ТАТ РУС ENG LAT

"Театр Эрнста Гельмса"


В Казани в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась
выставка «Театр Эрнста Гельмса». В залах первого этажа представлено
более 100 работ Эрнста Бруновича Гельмса — крупнейшего театрального
художника второй половины ХХ века, чье творчество оказало заметное
влияние на развитие сценографии Татарстана.

Гельмс еще и
самый крупный и самый яркий представитель такого жанра изобразительного
искусства, как сатирическая графика. Своеобразие его таланта
заключается в необычайно органичном сочетании этих двух направлений его
творчества…

Первый раздел выставки наиболее представительный.
Для экспозиции привлечены эскизы декораций и костюмов, хранящиеся ныне в
ГМИИ РТ, Национальном музее РТ, музее Казанского академического
Большого драматического театра им. В.И.

Качалова, а также из
частной коллекции, принадлежащей дочери художника — Ренате Гельмс.
Последние представляют особенный интерес, поскольку они практически не
были известны широкому зрителю, после смерти художника нигде не
выставлялись и не публиковались. Среди выставляемых работ — эскизы
декораций и костюмов к спектаклю «Без ветрил» Тинчурина, поставленного
на сцене Камаловского театра. К спектаклям «Бег» Булгакова, «Поднятая
целина» Шолохова, «Гроза» Островского, поставленным на сцене
Качаловского театра. К опере «Кармен» Бизе и музыкальной комедии
«Башмачки» Файзи, балету «Лауренсия» Крейна, поставленным на сцене
театра имени Джалиля…

Другой раздел посвящается деятельности
Гельмса как художника-сатирика. Это в основном рисунки, выполненные
художником для журнала «Чаян». С сатирических рисунков, шаржей и
карикатур, собственно, и начиналась деятельность Гельмса.

Оказавшись
в Казани в годы войны, он сразу же принял участие в создании «Окон
сатиры» РОСТА, его антигитлеровские плакаты военных лет выделялись своей
остротой и образной выразительностью. Его графические работы (по
произведениям «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «Шурале» и
«Кисекбаш» Тукая, «Золотой петушок» Пушкина) могут быть поставлены в ряд
с лучшими образцами книжной иллюстрации.

Будут интересны
зрителям и пейзажные зарисовки, сделанные Гельмсом в разные годы. Серия
рисунков, посвященных Казани, сегодня стала своего рода историческим
документом, запечатлевшим Казань 1950 — 60-х годов. Поэтическим
настроением овеяны его зарисовки старинных уголков Риги и Львова,
Вильнюса и Кракова, Праги и Дрездена. Они сделаны в разной технике,
разными материалами — карандашом и фломастером, пером и кистью.

evening-kazan.ru


Оставить комментарий


*