделюсь с тобой познаниями, добытыми многим опытом. И с радостью буду давать тебе советы в трудном деле воспитания. Пока будь здорова.
Твоя подруга Фатима.
Вот так две эти госпожи очень долго переписываются.
Я обещаю публиковать эти письма в газете «Фикер».
Г а й ш а Ф а т и м е.
Спешу тебе сообщить, моя племянница Газиза уже у меня. Расскажу тебе, как всё это произошло.
Опекун сообщил мне, что привезёт Газизу в Казань и просит меня там взять её.
Хотя путешествие это было мне несколько затруднительно, мне пришлось поехать в Казань и дожидаться поезда с опекуном и Газизой. Опекун передал мне Газизу, и я тут же отправилась домой.
Я увидела, что вся эта ситуация никак не отразилась на ребёнке. Она ни на меня, ни на опекуна не обращала никакого внимания. Только упорно рассматривала всё вокруг. Даже в вагоне, совсем не глядя на меня, всё время смотрела в окно.
Когда приехали домой, она была до того уставшая и измученная, что, едва попив молока, тут же уснула. А я, думая о том, как я приручу этого ребёнка, всю ночь не спала.
Утром, встав, я тихонько подошла к её подушке. Она села, с удивлением осмотрела всё вокруг и неожиданно заплакала. Как я ни старалась словами: «Не бойся, сестрёнка, я твоя тётя; ты будешь жить у меня очень весело и интересно» – утешить её, было бесполезно. Всё же я успокоила её, дав ей кусок вкусного бялиша.
Так она дала мне одеть себя и умыть. После этого, усевшись на стул, принялась прежде всего глядеть на улицы и на поле.
Чтобы как-то приблизить её к себе, сколько я ни говорила: «Пойдём, сестрёнка, на луг, цветов нарвём, или пойдём кур покормим» – она всё время, отказываясь, трясла головой.
Тогда я вспомнила, что у меня есть небольшая книга с рисунками, и достала её. Ребёнок, увидев книгу, оживился. Я начала было разъяснять ей, что на том рисунке, что на этом, но она прервала меня: «Ты мне не нужна, я знаю эти картинки, у меня есть такая книга». Сейчас она сидит утешается этой книгой. А я, воспользовавшись этим, пишу тебе письмо.
Настроение у меня невесёлое.
Что мне делать с этой девочкой? Чем её занять и как к себе привязать?
Знаешь что, дорогая, мне сейчас пришло в голову? Я бы попросила тебя взять Газизу себе. Поскольку ты была учительницей и привыкла иметь дело с детьми; к тому же ты двум своим дочерям, помимо разного другого воспитания, даёшь вечерние и дневные уроки. Раз так, я думаю, что ты эту Газизу сможешь воспитать как третью дочь. Что ты можешь возразить мне на мою просьбу? Конечно, мне и самой нравится её воспитывать – она очень красивая девочка. Я её и очень люблю. Но я чувствую, что я для этого дела не гожусь.
Постоянно думать о том, чем утешить мне этого ребёнка, как развеселить, как к ней обратиться, лишает меня покоя и настроения.
Пожалуйста, посоветуй. Напиши скорее. Что мне делать?
Гайша.
Ф а т и м а Г а й ш е.
На меня большое впечатление произвела твоя такая сильная вера в меня и намерение отдать мне Газизу.
Разумеется, я эту Газизу взяла бы на воспитание уже потому, что она твоя племянница.
Всё же я тебе от чистого сердца советую: оставь девочку у себя! Поверь ты мне! Она тебе за все твои труды принесёт очень много радости и счастья.
Жизнь твоя не будет, как до сих пор, проходить в мелких, неважных делах; возможно из твоей новой жизни произойдёт большое чудо.
Если же ты боишься трудностей, то это легко поправимое дело. Для того, чтобы вместе воспитывать Газизу, я готова тебе оказывать тебе самую разную помощь.
Поскольку я некоторое время была учительницей и воспитательницей, мне приходилось иметь дело с детьми разного возраста, что дало мне немалый опыт.
