ТАТ РУС ENG LAT
Халык Тукайны олылый, бөекли, инде әллә ничә буын аңа иман китереп, күңелен түгә. Ни өчен? Хикмәт нәрсәдә? Һәр милләт, һәр халык — кавеменең исәбе-санына, җиренең зурлыгы-киңлегенә...

Уральский зал Литературного музея Габдуллы Тукая в Казани

 


В Казани с 1986 года существует Литературный музей Г.Тукая. Здесь в экспозициях отведено место и материалам, рассказывающим о жизни и творчестве Тукая в Уральске.

«На восемнадцатые сутки в закрытой санной повозке… мы доехали до Уральска», – пишет Тукай о своей дороге в Казань.

В экспозиции внимание привлекают фотографии огромных размеров: «Скачущие кони в степи» и «Пушкинский сад в г. Уральске», выступающие как символы степного города и жизнеутверждающей силы поэзии Тукая; что свободолюбивые мотивы в его поэзии зародились в колыбели русской вольницы; что их начало от Пушкина, могучего пушкинского дерева. Интерьер «Казахская юрта», воссозданный на подлинных этнографических материалах, передает национальный колорит степного края.

Многочисленные материалы рассказывают о пребывании поэта в Уральске, который стал для него университетом. Это фотографии: общий вид города начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде; здание медресе «Мутыйгия» и трехгодичные русские классы при медресе, где он учился. Интерес представляют фото учащихся медресе, женских классов при этом же учебном заведении. По утверждению современников, среди них на фотографии — первая любовь поэта.

Здесь же представлены фотографии учителей – первых его наставников: М.Тухфатуллипа и А.Сиразетдинова, самого поэта – шакирда медресе вместе с А.Кариевым – будущим
основоположником татарского профессионального театра. С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца жизни поэта.
     
В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии, книги поэзии древнего Востока. Безусловно, Тукай был знаком с ними.

Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы, относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот впервые.

В экспозиции представлены уникальные экспонаты, связанные с учебой самого Тукая: рукописная газета «Эль магариф» («Просвещение») за 1903 г. и журнал «Эль-гасрель-джадид» («Новый век») за 1904 г., которые выпускали шакирды медресе. По утверждению специалистов, некоторые страницы журнала написаны самим Тукаем. В одном из номеров журнала от 15 ноября 1904 г. имеется сообщение о состоявшемся в медресе литературном вечере, где ученик Тукаев выступил со своими стихами. Представлена страница журнала с первым ученическим стихотворением поэта.

В Уральске Тукай встретил революцию 1905 года.

«Свободны перья и умы.
Всем павшим благодарны мы,
Восставшим против зла и тьмы
Задолго до восхода», — писал Тукай.

Поэт среди тех, кто поднялся на борьбу, кто «для всех живых зажег зарю свободы». В группе социал-демократов г. Уральска было много друзей поэта. В экспозиции: брошюра «Царь-Голод» А. Баха, ее Тукай перевел на татарский язык.

В бурные дни революции в Уральске наборщиком русской газеты «Уралец» поэт начал трудовую деятельность. На фото: «Здание типографии газеты «Уралец» и «Тукай — наборщик газеты» и др.

Тукай – поэт, рожденный революцией 1905 г. Творчество его началось с переводов. В экспозиции книга – «Собрание сочинений А. Кольцова» 1903 г. издания со стихотворением «Что ты спишь, мужичок?», вольный перевод которого был сделан Тукаем. Рядом — газета «Фикер» («Мысль») №1 за 1906 г. со стихотворением Тукая «Сон мужика». Здесь же печатные экземпляры журналов «Эль-Гастрель-джадид» («Новый век») и «Уклар» («Стрелы»), которые издавались в Уральске при активном участии Тукая. В этом комплексе — уникальный экспонат — договор на издание на паях газеты «Новая жизнь», подписанные Тукаем, К. Мутыги и М. Мусиным.

За короткое время имя Тукая как талантливого поэта стало известно далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и Казани.

Край родной, не будь в обиде, край любимый, о прости,
Место, где я жил надеждой людям пользу принести!
О прощай, родимый город, город детства моего!
Милый дом во мгле растаял — словно не было его, —

так Тукай прощается с Уральском, городом, где он прожил 12 лет (чуть меньше половины жизни), где он формировался как поэт и общественный  деятель и  где проходило становление его как личности.

В последних числах сентября 1907 г. Тукай собирается в дорогу в родной город Казань – «город науки, просвещения и искусства». Впереди его ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследования охранки, смерть и бессмертие.

Примечание: со временем экспонаты музея обновляются.

 

(Источник: Абузяров Р.А., Туаева З.И. Уральск в судьбе Габдуллы Тукая. – Уральск: Редакционно–издательский отдел ЗКГУ, 2002. – 128 с.)


Оставить комментарий


*