ТАТ РУС ENG LAT
Халык Тукайны олылый, бөекли, инде әллә ничә буын аңа иман китереп, күңелен түгә. Ни өчен? Хикмәт нәрсәдә? Һәр милләт, һәр халык — кавеменең исәбе-санына, җиренең зурлыгы-киңлегенә...

Тукай в Казахстане


Жители Уральска бережно хранят историю, связанную с именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая.


«Основоположник современного татарского литературного языка Габдулла Тукай (1886-1913) прожил в городе Уральске с 9 лет до 21 года. Здесь он написал произведения, вошедшие в золотой фонд татарской литературы». Эти строки – с банера, установленного на улице Тукая в казахском городе Уральске. Если идти по улице вниз, мимо старинных двухэтажных построек, то можно сразу же попасть в музей Габдуллы Тукая. Если перейти дорогу и пойти вверх, то встретит сам Тукай, одетый в бронзу. Если заговорить с первым встречным, а это была учительница татарского языка Нажия Тухватуллина, то услышишь громкое, раскатистое: «Мысли все и днем, и ночью о тебе, родной народ!» Одним словом, Тукая в Казахстане не только знают, но любят и почитают.

Уральск

– Не было бы того Габдуллы Тукая, творчеством которого мы все восхищаемся, если бы он не окунулся в атмосферу того Уральска, – говоря об этом, директор музея Габдуллы Тукая в Уральске Марат Багаутдинов ведет в зал, где представлены экспонаты Уральска конца XIX – начала XX века. Это старинная мебель, огромных размеров патефон, изысканная посуда. Есть наряд уральской татарки и даже праздничное блюдо для чак-чака, которому 150 лет.

Предметы обихода жителей Уральска. Конец XIX-начало ХХ вв.

Повествуя об Уральске, экскурсовод отмечает, что основали его казаки. До 1775 года Уральск назывался Яицким городком – по названию реки Урал – Яик. Императрица Екатерина II решила на веки веков вытравить из памяти народов России название города-крепости, служившей верной опорой Пугачевского восстания. Для государства российского Уральск стал воротами в Среднюю Азию, опорой в проведении своей политики среди инородцев. Национальный состав населения был чрезвычайно пестр: русские, казахи, татары, украинцы, кыргызы, узбеки, евреи…


В музее воссоздана атмосфера Уральска, в которой жил и творил Тукай

В середине XIX века в городе образовалась большая Татарская слобода, ее обитатели были зажиточными, занимались ремеслом, торговлей. В городе насчитывалось четыре мечети. Татар было так много, что «Свод должностных обязанностей», утвержденный Екатериной II, был написан для Уральска не только на кириллице, но и на арабике. Теперь это тоже экспонат музея.
В конце XIX – начале XX века Уральск считался центром образования для мусульман. В трех медресе – «Мутыйгия», «Ракибия» и «Гайния» – преподавали эрудированные, грамотные педагоги. Учиться у них приезжали из близлежащих городов – Самары, Саратова, Оренбурга, Астрахани и даже из отдаленной Казани.

Медресе

– Известно, что Габдулла рано стал сиротой, – продолжает Марат Рафаильевич. – Под Казанью он жил у родственников в небогатых, деревенских семьях. Это мы постарались показать в первой экспозиции, представленной в музее. Здесь скромная обстановка: одеяла, половики, сундук, другая домашняя утварь того времени.
А вот в Уральске, куда 9-летнего мальчика 18 суток везли с караван-сараем, жила богатая родня. Габдулла был поражен роскошью и красотой дома, в котором оказался. Адаптироваться помогла сводная сестра, которую привезли намного раньше.
– Купец Галиасгар Усманов был женат на родной тетке Тукая и всегда думал о том, кто продолжит его дело, – рассказывает Марат Багаутдинов. – Поэтому Тукая брали как помощника, который пойдет по купеческой стезе, но он пошел по другой…

Дом купца Усманова

В конце 2013 года дом купца Усманова была отреставрирована силами местных меценатов

