ТАТ РУС ENG LAT

Гарапшина Л. Проблема эпохи и героя в творчестве Ф.Амирхана

Начало XX века характеризуется бурными переменами в общественной жизни татарского народа. Один из видных деятелей этой эпохи, классик татарской литературы Ф.Амирхан оставил неизгладимый след в истории национально-освободительного движения, в развитии культуры и просвещения, публицистике и художественной литературе. Ф.Амирхан получил и религиозное и светское образование.
Формированию идейно-эстетических взглядов молодого писателя способствовало знакомство с взглядами таких видных деятелей своего времени, как Ш.Марджани, Р.Фахретдинов, И.Гаспринский, которые были сторонниками идеи возрождения нации на основе новой просветительской программы и национального единства. О таких людях положительно отзывались и в семье Ф.Амирхана. Впоследствие они оказали влияние на общественную и литературную деятельность писателя.
Эстетические мысли поколения видных просветителей способствовали формированию мировоззрения писателей и общественных деятелей Х.Ямашева, Г.Исхаки, Г.Кулахметова и других, которые отличались от них радикальными, революционными программами социального и культурного переустройства общества.
Как и умеренные, во многом традиционные взгляды Ш.Марджани, И.Гаспринского, так и передовые взгляды лидеров национального движения этой эпохи, революционные события, оказали решающее влияние на формирование идейно-эстетических взглядов Ф.Амирхана. Поэтому, еще будучи шакирдом «Мухаммадии», он являлся основным руководителем организации «Иттихад» («Единство взглядов»). Таким образом, Ф.Амирхан уже в эти годы глубоко и осознанно воспринимает как свои убеждения эти два начала — умеренно-традиционные и радикальные классово-социальные принципы борьбы за свободу народов. Так сформировался его эстетический идеал, с такими идеями о прекрасном он вошел в литературу.
В становлении эстетических идей Ф.Амирхана важную роль сыграли и демократические издания. Надо отметить, возглавляемую им газету «Аль-Ислах» («Реформа»), сыгравшую важную роль в формировании общественных взглядов татарской молодежи и объединившую вокруг себя таких видных писателей, как Г.Тукай, Г.Камал и др.
Уже к 1905 году Ф.Амирхан становится одним из ярких фигур национального общественного движения. Свою позицию по отношению к наболевшим проблемам татарского общества он неоднократно высказывал на съездах и отражал в публицистике. В становлении взглядов Ф.Амирхана-политика особенно большую роль сыграли мысли И.Гаспринского и Г.Исхаки. Он смело высказывал свои мысли и идеи, так как они находили поддержку у прогрессивно настроенных людей. Как отмечают его современники, он был не только руководителем и председателем съездов, он был их душой.
Идейно-художественные особенности сатирической прозы Ф.Амирхана привлекают внимание не только богатством изобразительных красок, но и оригинальностью и остротой мышления писателя. Они органично связаны с дыханием данной эпохи. Татарская литература начала XX века, особенно периода первой русской революции 1905-1907 годов, прошла большой и сложный путь исторического развития. Литература новой эпохи начинает свое развитие по новому реалистическому пути. В творчестве Ф.Амирхана, как и во всей литературе нового типа, усиливается критицизм, который стимулирует приемы сатирической типизации.
На данном этапе сатире Ф.Амирхана характерно отрицание отживших явлений жизни. Объектом смеха становятся догматические мировоззрения и патриархальные порядки общества. Новой сатирой безжалостно бичуются те, кто в мантии знатока, образованного человека хочет держать народные массы в подчинении, вести их за собой. Все это привело к новым, качественным изменениям. Так родился новый герой этой эпохи — герой революционных бурь, сатирическое воплощение которого в творчестве Ф.Амирхана получило значительное место.
Анализ показывает, что эстетический идеал Ф.Амирхана выражается в различных художественных формах. Среди них значительное место занимает форма фантастического отображения перспективы жизни народа. Прием сновидения в этом плане так же удачно использован писателем в повести (романе?) «Сон накануне праздника жертвоприношения» (1907). Фантастическое смещение эпох и событий дали ему большие возможности для контрастного изображения настоящего и будущего народа («Фатхулла хазрет», 1909-1910).
В идейно-художественном плане сатирическая проза Ф.Амирхана имеет два ярко выраженных направления: 1) социально-сатирическое; 2) политико-обличительное. Его политико-обличительная сатира особенно усилилась после революции 1917 года.
