ТАТ РУС ENG LAT

Тукай в Казахстане

Музей Габдуллы Тукая в Уральске (Казахстан) в доме учителя Мутыгуллы Тухватуллина. Фото: Наталья Вяткина, «Наш дом – Татарстан»

Жители Уральска (Казахстан) бережно хранят историю, связанную с именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Основоположник современного татарского литературного языка Габдулла Тукай (1886-1913) прожил в городе Уральске с 9 лет до 21 года. Здесь он написал произведения, вошедшие в золотой фонд татарской литературы».

Эти строки – с банера, установленного на улице Тукая в казахском городе Уральске. Если идти по улице вниз, мимо старинных двухэтажных построек, то можно сразу же попасть в музей Габдуллы Тукая. Если перейти дорогу и пойти вверх, то встретит сам Тукай, одетый в бронзу. Если заговорить с первым встречным, а это была учительница татарского языка Нажия Тухватуллина, то услышишь громкое, раскатистое: «Мысли все и днем, и ночью о тебе, родной народ!» Одним словом, Тукая в Казахстане не только знают, но любят и почитают.

Уральск

– Не было бы того Габдуллы Тукая, творчеством которого мы все восхищаемся, если бы он не окунулся в атмосферу того Уральска, – говоря об этом, директор музея Габдуллы Тукая в Уральске Марат Багаутдинов ведет в зал, где представлены экспонаты Уральска конца XIX – начала XX века. Это старинная мебель, огромных размеров патефон, изысканная посуда. Есть наряд уральской татарки и даже праздничное блюдо для чак-чака, которому 150 лет.

Предметы обихода жителей Уральска. Конец XIX – начало ХХ вв.

Повествуя об Уральске, экскурсовод отмечает, что основали его казаки. До 1775 года Уральск назывался Яицким городком – по названию реки Урал – Яик. Императрица Екатерина II решила на веки веков вытравить из памяти народов России название города-крепости, служившей верной опорой Пугачевского восстания. Для государства российского Уральск стал воротами в Среднюю Азию, опорой в проведении своей политики среди инородцев. Национальный состав населения был чрезвычайно пестр: русские, казахи, татары, украинцы, кыргызы, узбеки, евреи…

В музее воссоздана атмосфера Уральска, в которой жил и творил Тукай

В середине XIX века в городе образовалась большая Татарская слобода, ее обитатели были зажиточными, занимались ремеслом, торговлей. В городе насчитывалось четыре мечети. Татар было так много, что «Свод должностных обязанностей», утвержденный Екатериной II, был написан для Уральска не только на кириллице, но и на арабике. Теперь это тоже экспонат музея.
В конце XIX – начале XX века Уральск считался центром образования для мусульман. В трех медресе – «Мутыйгия», «Ракибия» и «Гайния» – преподавали эрудированные, грамотные педагоги. Учиться у них приезжали из близлежащих городов – Самары, Саратова, Оренбурга, Астрахани и даже из отдаленной Казани.

Медресе

– Известно, что Габдулла рано стал сиротой, – продолжает Марат Рафаильевич. – Под Казанью он жил у родственников в небогатых, деревенских семьях. Это мы постарались показать в первой экспозиции, представленной в музее. Здесь скромная обстановка: одеяла, половики, сундук, другая домашняя утварь того времени.
А вот в Уральске, куда 9-летнего мальчика 18 суток везли с караван-сараем, жила богатая родня. Габдулла был поражен роскошью и красотой дома, в котором оказался. Адаптироваться помогла сводная сестра, которую привезли намного раньше.
– Купец Галиасгар Усманов был женат на родной тетке Тукая и всегда думал о том, кто продолжит его дело, – рассказывает Марат Багаутдинов. – Поэтому Тукая брали как помощника, который пойдет по купеческой стезе, но он пошел по другой…

Дом купца Усманова (Фото 2011 года. В конце 2013 года дом купца Усманова была отреставрирована силами местных меценатов)

Купец Усманов сразу же отвел Габдуллу в медресе «Мутыйгия». Здешняя жизнь благотворно повлияла на новичка, который, несомненно, обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Вместе с другими шакирдами он с интересом изучал арабский, персидский и турецкий языки.

