ТАТ РУС ENG LAT

Ахметов Фасиль Ахметович — композитор

Композитор Ахметов Фасиль Ахметович за цикл песен в 1988 году был награжден Госпремией РТ им. Г.Тукая. 


Фасиль  Ахметов
(1935–1998)


Ахметов Фасиль Ахметович — выдающийся  композитор, творчество которого значительно обогатило жанровые, стилистические и эстетические ориентиры татарского музыкального искусства. Родился 23 мая 1935 г. в с. Салтык-Ерыкла Кукморского района Татарстана. Летом 1952 года  он поступает в класс баяна на отделение народных инструментов Казанского музыкального училища. Первые опыты в области композиции (инструментальные пьесы, песни) явились причиной одновременного обучения его и на теоретическом отделении. В годы учебы в Казанской консерватории (1957-1962) в классе А.С.Лемана (композиция) определился качественно новый уровень профессиональной подготовки Ф.Ахметова как композитора. Он сразу же обращает на себя внимание своеобразием не только мелодического, но и гармонического мышления. Уже в это время к нему приходит  профессиональный успех и признание. Его первый струнный квартет, прозвучавший на VI Пленуме СК ТАССР (1962), высоко оценил Д.Шостакович, почувствовавший в молодом начинающем композиторе дарование симфониста.
Композитора отличает удивительное разнообразие творческих решений: от шуточно-комедийных в песенном творчестве, в музыке к  театральным спектаклям до возвышенно-драматических образов его симфонических произведений. Тщательный отбор оркестровых и гармонических средств соседствуют в его музыке с интонационно ярким мелодизмом.
Огромное место в творчестве Ф.Ахметова занимала песня, к которой он относился с полной ответственностью, стремясь не сфальшивить, не скатиться к дилетантству. В произведениях этого жанра  определился его авторский стиль. На первом плане его песен – молодежь, такие её качества, как энтузиазм, целеустремленность. Но наиболее ярко мелодический дар композитора проявился в лирических песнях на любовную, интимно-романсную тематику. В текстах эта тема получает продолжение в монологах, содержащих (аналогично фольклору) ласковые, нежные обращения. Но в музыкальном воплощении Ф.Ахметов подходил по-разному. В одних – сохранял музыкально-стилевые черты народно-песенной лирики. Некоторые из них стали подлинно народными (“Назлы гөлкәем” на сл.Я.Карима). В других – традиционность текста компенсируется новизной творческих поисков,  как в мелодике, так и в гармоническом языке. Лучшие певцы Татарстана  считали большой гордостью получить право первого исполнителя его песен. Среди них стоит назвать Х.Бигичева, Р.Ибрагимова, З.Сунгатуллину, В.Ганееву, В.Гизатуллину, Э.Залялетдинова, Р.Ибрагимова, А.Файзрахманова и др.
Песенное мышление композитора ощущается и в других жанрах. Слушая его камерно-инструментальную музыку (струнные квартеты, квинтеты для духовых инструментов, инструментальные пьесы и т.д.), ясно ощущаешь непрерывную цепочку переходов из одного душевного состояния к другому.
70-е годы вошли в творческую жизнь Ф.Ахметова как годы поворота к жанрам симфонической музыки. Дебютом в этой области стала симфоническая поэма «Памяти Фарида Яруллина», вызвавшая  широкий резонанс и заслуженное признание. В центре поэмы – образ композитора-патриота. Ф.Ахметов раскрыл в этом произведении не жизненный путь героя, а его внутренний мир – мир художника, бойца, наделенного удивительным обаянием и скромностью. Столь успешный дебют стимулировал дальнейший поиск композитора в этой сфере. В 1976 году он создал Симфонию фа-минор, поднявшую татарский симфонизм на высочайший уровень профессионализма. Трагическое начало, связанное с судьбой художника в симфонической поэме, в этом произведении стало олицетворением уже судьбы всего татарского народа. Лишь через 10 лет стало возможным обнародовать программу симфонии, связанную с трагическими событиями для Казани октября 1552 года и с этого момента это произведение стало именоваться «Казанской симфонией». Секрет притягательности и обаяния музыки Ф.Ахметова заложен в удивительно органичном синтезе особенностей татарской народной музыки с уже утвердившимися принципами и средствами мировой музыкальной культуры. Композитор, выросший среди родной фольклорной песенной стихии в атмосфере молодежных посиделок и хороводных игр, народного праздника «Сабантуя», не использовал их потребительски, а передал  как бы «через себя», обнаруживая в них новые краски. Яркая бытовая жанровость пронизывает и другие его произведения – праздничные увертюры «Татарстан» и «Сабантуй», инструментальные концерты, вокально-хореографическую композицию «Праздник труда», музыку к театральным спектаклям и т.д.
К своему творчеству Ф.Ахметов относился очень требовательно. Он по долгу вынашивал свои планы и тщательно отделывал свои сочинения. Его музыка никого не оставляет равнодушным, ибо композитор всегда помнил о коммуникабельности искусства, о его доступности. Он удивительно чутко относился к изменениям музыкального быта, внимательно прислушивался к интонационным изменениям внутри его и смело их развивал, исходя из современных требований к уровню мастерства. В этом – жизнеспособность и народность его музыки, получившей самое широкое признание далеко за пределами республики. Лучшие музыканты и известные коллективы считают большой честью включать в репертуар произведения Ф.Ахметова. Его первый струнный квартет прозвучал во многих странах мира в исполнении квартета им. А.П.Бородина, а квинтет для деревянных духовых прочно вошел в репертуар музыкантов Прибалтики, Москвы, Санкт-Петербурга. Симфонические произведения Ф.Ахметова  исполнялись лучшими оркестрами страны под управлением таких известных дирижеров, как Н. Рахлин, Э.Серов, Ф.Мансуров, В.Дударова, Р.Мартынов и др. 
До середины 80-х гг. помимо творческой деятельности, Ф.Ахметов успешно занимался общественной, редакторской, преподавательской деятельностью. Он работал редактором отдела музыкальных передач Татарского гос. радиокомитета (1962-1065), доцентом Казанской консерватории (1965-1977), музыкальным редактором Таткнигоиздата  (1977-1980). Многие годы избирался заместителем Председателя СК ТАССР. Его деятельность высоко была оценена общественностью и правительством Республики Татарстан. Он был награжден званиями: заслуженный деятель искусств ТАССР (1977);  РСФСР (1981); народный артист Республики Татарстан (1992); Российской Федерации (1995); Лауреат Государственной премии ТАССР им Г.Тукая (1975); Лауреат Гос. премии РСФСР им. М.Глинки (1988);