Ф.Амирхан ратовал за право свободы выбора. То, что мешало этому, он подвергал суровой сатирической критике. Поэтому сатирическая проза писателя, особенно начального этапа, характеризуется осмеянием консервативного духовенства и их учеников, не приспособленных к широкомасштабным делам и к «новой» жизни. На раскрытие комизма таких героев направлена тонкая ирония сатирика. Он создает целую галерею сатирических образов данной прослойки: Гайнетдин хазрет, Фатхулла хазрет, Салихджан кари, Вали абзый и многие другие. Не оставались в стороне и татарские купцы, не способные переориентироваться на новый уклад жизни (Сәмигулла абзый). Как правило, у сатирических типажей ярко выражена та или иная отрицательная черта характера, раскрывающая его сущность. Мышление таких героев ограничено. Они обычно показываются в семейно-бытовой сфере. С помощью приема саморазоблачения оголяются их недостатки и пороки.
Ф.Амирхан не отвергал Ислам, считал духовно и культурно обогащающим и воспитывающим учением.
Смех Ф.Амирхана проявляется в форме от мягкого юмора до сокрушающей сатиры. Гамма смеха сатирика, как видного идеолога и ценителя своего времени, охватывает и тончайшие колебания духовного мира личностей, и величайшие общественные потрясения. Борьба писателя за демократизацию и прогресс общества и сегодня представляет интерес не только как художественное историческое явление, но и как ценнейший опыт борьбы передового деятеля своего времени.
В сатирических произведениях Ф.Амирхан прибегает к острым противопоставлениям двух поколений, характерной как и его творчеству, и всей просветительской литературе. Как правило, сатирик использует проверенные и удачные приемы саморазоблачения сатирических героев, в том числе речь персонажа. Речь его героев раскрывает их внутренний мир во многих аспектах: невежество, глупость — сатирическую сущность.
Вообще, в творчестве Ф.Амирхана языковая проблема затрагивается не только как средство, характеризующее персонаж, но и как величайшее достояние народа.
Известно, что писатель боролся за литературный татарский язык в многоплановой публицистике. Он считал, что «засорение» родного языка, его игнорирование могут привести к гибели нации.
Идейно-художественная особенность сатирической прозы Ф.Амирхана заключается и в том, что, несмотря на идейно-тематическую близость, его рассказы неповторимы по своей комедийной художественной форме.
Многогранное сатирическое творчество Ф.Амирхана всесторонне охватывает явления национальной жизни. Объектами повышенного внимания сатирика являются безграмотность и отсталость в областях культуры, этики и эстетики («Вечер танца», 1914; «Сын дочери Ходжа Насретдина», до 1912). В каждом таком произведении сатирик, как правило, использует различные сатирические приемы для достижения главной цели — разоблачение пороков общества с высоты его эстетического идеала.
Главный закон комического — несоответствие формы содержанию — неизменно сохраняется в сатире Ф.Амирхана. Это достигается четкими ориентирами писателя в общественной жизни и тонким чутьем пульса эпохи.
Переломный характер эпохи во многом определяет тип мышления Ф.Амирхана, его острую критическую направленность, что нередко проявляется в форме смеха. Эта закономерность наблюдается в виде комедийных мотивов в несатирических произведениях писателя. Естественно, в таких эпизодах герои произведений приобретают черты, характерные персонажам подлинно сатирических рассказов писателя. На фоне положительных персонажей они ярко проявляют себя с отрицательной стороны. В таких случаях Ф.Амирхан не жалеет красок в описании портретов героев. Их речь эмоционально-экспрессивна. Сатирик, по всем законам комического, подвергает принципиальной оценке деяния и мысли героев. И здесь проблемы развития нации оцениваются по параметрам его эстетического идеала.
Сатирические мотивы ярко выражены в его драматургии («Молодежь», 1909; «Неравные», 1914). Такие моменты, эпизоды обогащают произведения комедийной окраской, элементарно-комическими деталями. Они не только вводят в пьесу жизненные, смешные ситуации, но и выполняют важную оценочную роль. Таким образом писатель выражает свое отношение к нравам и обычаям людей этой эпохи.
В гамме радуги смеха Ф.Амирхана обнаруживается еще одна особая «краска», придающая герою не превосходство и остроумие, а бедность мышления. Этим художественно изобразительным средством является так называемый «черный юмор». Данную проблему одной из первых в татарском литературоведении начала изучать Р.К.Ганиева.
Сатирические и несатирические произведения Ф.Амирхана написаны с высоты эстетического идеала писателя, с принципиальных позиций на мир, с состраданием своему угнетенному народу. В этой сложной борьбе он умело оперирует приемами смеха.
С крутыми изменениями в жизни общества сатира Ф.Амирхана приобретает новый, социально значимый характер.
Идейно-эстетические взгляды Ф.Амирхана с годами приобретают новые качества, обогащаются достижениями русской, зарубежной мысли. Это придало его сатире новую силу и более широкий размах. Такие существенные изменения наблюдаются и в его публицистике, особенно в статьях, посвященных анализу состояния комедийного репертуара театров, а так же комедийной драматургии.
