Большая комната медресе. Составленные вместе низенькие столы – это помост, прикрытый занавесом Комната битком набита шакирдами, гостями из других медресе. Мест всем не хватает. Стоят в проходах, в коридоре. Вечер открыл Камиль-эфенди. На помост выходит Камиль.
Камиль: Уважаемые и досточтимые шакирды медресе «Мутыйгия», гости, преподаватели. Впервые мы проводим сегодня литературный вечер, цель которого — выявить таланты в нашем
медресе, приобщить шакирдов к поэзии и искусству, научить раскованности в выражении своих мыслей, чувств. Опускается на молитвенный коврик посреди помоста и читает Коран.
Сура «Фатиха».
Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим Аль-хамду ли Лляхи рабби ль-алямина, р-рахмани р-рахим…
Перевод «Фатиха» (открывающая Коран): Слава Аллаху, Владыке всех миров, Милостивому, Милосердному, Властителю Судного Дня. Тебе одному поклоняемся и к тебе одному взываем о помощи.
Наставь нас па путь праведный, путь тех, кого Ты одарил своими благами, тех, кто не навлек на себя Твоей немилости, и тех, кто не впал в заблуждение. (Аминь)
Камиль (поднимается): Господа! Теперь каждый из вас — может выйти сюда и говорить обо всем, что его волнует, что он хотел бы предложить для улучшения дела национального просвещения. Кто хочет выступить с речью – пусть произносит речь, кто желает читать стихи или петь – пожалуйста. Сегодня мы открываем широкую возможность высказать свое мнение всем, кто стремится к новому, к тому, чтобы наша нация шла по пути цивилизации и прогресса.
На помост выходит старший шакирд Ярулла Мурадов.
Ярулла: Уважаемые шакирды, я хочу произнести речь о значении литературы в жизни народа. Все знают, что именно писатели — голос народа, именно они говорят о его пороках и достижениях, они намечают народу цель, к которой он должен двигаться. Писатели создают в своих произведениях образы, которые являются для всех примером. Надо, чтобы у нас, как и у других наций, были свои писатели, свои поэты.
(Горячие аплодисменты. Выкрики: Верно говоришь! Правильно! Камиль тоже кивает.)
Мы хотим спеть песню.
(Поют на мотив мунаджата) (можно прочитать)
Человеку трусить не к лицу.
Пусть грозит обвал – не унывай,
Если даже одолеет страх,
Все равно в душе его скрывай!
(Аплодисменты. Крик: «Живите и здравствуйте много лет!»)
Иргали (шакирд из казахов): Я тоже спою песню – любимую песню казахского народа. (Поет. Шумное одобрение зрителей)
За занавесом слышен разговор (Йосыфа и Габдуллы)
Йосыф: Прочитай же, прочитай!
Габдулла: Не буду!
Йосыф: Ну, не заставляй упрашивать, Габдулла!
Габдулла: Просите, не просите, все равно не буду.
Йосыф: Почему?
Габдулла: На смех людям… Было бы настоящее стихотворение…
Йосыф: Боишься Муртазы-бая!
Габдулла: Я? Боюсь?
Йосыф: А не боишься, так прочитай!
Габдулла: И прочитаю!
Габдулла выходит на сцену с листком и начинает громко читать. По ходу ребята Громко аплодируют Габдулле, прерывая чтение.
Наше медресе от старости черно,
И на ветхость горько сетует оно:
«Не покрасите вы крыши отчего?
Не побелите фасада моего?
Может, спит в земле строитель мой?
Может, по миру пошел, бедняк, с сумой?
Слушай, как тебе не стыдно, Муртаза,
У тебя ведь завидущие глаза.
Для чего ты взялся опекать меня,
Если жалких трат боишься как огня?
Чтобы я не развалилось на глазах,
Дай другого попечителя, Аллах!»
(Крики: Молодец, Габдулла! Как ты Муртазу-бая, а!)
Камиль: Я вижу, вам всем понравилось стихотворение нашего поэта Габдуллы. Мы его обязательно напечатаем в своей газете. Пиши, Габдулла, побольше стихов, а мы будем их слушать на следующем литературном вечере. А теперь, по нашей национальной традиции, открываем состязание по борьбе.
Голоса: Зачем это? К чему? Надо ли?
Камиль: Нет, господа, я не могу согласиться с тем, что это не нужно. У самых культурных наций, наряду с литературой и театром, процветает спорт. В таком виде спорта, как наша борьба,
нет ничего зазорного. Нет и греха. Наш пророк Мухаммед открыл нам широкий простор для такого рода состязаний. Прошу вас, ребят.
(Выходят 2 шакирда. Обхватив друг друга за пояс, начинают бороться. Потом один подмял под себя другого, и они ушли с помоста под крики и аплодисменты зрителей.)
Камиль: На этом наш просветительский вечер считаем законченным. Спасибо за внимание.
(Источник: Абузяров Р.А., Туаева З.И. Уральск в судьбе Габдуллы Тукая. – Уральск: Редакционно–издательский отдел ЗКГУ, 2002. – 128 с.)