Жадный до знаний Габдулла одновременно начал посещать и русскую школу для детей-мусульман. Здесь он открыл для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур. Как-то преподаватель Ахметша дал Тукаю прочесть стихи Пушкина, и с тех пор русский классик стал для него основным учителем.
– До этого Тукай, как и другие, писал сразу на нескольких языках, – утверждает экскурсовод. – Так татарское слово рифмовалось с фарси, турецкое – с арабским, и хотя стихи были красивыми, из-за незнания языков простые люди не могли их понять. Но когда Тукай начал читать Пушкина, которого ругали за мужицкий язык, он тоже стал писать более доступно – на татарском, прибавляя арабские слова. И тогда его стихи приобрели популярность среди широких слоев населения. По этой причине его и называют основоположником современной татарской литературы. Как Пушкин в свое время создал русскую литературу, так и Тукай – татарский литературный язык. И мы гордимся, что этому способствовало обучение в нашем Уральске…

Здание русской школы для детей мусульман в Уральске

По воспоминаниям знаменитого артиста Кариева, близкого друга Тукая, в медресе он считался самым образованным, бойким и сметливым шакирдом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Также он переводит басни Крылова и предлагает их к изданию.
В 1900 году Тукай уходит жить в медресе: не хочет быть обузой тетке, которая остается без мужа – Галиасгара Усманова.

Мутыгулла

– Это кабинет хозяина дома – муллы, преподавателя медресе «Мутыйгия» Мутыгуллы Тухватуллина – человека, который сделал из Тукая именно Тукая, – отмечает Марат Рафаильевич, когда мы оказываемся на втором этаже музея. – Мутыгулла впервые посадил учеников медресе за парты, чтобы обучать не только Корану, но и точным наукам, преподавал логику, стихосложение – словом, давал самый широкий круг знаний. Все вышедшие из стен его медресе были очень грамотными и образованными. Именно по этой причине мы открыли музей не в особняке купца Усманова, а в доме учителя Мутыгуллы. Сюда Тукай приходил на протяжении 12 лет, пока жил в Уральске. Брал газеты, книги, потом сюда же приносил свои стихи, статьи.
– Смотрите, на этом стуле ручной работы Тукай часто сидел, – уточняет Багаутдинов, показывая обшитый кожей стул.

Стул, на котором сидел Тукай

У Мутыгуллы-хазрата и Тукая прослеживается схожесть судеб: родились под Казанью – один в Кайбицах, другой – в Кышлауче. А встретились именно в Уральске.
Мутыгулла учился в медресе под Казанью. Там он встретился и подружился с отцом Тукая. Существует легенда, что они друг другу поклялись, что если один из них умрет, то другой возьмет опеку над его детьми. В итоге так и получилось, ведь когда Габдуллу привезли в Уральск, Мутыгулла много времени проводил именно с ним.

Мутыгулла хазрат

Поскольку Мутыгулла был сиротой, опять же как Тукай, после учебы в медресе его отправили в Каир, в Центральный университет Египта. После 10 лет обучения он возвращался на родину, заехал к родственникам в Уральск. Пошел в мечеть читать намаз, и все, кто его видел и слышал, были поражены его красотой, интеллигентностью, эрудицией, бархатным тенором, с каким он читал Коран. Тогда попечитель мечети стал уговаривать Мутыгуллу остаться. Но он объяснил, что должен рассчитаться с односельчанами, за счет которых учился в Египте. На это попечитель ответил, что это не его проблемы. И для того, чтобы Мутыгулла действительно остался в Уральске, он выдал за него замуж свою 17-летнюю воспитанницу-красавицу. Она родила ему пятнадцать детей, из которых восемь дожили до взрослого возраста. К примеру, Камиль – старший сын, стал известным издателем, дочь – Галия, взявшая псевдоним Кайбицкая, получила звание народной артистки Республики Татарстан.