Еще будучи учеником в медресе, Ф.Амирхан изучает русский язык и литературу, становится одним из первых, кто вложил большой вклад в татарскую литературу, обогащая ее переводами мировой литературы. В своих статьях критик высоко оценивал мастерство русских писателей, в том числе Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.М.Горького и других.
Эстетические мысли Ф.Амирхана о комическом служили фундаментом для развития татарского комического мышления не только в литературной, но и в театральной жизни. Особое место занимают статьи и рецензии критика, обращенные к сатирическому творчеству Г.Тукая, Г.Камала, С.Рамиева, Г.Исхаки и др. Он считал важным и для произведений смеха жанровую точность, идейную определенность, аргументированность действий героев, краткость письма и т.д. Эстетические мысли Ф.Амирхана о комическом определили направление в идеологической и литературно-теоретической борьбе той эпохи, весьма богатой разными течениями. Таким образом, литературно-эстетические взгляды сатирика на комическое, сформировавшиеся уже в начале века, в годы подъема и спада революционной борьбы приобретают новые качества и поднимаются на новую ступень. Они отличаются просветительским, демократическим содержанием. Фундаментом эстетики Ф.Амирхана в эти годы служило идейно-художественное наследие и татарских писателей, и русских классиков. Его концепция комического стала ориентиром для сатирической реалистической татарской литературы. Эстетические принципы и взгляды писателя сыграли большое значение в развитии национального театрального искусства. Он не был одинок, в этом же направлении работали Г.Камал, Г.Тукай, Г.Исхаки, К.Тинчурин и другие.
Новая революция создала своих героев, в том числе сатирических, которые в корне отличались от прежних в типологическом плане. Они были порождены другими общественной ситуацией и идеологической основой. Эти условия требовали от писателя другого оценочного подхода, иного социально-политического измерения. Все это, в конечном счете, привело к идейно-эстетическим изменениям в сатире Ф.Амирхана. Это было связано с кризисом писателя в отношении национально-освободительной миссии социалистической революции.
Наболевшие проблемы в жизни татар Ф.Амирхан стремился решать, опираясь на традиции передовой русской и европейской культур. В годы первой русской революции он, как и Г.Исхаки, испытал сильное воздействие социалистической идеологии. Социализм для Ф.Амирхана был символом справедливости. Большие надежды возлагал он на Февральскую революцию, однако, она не оправдала их. Октябрьская революция привела к идейно-эстетическим изменениям в сатире Ф.Амирхана. Для него определяющими были идеи свободы личности, прогресса нации в контексте развития мировой культуры. Этого он ожидал и от большевиков. Будучи свидетелем отхода коммунистов от идей свободы народов, соблюдения многовековых традиций и сохранения духовного наследия, Ф.Амирхан выступает против идеологии диктатуры пролетариата. Особенно эти тенденции усиливаются в 20-е годы. Данные изменения нашли отражение и в его политической сатире. Сатирическая критика Ф.Амирхана, направленная на социальные, нравственные, культурные, политические явления 20-х годов XX столетия, не случайна. Его не устраивала политика коммунистов. Если в сатирических произведениях 1905-1917 годов поднимаются проблемы культуры нации, уровня духовного развития определенных социальных групп, то в сатирических произведениях 1917-1924 годов акцентируется идеологическая и политическая ситуация. Сатира Ф.Амирхана приобретает широкомасштабный политический размах.
Большевистская революция не оправдала надежд Ф.Амирхана. Обещания о свободе народов и личности на деле были забыты. Многовековые традиции народа, вопросы нравственности, подлинной культуры заменяются ложными лозунгами, устанавливаются «новые коммунальные» порядки. На это он ответил своими лучшими сатирическими рассказами, как «Герой марта» (1917), «Один из канвалов» (1918), повестью «Шафигулла агай» (1924). Писатель не ограничивается проблемами местного характера, выходит и на мировые. Его сатира задевает и III Коммунистический Интернационал, и коммунистическую политику России. В год кончины В.И.Ленина находит возможность приемами сатиры отвергать ажиотаж, связанный с этим событием.
Таким образом, политическая сатира Ф.Амирхана представляется как особое явление в истории татарской сатирической литературы. И по проблемам, и по художественным свойствам она является вершиной татарской сатирической мысли. Таких образцов в многонациональной российской литературе немного. Все это говорит о Ф.Амирхане как яркой талантливой личности, сыгравшей ведущую роль в национальном возрождении своего народа.

 

(Источник: Инсани фәннәр: эзләнү һәм табышлар. – Казан: Фикер, 2004).

Оставить комментарий


*