Купец Усманов сразу же отвел Габдуллу в медресе «Мутыйгия». Здешняя жизнь благотворно повлияла на новичка, который, несомненно, обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Вместе с другими шакирдами он с интересом изучал арабский, персидский и турецкий языки.
Жадный до знаний Габдулла одновременно начал посещать и русскую школу для детей-мусульман. Здесь он открыл для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур. Как-то преподаватель Ахметша дал Тукаю прочесть стихи Пушкина, и с тех пор русский классик стал для него основным учителем.
– До этого Тукай, как и другие, писал сразу на нескольких языках, – утверждает экскурсовод. – Так татарское слово рифмовалось с фарси, турецкое – с арабским, и хотя стихи были красивыми, из-за незнания языков простые люди не могли их понять. Но когда Тукай начал читать Пушкина, которого ругали за мужицкий язык, он тоже стал писать более доступно – на татарском, прибавляя арабские слова. И тогда его стихи приобрели популярность среди широких слоев населения. По этой причине его и называют основоположником современной татарской литературы. Как Пушкин в свое время создал русскую литературу, так и Тукай – татарский литературный язык. И мы гордимся, что этому способствовало обучение в нашем Уральске…



Здание русской школы для детей мусульман в Уральске

По воспоминаниям знаменитого артиста Кариева, близкого друга Тукая, в медресе он считался самым образованным, бойким и сметливым шакирдом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Также он переводит басни Крылова и предлагает их к изданию.
В 1900 году Тукай уходит жить в медресе: не хочет быть обузой тетке, которая остается без мужа – Галиасгара Усманова.

Мутыгулла

– Это кабинет хозяина дома – муллы, преподавателя медресе «Мутыйгия» Мутыгуллы Тухватуллина – человека, который сделал из Тукая именно Тукая, – отмечает Марат Рафаильевич, когда мы оказываемся на втором этаже музея. – Мутыгулла впервые посадил учеников медресе за парты, чтобы обучать не только Корану, но и точным наукам, преподавал логику, стихосложение – словом, давал самый широкий круг знаний. Все вышедшие из стен его медресе были очень грамотными и образованными. Именно по этой причине мы открыли музей не в особняке купца Усманова, а в доме учителя Мутыгуллы. Сюда Тукай приходил на протяжении 12 лет, пока жил в Уральске. Брал газеты, книги, потом сюда же приносил свои стихи, статьи.
– Смотрите, на этом стуле ручной работы Тукай часто сидел, – уточняет Багаутдинов, показывая обшитый кожей стул.

Стул, на котором сидел Тукай

У Мутыгуллы-хазрата и Тукая прослеживается схожесть судеб: родились под Казанью – один в Кайбицах, другой – в Кышлауче. А встретились именно в Уральске.
Мутыгулла учился в медресе под Казанью. Там он встретился и подружился с отцом Тукая. Существует легенда, что они друг другу поклялись, что если один из них умрет, то другой возьмет опеку над его детьми. В итоге так и получилось, ведь когда Габдуллу привезли в Уральск, Мутыгулла много времени проводил именно с ним.

Мутыгулла-хазрат

Поскольку Мутыгулла был сиротой, опять же как Тукай, после учебы в медресе его отправили в Каир, в Центральный университет Египта. После 10 лет обучения он возвращался на родину, заехал к родственникам в Уральск. Пошел в мечеть читать намаз, и все, кто его видел и слышал, были поражены его красотой, интеллигентностью, эрудицией, бархатным тенором, с каким он читал Коран. Тогда попечитель мечети стал уговаривать Мутыгуллу остаться. Но он объяснил, что должен рассчитаться с односельчанами, за счет которых учился в Египте. На это попечитель ответил, что это не его проблемы. И для того, чтобы Мутыгулла действительно остался в Уральске, он выдал за него замуж свою 17-летнюю воспитанницу-красавицу. Она родила ему пятнадцать детей, из которых восемь дожили до взрослого возраста. К примеру, Камиль – старший сын, стал известным издателем, дочь – Галия, взявшая псевдоним Кайбицкая, получила звание народной артистки Республики Татарстан.