Семья Мутыйгуллы Тухватуллина

В начале прошлого века дом Тухватуллиных в Уральске был культурным центром татарской молодежи. Здесь ставили спектакли, много пели, музицировали, читали стихи. Тукай приходил сюда из медресе, в котором в общей сложности прожил шесть лет. Рассказывают, что он был гордым, никогда не брал ни от кого денег. Зная это, Мутыгулла-хазрат шел на маленькую хитрость – приносил ему книги для переписки. Таким образом Тукай хоть немного мог заработать на жизнь.

Типография

Тукаю было девятнадцать, когда до Уральска докатились волны революции 1905 года. Впервые в истории города народ, не таясь полиции, хлынул на маевку. Революционные взгляды быстро захватили Габдуллу и его друга по медресе Камиля – сына Мутыгуллы-хазрата. Воспользовавшись отвоеванной революцией «свободой печати», Камиль купил типографию и приобрел право на издание газеты «Уралец». Так в жизни Тукая начался новый этап: он поступил в типографию наборщиком.
Большевики Уральска пользовались типографией «Уральца» для распространения революционных листовок. Надо думать, под их влиянием Тукай начал писать свои страстные публицистические статьи.

В этом здании размещалась типография, где Тукай начал работать наборщиком

– Перо Тукая было острым, смелым, он, не боясь, подвергал критике царившую социальную несправедливость, – рассказывает экскурсовод. – По этой причине «Уралец» закрыли, и тогда Камиль с Габдуллой перевезли печатные станки в этот дом Мутыгуллы. Стали выпускать литературно-общественную газету на русском языке «Уральский дневник».
Также в этой типографии они издавали третью в мире газету на татарском языке «Фикер» («Мысль»), в которой были и колонки на казахском языке. Газета выходила тиражом 5 тысяч экземпляров и распространялась по всей Российской империи, где жили тюркоязычные народы. Это Санкт-Петербург, Казань, Москва, Пенза.
Вскоре вышел в свет и первый номер журнала на татарском языке «Эль-гаср-эль-джадида» («Новый век»), фактическим редактором которого стал Тукай. Он же полностью редактировал и новый татарский сатирический журнал «Уклар» («Стрелы»). Журналистика становится для него родной стихией. Тукай днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. К примеру, стихотворение «Что рассказывают шакирды…» становится декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу наперекор фанатизму и реакции. Стих за стихом, статья за статьей – имя Тукая обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.

Типография в доме Мутыгуллы хазрата

– В типографии со сводами сохранился фрагмент лестницы, по которой спускался и поднимался Габдулла, – констатирует Марат Рафаильевич, демонстрируя экспонат.

– И, как я вижу, станок наборщика, за которым он работал, – продолжаю разговор, разглядывая другой экспонат.
– Увы! – разводит руками директор. – Станок уцелел, но его увезли в дом-музей Тукая в Татарстан, деревню Кырлай, а нам уже досталась его точная копия – подарок Национального музея Татарстана.
– А где печатные станки? Тоже в Татарстане?
– В перестройку, в конце 1980-х, один из жильцов этого дома обратился к директору областного исторического музея с просьбой освободить его подвал от ржавого железа, а это были как раз те станки, на которых печатали произведения Тукая, – сообщает Багаутдинов. – Директор пошла в обком, просила машину, деньги, но время было непростое… Когда же она через месяц пришла в этот дом, станков уже не было – их сдали в металлолом.
У меня есть мечта сделать макет хотя бы одного печатного станка, улыбается музейный работник. – Таким образом мы сможем создать обстановку того времени.

«Казань»

1907 год – конец Первой русской революции, власти начинают закручивать гайки – закрывать газеты и журналы. У Камиля перекупают «Уральский дневник», а дом Мутыгуллы-хазрата, где находилась типография, поджигают.

