Зависть, мелочность в татарстве — через край,
Хоть в Макарьеве возами продавай!
Людям пишущим у нас почета нет,
Ради веры труд вершить — охоты нет.
Нет у пишуших почтения к перу —
Им одно высокомерье по нутру.
Вы смотрите на слова — торю я путь,—
Сам я плох, чего глядеть, но в том ли суть?
Пусть невежды нас не топчут — ведь, остро,
Всех перечащих ему пронзит перо.
А перо над миром властвует земным,
В суре «Нун» всевышний сам клянется им.
Крепче пишущих — у веры нет основ,
В них спасение от ада двух миров…
Не на них ли опирается ислам?
Не они ль примером в жизни служат нам?
Без писателей написан ли Коран?
Без писателей составлен ли Форкан?
В них, ислам, твои и мощь и сила есть,
В них достоинство народное и честь.
Ведь писатель сильным — вождь, а слабым — друг,
Путь укажет он, не счесть его заслуг…
Так давайте знать писателей своих,
Пожелаем же, чтоб больше было их!
Будь, великое перо, вознесено —
Вместо клятвы ты всевышнему дано!
Именитое и славное перо
Боль уймет, печали смоет, в нем — добро!
Перевод С.Ботвинника
Оригинал на татарском: Хәзерге халемезә даир
(«О нынешнем положении» (Из сборника: Тукай Г. Стихотворения: Пер. с татар. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 432 с.) Макарьево. Имеется в виду Макарьевская (Нижегородская) ярмарка, наиболее часто посещаемая татарскими купцами. В суре «Нун» всевышний сам клянетея им. В Коране, в 68-м стихе «Нун» («Перо»), приводятся слова, якобы принадлежащие богу: «Я клянусь пером!»).