Семья Мутыйгуллы Тухватуллина

В начале прошлого века дом Тухватуллиных в Уральске был культурным центром татарской молодежи. Здесь ставили спектакли, много пели, музицировали, читали стихи. Тукай приходил сюда из медресе, в котором в общей сложности прожил шесть лет. Рассказывают, что он был гордым, никогда не брал ни от кого денег. Зная это, Мутыгулла-хазрат шел на маленькую хитрость – приносил ему книги для переписки. Таким образом Тукай хоть немного мог заработать на жизнь.

Типография

Тукаю было девятнадцать, когда до Уральска докатились волны революции 1905 года. Впервые в истории города народ, не таясь полиции, хлынул на маевку. Революционные взгляды быстро захватили Габдуллу и его друга по медресе Камиля – сына Мутыгуллы-хазрата. Воспользовавшись отвоеванной революцией «свободой печати», Камиль купил типографию и приобрел право на издание газеты «Уралец». Так в жизни Тукая начался новый этап: он поступил в типографию наборщиком.
Большевики Уральска пользовались типографией «Уральца» для распространения революционных листовок. Надо думать, под их влиянием Тукай начал писать свои страстные публицистические статьи.

img_4465.jpg

В этом здании размещалась типография, где Тукай начал работать наборщиком

– Перо Тукая было острым, смелым, он, не боясь, подвергал критике царившую социальную несправедливость, – рассказывает экскурсовод. – По этой причине «Уралец» закрыли, и тогда Камиль с Габдуллой перевезли печатные станки в этот дом Мутыгуллы. Стали выпускать литературно-общественную газету на русском языке «Уральский дневник».
Также в этой типографии они издавали третью в мире газету на татарском языке «Фикер» («Мысль»), в которой были и колонки на казахском языке. Газета выходила тиражом 5 тысяч экземпляров и распространялась по всей Российской империи, где жили тюркоязычные народы. Это Санкт-Петербург, Казань, Москва, Пенза.
Вскоре вышел в свет и первый номер журнала на татарском языке «Эль-гаср-эль-джадида» («Новый век»), фактическим редактором которого стал Тукай. Он же полностью редактировал и новый татарский сатирический журнал «Уклар» («Стрелы»). Журналистика становится для него родной стихией. Тукай днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. К примеру, стихотворение «Что рассказывают шакирды…» становится декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу наперекор фанатизму и реакции. Стих за стихом, статья за статьей – имя Тукая обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.


Типография в доме Мутыгуллы-хазрата

– В типографии со сводами сохранился фрагмент лестницы, по которой спускался и поднимался Габдулла, – констатирует Марат Рафаильевич, демонстрируя экспонат.
– И, как я вижу, станок наборщика, за которым он работал, – продолжаю разговор, разглядывая другой экспонат.
– Увы! – разводит руками директор. – Станок уцелел, но его увезли в дом-музей Тукая в Татарстан, деревню Кырлай, а нам уже досталась его точная копия – подарок Национального музея Татарстана.
– А где печатные станки? Тоже в Татарстане?
– В перестройку, в конце 1980-х, один из жильцов этого дома обратился к директору областного исторического музея с просьбой освободить его подвал от ржавого железа, а это были как раз те станки, на которых печатали произведения Тукая, – сообщает Багаутдинов. – Директор пошла в обком, просила машину, деньги, но время было непростое… Когда же она через месяц пришла в этот дом, станков уже не было – их сдали в металлолом.
У меня есть мечта сделать макет хотя бы одного печатного станка, улыбается музейный работник. – Таким образом мы сможем создать обстановку того времени.

«Казань»

1907 год – конец Первой русской революции, власти начинают закручивать гайки – закрывать газеты и журналы. У Камиля перекупают «Уральский дневник», а дом Мутыгуллы-хазрата, где находилась типография, поджигают.