Уральская гостиница «Казань»

Есть статья Тукая «Погром», в которой он описывает, как готовились крушить их типографию. Печатники-революционеры были неугодны как местным властям, так и муллам: много говорили о том, о чем другие молчали…
В это время Габдулла живет в гостинице «Казань», плодотворно работает, переводит произведения с русского на татарский, пишет знаменитую сказку «Шурале», стихотворение «Пар ат».
– В 21 год, а тогда это был призывной возраст, Тукаю надо было пройти медкомиссию, – информирует экскурсовод. – Но не там, где он жил, а там, где родился. Поэтому в октябре 1907 года Габдулла вынужден выехать в Казань с нашего Уральского вокзала, – говоря об этом, Марат Багаутдинов показывает уменьшенную копию вокзала — экспонат, который сделал вместе с сыном.

Директор Музея Тукая в Уральске Марат Багаутдинов

Разговор поддерживает учительница татарского языка Нажия Тухватуллина:
– Перед отъездом, в гостинице «Казань», Тукай написал такие строки о нашем Уральске: «О, прощай, родимый город, город детства моего! Милый дом во тьме растаял, словно не было его…»
12 лет жизни на Урал-реке преобразили Габдуллу. Он возвращался на родину зрелым журналистом, признанным поэтом, неистовым публицистом, сатириком, общественным деятелем, великолепно владеющим, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким языками.

Музей

С 1920 года, когда Советская власть прочно укоренилась в Уральске, представители татарской диаспоры не раз просили передать дом Мутыгуллы Тухватуллина под музей, но только в независимом Казахстане получили на это разрешение.

– После распада Советского Союза мы, татары из Уральска, постоянно писали в адрес двух президентов – Татарстана и Казахстана, – рассказывает директор. – И нас услышали. В 2005 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев договорились, что музею Тукая быть! Нурсултан Назарбаев дал указание нашему бывшему акиму (мэру) Уральска – выделить шесть квартир для жителей дома, который раньше принадлежал Мутыгулле Тухватуллину.
Когда же дом опустел, потребовались немалые финансовые вложения, и тут уже пришли на помощь инвесторы как из Татарстана, так и из Казахстана. В феврале 2006 года музей Тукая был торжественно открыт.

Памятник Тукаю в Уральске

– Интересная деталь, – акцентирует директор, – накануне открытия музея стало понятно, что официальные делегации от Казахстана и Татарстана вряд ли сюда быстро доберутся. Музей расположился в старом Уральске, в частном секторе, и хорошие дороги здесь большая редкость. Тогда городской акимат принимает решение об асфальтировании близлежащих к музею дорог. После этого в округе все стали повторять: «Надо же! Татары нам дорогу сделали!»

Мечеть

История открытия музея тесно связана с восстановлением мечети, которую в Уральске называют татарской: в ней служил Мутыгулла-хазрат и ее на протяжении всех 12 «уральских» лет посещал Тукай.
– Центральная мечеть в городе была Белой, а эту называли Красной из-за красного кирпича, – рассказывает экскурсовод. – Мечеть была в плачевном состоянии, ее очень хотел отреставрировать председатель Татарского культурного центра, директор фирмы «Родник» Ришат Хайруллин. Он матери своей обещал, что восстановит эту мечеть, но ему не давали разрешения! Говорили: «Разбирай и строй что-нибудь новое, ну хотя бы пекарню!» Вот он и взял землю под пекарню, а сам начал восстанавливать мечеть. Как только укрепил фундамент, ему стали помогать чуть ли не все уральцы, которым дорога эта святыня! И казахи, и чеченцы, и узбеки.

Красная мечеть в Уральске (Казахстан)

Красная мечеть – в двух шагах от музея, и ее часто демонстрируют экскурсантам как святыню, в которой Тукай взрастал духовно.
– Здесь, в Татарской слободе Уральска, кроме мечети расположен и дом Усмановых, куда привезли Габдуллу, и русская школа, которую он посещал, а в 2003 году здесь был открыт и бюст Тукая, привезенный из Казани, – говорит Марат Багаутдинов. – По этой причине Татарский культурный центр направил предложение в наш парламент – сделать заповедником Татарскую слободу Уральска. Мы считаем, что это уникальное место для Казахстана, где произошло смешение культур, вероисповеданий.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Альфия Лежнина, заместитель председателя Татарского культурного центра города Уральска (2011 г.):
– В постсоветское время Тукая начали у нас забывать, и, чтобы возродить
память о нем, в 1995 году профессор Западно-Казахстанского
государственного университета, известный литератор, тукаевед Абузяров
основал в Уральске Центр Тукая. Под его эгидой было проведено шесть
международных конференций, сняты фильмы об уральском периоде Тукая,
изданы книги, опубликованы статьи. Центр отметил 100-летие пребывания
Тукая в Уральске. Были поставлены различные спектакли – приезд Тукая в наш город, выход первого номера газеты «Фикер» и другие, в которых показана связь Тукая с Уральском.