Я готова делиться с тобой всеми своими знаниями по всем вопросам воспитания и умением.
Я не пожалею для тебя никаких полезных советов и рекомендаций по воспитанию детей.
Ты, если заметишь в поведении и настроении Газизы что-нибудь новое или у тебя будут сомнения в каком-то важном на данный момент вопросе, подробно обо всём сообщай мне.
И мне переписка с тобой в свободные часы даст радостное общение.
Газиза с тобою ещё и дня не прожила, а у тебя уже настроение испортилось!
Ты запасись терпением, старайся прежде всего привлечь к себе веру и любовь ребёнка.
Тогда тебе легче будет воспитывать ребёнка.
Дети очень нуждаются в любви и ласковом взгляде. Они чувствуют необходимость в человеке, с которым можно делиться радостью и горем.
Чтобы достичь успеха в воспитании, прежде всего нужно в тонкостях знать природу ребёнка, его нрав и привычки. Самое трудное – понять эти свойства ребёнка.
Понять это нелегко и родной матери, находившейся при нём с самого рождения и наблюдавшей каждое движение и шевеление его.
Для того, чтобы отчётливо понять дух ребёнка, нужно стараться, наблюдая за его движениями, по отдельности узнать всё хорошее и плохое в его нраве. Если ты хочешь дать ребёнку тот образ, который ты желаешь, нужно очень долго ждать и терпеть и вести дело очень медленно.
У каждого маленького ребёнка бывает свой особый нрав и природа. Даже у детей тех же родителей, выросших вместе, в характере и природе бывают различия.
Для того, чтобы приблизиться к нраву и духу этой девочки, я советую быть как можно больше с ней, заниматься с нею, гулять и особенно много с ней разговаривать.
А также нужно наблюдать за ней, когда она играет с другими детьми, но только так, чтобы она этого не замечала. Заметив, что за ними наблюдают, дети становятся несвободными, ненастоящими.
Одновременно старайся завоевать доверие и веру ребёнка; ребёнок должен рассказывать матери или заменившей её воспитательнице все свои тайны, не бояться рассказывать все свои дела, даже неправильные.
Говоря о неправильных делах, здесь нужна очень большая осторожность: всегда нужно быть справедливой, понять, откуда происходит ошибка ребёнка, исследовать причину и искать любые приёмы, чтобы облегчить вину и грех ребёнка.
Но в особенности, дорогая подруга, будь с ребёнком всегда ласкова и открыта, никогда не отталкивай его, когда он обращается к тебе со своей заботой.
Даже, если она, маленькая Газиза, подойдёт к тебе, когда ты не в настроении или больна, или во время какой-либо спешки, спросить тебя о чём-то или с какой-то просьбой, пожалуйста, не поддавайся желанию прогнать её. Если ты её так оттолкнёшь, то станешь причиной охлаждения и отдаления от себя самолюбивого маленького ребёнка.
Нужно очень хорошо понимать, что наше личное настроение или нездоровье не должны изменять наш ласковый взгляд на ребёнка.
Фатима.
Г а й ш а Ф а т и м е.
С радостью тебе сообщаю, что между мною и Газизой началось сближение. Особенно нас сблизила та книга. Мы часами сидим и листаем её. Газиза мне рассказывает, что изображено на одной картинке, на другой. Некоторыми своими вопросами она порой ставит меня в весьма затруднительное положение. Но вот беда: вечером её трудно уложить, а утром невозможно разбудить и поднять. Ещё меня беспокоит: у неё совершенно нет аппетита. Можно сказать, совсем не ест. Выводить её на длительные прогулки в такую холодную погоду боюсь простудить. Она и без того слабенькая, худенькая девочка.
Однако я пишу тебе, чтобы посоветоваться об её учёбе. Через год Газизе идти в школу. Начинать мне учить её писать? Если научится сейчас, в школе будет легче, думаю я.
Гайша
Ф а т и м а Г а й ш е.
