ТАТ РУС ENG LAT
Халык Тукайны олылый, бөекли, инде әллә ничә буын аңа иман китереп, күңелен түгә. Ни өчен? Хикмәт нәрсәдә? Һәр милләт, һәр халык — кавеменең исәбе-санына, җиренең зурлыгы-киңлегенә...

Акмарал КОЖЕВНИКОВА Развитие русской речи студентов на материале экскурсий музеи Тукая и Пушкина

Уральск  один из старейших городов Казахстана. Его иногда называют городоммузеем не только изза множества сохранившихся уникальных архитектурных памятников, но и потому, что с Уральском связаны жизнь и творчество многих известных поэтов и писателей: Г.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, В.И.Даля, Т.Шевченко, Д.И.Плещеева, Л.Н.Толстого, Г.Тукая, В.Г.Короленко, М.С.Шолохова и многих других.
Своеобразным литературным портретом Уральска служит память о пребывании в нашем городе А.С.Пушкина и 12 летнем периоде жизни первого татарского поэта Габдуллы Тукая (1886–1913).
В Уральске сегодня имеется много достопримечательностей, посвященных поэтам. Это памятники, музеи, улицы. В центре города, в Татарской слободе, есть улица, носящая имя Габдуллы Тукая. С этой улицей связана многогранная деятельность Тукая как поэта и журналиста. Именно здесь в 2006 году, в доме его наставника М.Тухватуллина, был открыт музей народного поэта Габдуллы Тукая.
Как показал опыт, изучение материалов литературного краеведения на примере экскурсий в музеи Тукая и Пушкина способствует эффективному повышению речевой культуры студентов неязыковых факультетов.
Экскурсии на уроках являются источником развития связной речи и имеют целью: расширение знаний обучаемых о жизни и творчестве классиков русской и татарской литературы, пропагандируется европейская культура, воспитывается интерес и любовь к истории родного края.
В создании экспозиций музея Тукая использован разнообразный материал: документы, произведения искусства, книги, предметы эпохи, представлено много фотографий, которые выступают как образы времени…
Именно сюда приходят поклонники и почитатели классика татарской литературы, частыми гостями музея являются студенты вузов.
Перед посещением музея Г.Тукая студентам предлагается задание по ее итогам составить план экскурсии, который выглядит приблизительно так:
План:
1.    Торжественный вход в музей (под мелодию гимна татар всего мира на слова Г.Тукая поднимаемся по лестнице на второй этаж дома учителя Тукая).
2.    Читаем стихотворение Тукая «Родной язык».
3.    Истоки творчества. Знакомимся с кабинетом учителя Тукая имама Красной мечети Уральска Мутыгуллы хазрата Тухватуллина.
В зале Тукая.
Заказанъе. Родной аул Тукая. Его родители.
Переходим к стендам "В Уральске".
До приезда в Уральск.
9 летним его привезли сюда.
Русская школа. Медресе. Дом дяди Тукая  купца Галиаскара Усманова.
Стихи, стихи, стихи (фрагменты стихов на татарском и русском языках в исполнении артистов театра в фонозаписи).
Стенд "Они встречались с Тукаем".
Книги о Тукае.
Сочинения поэта.
Одежда, предметы быта.
Современники поэта.
Стенд "Последние годы жизни в Казани".
Зал наших современников.
Галия Кайбицкая, композитор Назип Жиганов.
Конференции в Уральске.
История Уральского центра Г.Тукая.
Завершающий стенд с президентами Казахстана и Татарстана на праздновании 1000-летия Казани.
Стенд со спонсорами Красной мечети и Музея.
После посещения музея студенты готовят рассказы о своих впечатлениях от музея. А на занятии после экскурсии, пользуясь своими записями, книгой "Уральск в судьбе Тукая" рассказывают о них.
1    студент. Что чувствовал он, когда, как и Тукай 100 лет назад, поднимался по лестнице на второй этаж, в музей под звучание гимна Татар всего мира на слова Тукая.
2    студент. Прочитал наизусть начало этого стихотворения: Родной язык, святой язык. Отца и матери язык. Как ты прекрасен! Целый мир в твоем звучанье я постиг.
3    студент: Меня удивил учитель Тукая Мутыгулла Тухватуллин. Это имам Красной мечети, разносторонне образованный человек. У него Тукай узнал многое из Ислама, Корана, отношение Корана к науке, просвещению. Умные глаза на портрете, интеллигентное лицо Мутыгуллы хазрета мне понравились.
4    студент. Рассказывает о тяжелой судьбе Тукая до приезда в Уральск.
5,6,7 студенты рассказали о жизни Тукая в Уральске, учебе в русской школе и медресе, литературномузыкальных концертах, о газете «Фикер», редактором которой  был Тукай. Студенты готовили пересказ текста изложения "На джайляу в казахском ауле"… Я свалился без сил в объятия блаженства и покоя. Это степь. Это  казахская земля. Молока и сливок  хоть купайся. Кумыс  самый что ни на есть свежеприготовленный. Мясо  из-под ножа. Все здесь естественное, все безобманное, неподложное. Кумиром Тукая был Пушкин, которому в 2006 году открыли музей в Уральске. В ходе беседы учащиеся устанавливают параллели Пушкин – Тукай в связи с Уральском. Пушкин был в Уральске три дня, Тукай – двенадцать лет.
Разные эпохи, но темы творчества перекликаются. Они ходили по одним и тем же улицам, любовались Уралом, домами, зданиями. К столетию пребывания Пушкина в Уральске заложили Пушкинский сад. Тукай вероятно участвовал в этом. О своем кумире, Пушкине, Тукай писал: Я с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворенья Бог столько сил в тебя вложил, исполнил вдохновенья…
В завершение работы по материалам музея Тукая предлагается задание: самостоятельно посетить музей А.С.Пушкина и задуматься о том, что связывает с гением русской поэзии великого поэта татарского народа Габдуллу Тукая. И что связывает нас с этими великими личностями.
Выводы. Экскурсия в музей, с предварительной подготовкой к ней, работой после экскурсии стала эффективным средством изучения русской речи и формирования межнационального согласия.

Кожевникова А.А., ст. преподавателъ ЗКГУ им. М.Утемисова (Уральск)

(Источник: Проблемы формирования евразийского мышления: Сб. мат-лов 5-ой
Междунар. науч.-практ. конф./Под ред Р.А.Абузярова. Уральск, 2008. – 220
с.)


 

Оставить комментарий


*