Уральская гостиница «Казань»

Есть статья Тукая «Погром», в которой он описывает, как готовились крушить их типографию. Печатники-революционеры были неугодны как местным властям, так и муллам: много говорили о том, о чем другие молчали…
В это время Габдулла живет в гостинице «Казань», плодотворно работает, переводит произведения с русского на татарский, пишет знаменитую сказку «Шурале», стихотворение «Пар ат».
– В 21 год, а тогда это был призывной возраст, Тукаю надо было пройти медкомиссию, – информирует экскурсовод. – Но не там, где он жил, а там, где родился. Поэтому в октябре 1907 года Габдулла вынужден выехать в Казань с нашего Уральского вокзала, – говоря об этом, Марат Багаутдинов показывает уменьшенную копию вокзала — экспонат, который сделал вместе с сыном.

Директор Музея Тукая в Уральске Марат Багаутдинов

Разговор поддерживает учительница татарского языка Нажия Тухватуллина:
– Перед отъездом, в гостинице «Казань», Тукай написал такие строки о нашем Уральске: «О, прощай, родимый город, город детства моего! Милый дом во тьме растаял, словно не было его…»
12 лет жизни на Урал-реке преобразили Габдуллу. Он возвращался на родину зрелым журналистом, признанным поэтом, неистовым публицистом, сатириком, общественным деятелем, великолепно владеющим, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким языками.

Музей

С 1920 года, когда Советская власть прочно укоренилась в Уральске, представители татарской диаспоры не раз просили передать дом Мутыгуллы Тухватуллина под музей, но только в независимом Казахстане получили на это разрешение.


Музей Тукая в доме учителя Мутыгуллы Тухватуллина

– После распада Советского Союза мы, татары из Уральска, постоянно писали в адрес двух президентов – Татарстана и Казахстана, – рассказывает директор. – И нас услышали. В 2005 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев договорились, что музею Тукая быть! Нурсултан Назарбаев дал указание нашему бывшему акиму (мэру) Уральска – выделить шесть квартир для жителей дома, который раньше принадлежал Мутыгулле Тухватуллину.
Когда же дом опустел, потребовались немалые финансовые вложения, и тут уже пришли на помощь инвесторы как из Татарстана, так и из Казахстана. В феврале 2006 года музей Тукая был торжественно открыт.


Памятник Тукаю в Уральске

– Интересная деталь, – акцентирует директор, – накануне открытия музея стало понятно, что официальные делегации от Казахстана и Татарстана вряд ли сюда быстро доберутся. Музей расположился в старом Уральске, в частном секторе, и хорошие дороги здесь большая редкость. Тогда городской акимат принимает решение об асфальтировании близлежащих к музею дорог. После этого в округе все стали повторять: «Надо же! Татары нам дорогу сделали!»

Мечеть

История открытия музея тесно связана с восстановлением мечети, которую в Уральске называют татарской: в ней служил Мутыгулла-хазрат и ее на протяжении всех 12 «уральских» лет посещал Тукай.
– Центральная мечеть в городе была Белой, а эту называли Красной из-за красного кирпича, – рассказывает экскурсовод. – Мечеть была в плачевном состоянии, ее очень хотел отреставрировать председатель Татарского культурного центра, директор фирмы «Родник» Ришат Хайруллин. Он матери своей обещал, что восстановит эту мечеть, но ему не давали разрешения! Говорили: «Разбирай и строй что-нибудь новое, ну хотя бы пекарню!» Вот он и взял землю под пекарню, а сам начал восстанавливать мечеть. Как только укрепил фундамент, ему стали помогать чуть ли не все уральцы, которым дорога эта святыня! И казахи, и чеченцы, и узбеки.


Красная мечеть в Уральске, Казахстан

Красная мечеть – в двух шагах от музея, и ее часто демонстрируют экскурсантам как святыню, в которой Тукай взрастал духовно.
– Здесь, в Татарской слободе Уральска, кроме мечети расположен и дом Усмановых, куда привезли Габдуллу, и русская школа, которую он посещал, а в 2003 году здесь был открыт и бюст Тукая, привезенный из Казани, – говорит Марат Багаутдинов. – По этой причине Татарский культурный центр направил предложение в наш парламент – сделать заповедником Татарскую слободу Уральска. Мы считаем, что это уникальное место для Казахстана, где произошло смешение культур, вероисповеданий.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Альфия Лежнина, заместитель председателя Татарского культурного центра города Уральска:

– В постсоветское время Тукая начали у нас забывать, и, чтобы возродить
память о нем, в 1995 году профессор Западно-Казахстанского
государственного университета, известный литератор, тукаевед Абузяров
основал в Уральске Центр Тукая. Под его эгидой было проведено шесть
международных конференций, сняты фильмы об уральском периоде Тукая,
изданы книги, опубликованы статьи. Центр отметил 100-летие пребывания
Тукая в Уральске. Были поставлены различные спектакли – приезд Тукая в
наш город, выход первого номера газеты «Фикер» и другие, в которых
показана связь Тукая с Уральском.

Нажия
Тухватуллина, заслуженный учитель Республики Казахстан, председатель
Совета старейшин Татарского культурного центра города Уральска:

– Мой дядя Ахмет Урманче, который владел в Казани небольшой типографией и
книжным магазином, издавал с Габдуллой Тукаем сатирический журнал
«Ялт-Йолт» («Зарница»). Они познакомились в 1907 году в Казани и до
самой смерти Тукая были вместе, дядя помогал ему книгами, вещами. Когда я
узнала об этом, моя любовь к Тукаю стала еще больше, еще сильней: я
наизусть читаю стихи татарского классика при каждом удобном случае,
таким образом пропагандирую его творчество.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

img_4459.jpgСамиголла Уразов, аким города Уральска:
– В нашем городе есть улица, сквер, музей Габдуллы Тукая. По традиции 26 апреля –- в день рождения поэта – в сквере имени Габдуллы Тукая у его памятника мы проводим День поэзии. В 2011 году в честь 125-летия Тукая этот праздник прошел на уровне области, участвовало 106 учащихся. Стихи читали на татарском языке и в переводах — на русском и казахском языках.
В мае 2011 года в Уральске на базе Западно-Казахстанского государственного университета прошла международная научно-практическая он-лайн конференция «Алма-Ата — Уральск — Казань», посвященная 125-летию Габдуллы Тукая.
Надо сказать, что в этом большая заслуга Татарского культурного центра города Уральска, который возглавляет Ришат Хайруллин – депутат областного Маслихата, под его руководством проводится большая работа, мы только оказываем помощь. Сейчас в Татарском культурном центре активно работает Центр Тукая, воскресная школа, детская танцевальная группа, фольклорный ансамбль и даже татарская рок-группа.
Татары появились здесь во второй половине XIX века и стали связующим звеном между русскими и казахами, среди них было много мулл, которые несли в нашу среду Ислам, а также торговцев, ремесленников. Свое общество татары хотели создать еще в 30-е годы прошлого века, но возможность появилась только в начале 90-х, когда произошел всплеск национального самосознания. Но все равно зарегистрировались первыми.
Кроме татар, в Уральске в такие же национальные центры объединены русские, украинцы, евреи, узбеки и многие другие. В мире и согласии в нашем городе проживает более 90 национальностей. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провозгласил политический курс на согласие, взаимопонимание, терпимость между нациями и возглавил созданную им Ассамблею народов Казахстана.
В связи с этим нельзя не отметить, что главный проспект Уральска символично называется Дуслык (Дружба).

Асланбек Губашев, директор Западно-Казахстанского филиала АО «РТРК «Казахстан»:
– Жители Уральска бережно относятся к своей истории: в камне увековечены все великие поэты, связанные с нашим городом. В живописном месте расположен памятник классику русской литературы Александру Сергеевичу Пушкину, он посетил Уральск после Оренбурга, встречался со сказителями казахского эпоса, уральскими казаками. В центре города напротив акимата (в Казахстане – орган государственной власти, администрация города – авт.) возвышается великий Абай — казахский поэт-просветитель. Бюст великого татарского поэта Габдуллы Тукая расположился в сквере Тукая. Удивительно, что все эти памятники находятся на одной улице нашего города.

Наталья ВЯТКИНА
Сагит ДЖАКСЫБАЕВ
Фото – Наталья ВЯТКИНА
(Источник: Журнал “Наш дом — Татарстан”, 2011, №3)


Оставить комментарий


*