ТАТ РУС ENG LAT

Бакиров Энвер Закирович – композитор

Бакиров Энвер Закирович – композитор, за балет "Су анасы" ("Золотой гребень") на сцене казанского Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля в 1973 году был награжден Госпремией РТ им. Г.Тукая. 


Энвер Бакиров
(1920-2001)


Энвер Закирович Бакиров – один из мастеров татарской советской песни – родился 7 июля 1920 г. в Казани. С детства он принимал участие в семейном ансамбле. На смотрах художественной самодеятельности ансамбль семьи Бакировых неоднократно награждался грамотами и получал отклики в печати. Выступления юного Э.Бакирова привлекли внимание основоположника детского музыкального образования в республике Р.Л.Полякова, который пригласил его учиться в только что открывшуюся музыкальную школу (1932). В 1934 году  Бакиров поступает на подготовительное отделение Казанского музыкального училища, где занимается  в классе скрипки у И.В.Аухадеева и берет первые уроки по композиции у Ю.В.Виноградова.
С 1946 по 1952 гг. Э.Бакиров обучается в Казанской консерватории в классе композиции А.С.Лемана. Большим творческим достижением композитора стал балет «Водяная» по мотивам одноименной сказки Г.Тукая, повествующий о противоборстве зла и добра, воспевающий силу любви и верности. Постановка балета с названием «Золотой гребень» состоялась в 1957 году, а в новой редакции – в 1971 г. Коллектив создателей спектакля был удостоен Государственной премии Татарстана им. Г.Тукая. Кроме балета композитор создал ещё три музыкально-сценических произведения – музыкальные комедии «Тальян моны» ("Мелодия тальянки"), « Первый факел» и оперу «Тукай» на либретто А. Исхака.
 Татарское музыкальное искусство Бакиров прославил, прежде всего, как композитор-песенник. Его первая песня «Иртђнге серенада» (Утренняя серенада), созданная ещё в юношеские годы, не потеряла своей популярности и по сей день. Тематика его песен разнообразна. Как дань своему времени немало произведений носит  патриотический характер. Наиболее удались композитору песни, воспевающие молодежь – героев целины, покорителей космоса, строителей Камаза и т.д. Особенно широко в творчестве Э.Бакирова представлена лирика. Круг поэтов – авторов текстов его песен – довольно обширен: от классиков татарской поэзии (Х.Такташ, Ф.Карим, М.Джалиль и др.) до современников композитора (М.Хусаин, С.Хаким, Г.Зайнашева и др.). Из   фольклорных источников, используемых в песенном творчестве,  наибольшее предпочтение композитор оказал жанру салмак кљй (умеренный напев), привлекший  его своим характером – мягким, элегичным, порой с оттенком грусти. Наиболее ярко это проявилось в песнях «Кыр казлары киткәндә» ("Когда улетают дикие гуси") на сл. Р.Гарая,  «Белсәң иде» ("Если бы ты знала") на сл. С.Хакима, «Әйткән иден» ("Сказала ты") на сл. Х.Туфана и др., ставших по существу народными.  Однако в его песнях ощущается и дыхание современности, благодаря использованию особенностей жанров марша, вальса,  ритмических синкоп модных молодежных танцев. Определенное внимание уделял композитор и вокальным ансамблям – дуэтам, трио, что явно говорит о его творческих поисках в этой области.
Помимо деятельности в области композиции Э.Бакиров вел  активную просветительскую работу. Он часто выезжал во многие города и районы Татарстана в качестве  руководителя самодеятельных коллективов и преподавателя музыки, систематически выступал в периодической печати по вопросам музыкального образования в общеобразовательной школе. Э.Бакиров стал фактически первым автором учебно-методических пособий по музыке на татарском языке.
Э.Бакиров удостоен званий заслуженного деятеля искусств ТАССР (1969) и РСФСР (1981), народного артиста Республики Татарстан (1993).

Список произведений:
Музыкально-сценические: балет «Золотой гребень» (1957); музыкальные комедии – «Тальян моңы» (Мелодия тальянки) на либретто Ш. Бикчурина (1962), «Первый факел» на либретто А.Рустайкиса (1970); опера «Тукай» на либретто А.Исхака (1982).
Симфонические: увертюра «КамАЗ» (1974);
Хоровые: Кантата, посвященная 30-летию ТАССР (1950); оратория «На камских просторах» (1972).
Камерно-инструментальные: Сонатина  для виолончели и фортепиано, инструментальные сюиты и пьесы;
Вокальные: песни и романсы  (более 300);

Литература:
Бакиров Ђ. Њзем турында њзем / Азат хатын, 1969, №8;
Хђйруллина З. Ђнвђр  Бакировка 60 яшь / Казан утлары, 1980, №7;
Рахманкулов Ш. Композитор џђм педагог / Совет мђктђбе, 1980, №7;
Ю.Исанбет. Анвар Бакиров / Композиторы Советского Татарстана. Казань, 1986.

(Источник: Композиторы Татарстана. – Москва: Издательство «Композитор», 2009. – 260 с.)


Оставить комментарий


*