Список произведений:

 

Симфонические: Адажио для струнного оркестра и литавр (1962); Симфоническая поэма «Памяти Фарида Яруллина» (1970);  Казанская симфония (1976); Праздничная увертюра «Татарстан» (1979), «Память» — поэма для струнного оркестра и органа (1982);  Концерт для фортепиано с оркестром (1983);   «Сабантуй» для симфонического оркестра (1985), Три танца для симфонического оркестра (1989); Концерт для скрипки с оркестром (1991); «Белая песня» для сопрано и симфонического оркестра (1992).
Вокально-симфонические: кантата «Песня родника» на ст. М.Джалиля (1964).
Для духового оркестра: Сюита для духового оркестра (1965).
Для оркестра народных инструментов: «Легенда» (1970); «Праздник» (1983); «Танец джигитов» (1986).
Музыка для драматического театра:  комедия Т.Минуллина Четыре жениха для Диляфруз» (1971); драма Г.Сагитова «Гарасат» (1974); комедия «Зарок» Т.Минуллина (1975); телевизионный спектакль Ф.Хусни «Ирония судьбы» (1977); драма А.Гаффара «Весенние мелодии» (1978); водевиль  Х.Вахита «Развод по-татарски» (1979); драма А.Гилязова «Я – твой, ты – моя» (1980); драма И.Юзеева «День рождения» (1987); комедия М.Мулланурова «Сабантуй» (1989);
Камерно-инструментальные: Сонатина для фортепиано (1958); Сонатина для фортепиано (1969); Первый струнный квартет (1960); Квинтет для деревянных духовых инструментов (1967); Второй струнный квартет (1969)4 «Размышление» — пьеса для ансамбля виолончелистов (1972); Детские пьесы для фортепиано (1072); Третий струнный квартет (1982).
Вокальные: песни и романсы.

Литература:


Касаткина Г. Обновление традиций / Сов.музыка, 1970, №10;
Баранкин Е. Фасиль Ахметов /Музыка России, вып. 2. М., 1975, №4;
Раимова С. Творческий отчет композитора / Музыкальная жизнь, 1976, №16;
Гурарий С. Ахметов Ф.А./ Диалоги о татарской музыке. Казань, 1984.
Сайдашева З. Мир музыки Фасиля Ахметова /В мире  татарской музыки, Казнь, 1995, с.110 – 113;
Сайдашева З. От песни к симфонии / В мире татарской музыки. Казань, 1995, с. 113 – 116;
Сайдашева З. Ахметов Фасиль / Татарская энциклопедия. Т.I. Казань, 2002.
Шамсутдинова Ф. Фасиль Ахметов. Казань, 2002.


(Источник: Композиторы Татарстана. — Москва: Издательство «Композитор», 2009. — 260 с.)


Оставить комментарий


*