Нажия Тухватуллина, заслуженный учитель Республики Казахстан, председатель Совета старейшин Татарского культурного центра города Уральска (2011 г.):
– Мой дядя Ахмет Урманче, который владел в Казани небольшой типографией и
книжным магазином, издавал с Габдуллой Тукаем сатирический журнал
«Ялт-Йолт» («Зарница»). Они познакомились в 1907 году в Казани и до
самой смерти Тукая были вместе, дядя помогал ему книгами, вещами. Когда я
узнала об этом, моя любовь к Тукаю стала еще больше, еще сильней: я
наизусть читаю стихи татарского классика при каждом удобном случае,
таким образом пропагандирую его творчество.

 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Самиголла Уразов, в 2008-2012 гг. аким города Уральска:
– В нашем городе есть улица, сквер, музей Габдуллы Тукая. По традиции 26 апреля –- в день рождения поэта – в сквере имени Габдуллы Тукая у его памятника мы проводим День поэзии. В 2011 году в честь 125-летия Тукая этот праздник прошел на уровне области, участвовало 106 учащихся. Стихи читали на татарском языке и в переводах — на русском и казахском языках.
В мае 2011 года в Уральске на базе Западно-Казахстанского государственного университета прошла международная научно-практическая он-лайн конференция «Алма-Ата — Уральск — Казань», посвященная 125-летию Габдуллы Тукая.
Надо сказать, что в этом большая заслуга Татарского культурного центра города Уральска, который возглавляет Ришат Хайруллин – депутат областного Маслихата, под его руководством проводится большая работа, мы только оказываем помощь. Сейчас в Татарском культурном центре активно работает Центр Тукая, воскресная школа, детская танцевальная группа, фольклорный ансамбль и даже татарская рок-группа.
Татары появились здесь во второй половине XIX века и стали связующим звеном между русскими и казахами, среди них было много мулл, которые несли в нашу среду Ислам, а также торговцев, ремесленников. Свое общество татары хотели создать еще в 30-е годы прошлого века, но возможность появилась только в начале 90-х, когда произошел всплеск национального самосознания. Но все равно зарегистрировались первыми.
Кроме татар, в Уральске в такие же национальные центры объединены русские, украинцы, евреи, узбеки и многие другие. В мире и согласии в нашем городе проживает более 90 национальностей. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провозгласил политический курс на согласие, взаимопонимание, терпимость между нациями и возглавил созданную им Ассамблею народов Казахстана.
В связи с этим нельзя не отметить, что главный проспект Уральска символично называется Дуслык (Дружба).

Асыланбек Губашев, директор Западно-Казахстанского филиала АО «РТРК «Казахстан»:
– Жители Уральска бережно относятся к своей истории: в камне увековечены все великие поэты, связанные с нашим городом. В живописном месте расположен памятник классику русской литературы Александру Сергеевичу Пушкину, он посетил Уральск после Оренбурга, встречался со сказителями казахского эпоса, уральскими казаками. В центре города напротив акимата (в Казахстане – орган государственной власти, администрация города – авт.) возвышается великий Абай — казахский поэт-просветитель. Бюст великого татарского поэта Габдуллы Тукая расположился в сквере Тукая. Удивительно, что все эти памятники находятся на одной улице нашего города.

Наталья Вяткина,
Сагит Джаксыбаев
Фото: Наталья Вяткина
(Источник: Журнал “Наш дом – Татарстан”, 2011, №3)


Оставить комментарий


*