Ты напрасно спешишь с учёбой этой девочки. Дело вот в чём: твои приёмы обучения несколько устарели. С тех пор, как ты закончила школу, методы преподавания значительно продвинулись. Например, ты её научишь читать, писать, считать, потом в школе она будет слушать то, чему ты её учила, и читать то, что она с тобой читала. Это ей, естественно, будет неинтересно. Её ум откажется воспринимать старое. Дети слушают со вниманием только то, чего никогда не слышали, новое.
По-моему, тебе её надо развивать физически и умственно; это нужно прежде всего, когда готовишь ребёнка в школу. Ты старайся, чтобы ребёнок, которого ты воспитываешь, прежде всего был здоров и набрался сил, – это то, что ему и в школе будет необходимо.
Далее ты жалуешься на плохой аппетит Газизы. Это происходит оттого, что она много сидит дома и не выходит на свежий воздух. Ей, безусловно, нужно много гулять и ежедневно бывать на свежем воздухе самое меньшее полтора часа. Одновременно ей нужно двигаться, бегать, играть в мяч или копать землю железной лопаткой. Тебе это очень легко сделать, поскольку у тебя рядом лес. Также ребёнку очень полезно плавать, иногда грести, ездить на велосипеде, заниматься гимнастикой. Нужно также, чтобы одежда на ней во время движения не была тесной.
И ещё: спать ей нужно на чистом и свежем воздухе и даже, если можно, у открытого окна. Если её так воспитывать, у неё и аппетит, и сон будут хорошими. Если бы ей нашёлся для занятий и игр ровесник или друг, было бы очень хорошо.
Нужно установить такой порядок, чтобы она в определённый час ложилась и в определённый час вставала. То есть в одно и то же время засыпает, в одно и то же время просыпается. Когда ты будешь добиваться этого, ты, понятно, встретишься с её сопротивлением, но ты не смотри на её просьбы, слёзы, но твёрдо стой на своём: пусть ложится и встаёт, когда ты скажешь. Вставши, она должна прежде всего умыться и одеться. Только после этого нужно давать завтрак.
Таким образом всё это войдёт у неё в привычку, и ты перестанешь мучиться.
И в питании нужно придерживаться такого порядка. Движение на чистом открытом воздухе, изменив её пищеварение, укрепит её тело и облегчит дыхание, вслед за этим её организм начнёт требовать сытную пищу. Если ребёнок почувствует голод между завтраком и обедом или обедом и ужином, ты ему давай стакан молока или разных свежих ягод. Я тебя прошу остерегаться одного: ни в коем случае не давай Газизе вина* или пива. Конечно, ей вначале один глоток вина или пива вреда не принесёт, но это может вызвать у неё желание и в следующий раз, а потом приведёт и к привыканию.
Приучай девочку есть то, что на столе. Если, к примеру, она чего-либо не любит, ты её не заставляй есть. Но в то же время ничего другого не давай. В другой раз голод заставит её и она привыкнет к этой пище. Дети не должны замечать, что их хотят к чему-то приучить.
Например, один ребёнок не любит горох. Ему почему-то не нравится его цвет. В это время отец его просит себе нарочно целую тарелку гороховой каши и при ребёнке, нахваливая её, ест. Ребёнок с удивлением слушает и потихоньку пробует горох. И в самом деле, ничего плохого в горохе не находит. После этого он снова просит гороху. Так его отвращение к гороху совсем проходит.
Поначалу тебе будет трудно приучать её к порядку и ставить на правильный, прямой путь жизни. Но ты не теряй терпения: своей твёрдостью и выдержкой ты принесёшь ей много пользы.
Перевод В.Думаевой-Валиевой
(«Письма матери» – опубликованы в газете «Фикер» («Мысль») 4, 6, 13 мая 1907 года (№ № 16, 17, 18). После № 18 газета перестала выходить. Статья Тукая и формой, и содержанием близка к «Педагогическим письмам» Л.Н. Толстого (Из сборника: Избранное/Габдулла Тукай; Перевод с татарского В.С.Думаевой-Валиевой. — Казань: Магариф, 2008. — 223 с.)).