ТАТ РУС ENG LAT
Халык Тукайны олылый, бөекли, инде әллә ничә буын аңа иман китереп, күңелен түгә. Ни өчен? Хикмәт нәрсәдә? Һәр милләт, һәр халык — кавеменең исәбе-санына, җиренең зурлыгы-киңлегенә...

Гульнар УМАРОВА Анализ сочинений учащихся школ Западно-Казахстанской области, посвященных уральскому периоду творчества Г.Тукая



И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С.Пушкин

Значение поэзии первого татарского поэта – Габдуллы Тукая в духовной сфере наиболее ярко обозначилось в XX и особенно чётко выделяется в начале XXI века. Об этом свидетельствуют строки из сочинений учеников – участников Западно-Казахстанского областного конкурса сочинений по литературе об уральском мире Тукая. Конкурс преследовал цель изучения поэзии Г.Тукая (1886-1913) как эффективного средства развития речи и формирования интереса подрастающего поколения к культуре других народов, которые создают предпосылки для улучшения межнационального согласия в поликультурном пространстве среди учащихся СОШ Западно-Казахстанской области.
Спустя почти столетие поэзия Г.Тукая находит отклик в душе юных читателей. Сочинения учащихся СОШ Западно-Казахстанской области иллюстрируют: ученикам, прежде всего, близка и понятна пейзажная лирика поэта, созданная им в уральский период творчества.
У Васильева Олега, ученика 7 класса школы-лицея №35, вызывают восхищение строки стихотворений «Приход весны», «Осень», «Пара лошадей», поэмы-сказки «Шурале»». Много общего с Тукаем находит он в себе, наблюдая за этой природой родного края, за тем, как оживает она весной.
На деревья, озябшие, посмотри
Вон у почек зеленых листва внутри.
Особенно нравится автору сочинения, как и Тукаю, наблюдать за ледоходом на Урале:
Льды горами по рекам плывут, плывут
Птицы в небе высоком поют, поют.
Олег слышит музыкальность стихов Тукая. И вспоминает шум льдов, которые плывут, сталкиваясь друг с другом.
Васильеву в этих произведениях Г.Тукая, кроме узнавания картин родной природы, дороги мысли о привязанности поэта к родной земле, мысли  о стремлении «людям пользу принести».
О своём впечатлении от пейзажной лирики поэта уральского периода обстоятельно, хорошо пишет Амирова Надия.
Чувство благодарности и воспевание казахской степи, приготовившей истомившемуся, изболевшемуся Тукаю «объятия блаженства и покоя», поразили ученицу 8 класса г. Уральска Кульчиеву Адемы. Автор сочинения отмечает теплоту, любовь поэта, поведавшего о счастье человека, который «все лето волен жить в степи», где «воздух вольный, чист и свеж». Поэтические творения Г.Тукая, созданные в уральский период, убеждают ученицу в том, что семьей поэта в этот период жизни становятся Поэзия и Уральск.
Ученика 8 класса Вяткина Олега поражают сила воли юного поэта, жажда жизни, его умение выдержать все испытания судьбы. Стойкость юного и одинокого Тукая, по мысли Вяткина,  заметен  в стихотворении «Моя звезда» (1909):
Как ни жесток к нам этот мир,
Он запугать не может нас,
Где надо плакать – я смеюсь,
Не опускаю хмуро глаз…
Автора сочинения «Мир Приуралья в произведениях великого поэта Габдуллы Тукая» изумляет стремление одинокого юноши Тукая к  знаниям:
Хочу разумным быть, чистосердечным.
Душа живёт стремленьем К свету вечным.
(Стих. «Школа»)
Восхищение Тукая поэтическим творчеством первого русского поэта Пушкина особо выделяет ученик Вяткин. Говоря современным понятием, внимание автора сочинения вызывает толерантность юного поэта, всецело воспринявшего художественный мир Пушкина. (Стихотворения «Пушкину»). Вяткиным приводятся строки из поэтических творений Тукая «Из Пушкина», «Кого нужно любить», так называемый «пушкинский цикл » стихотворений первого татарского поэта, его вдохновенные переводы произведений русских классиков.
Жизненное кредо татарского поэта – следовать законам Добра и Справедливости. Этом принцип жизни Тукай пытается воспитать в молодых поэтах-современниках. Данный принцип жизни Тукая воспринимает и юный автор сочинения «Мир Приуралья…».
Служение своему народу (Стих. «К народу») Тукай считает «славным путём», с которого «никогда не следует» сворачивать. Такое кредо из жизни татарского классика понято и с открытой душой воспринято авторами творческих работ – учениками Вяткиным О., Смирновой Р. (9 класс, СОШ, с. Тайпак Акжаикского района), Мажитовой А. (10 кл., СОШ, с.Таскала Таскалинского района). Юными читателями поэтических произведений Тукая подчеркивается, что любовь поэта к Родине является примером активной жизненной позиции для современной молодёжи.
Обращённость поэзии Тукая к молодёжи, от которой зависит будущее страны, глубоко взволновала ученицу 10 класса Мажитову А.
Строки из стихотворения «Вступающим в жизнь»:
Жить – неустанно мир творить,
Искать, труда не прерывать,
И в прилежании своём позора
Лености не знать.
И каждый должен жизнь пройти
По самой трудной из дорог,
Творцу, народу своему исконный
Возвращая долг, –
автору сочинения «Встреча с Тукаем» кажутся обращением поэта к ней, Мажитовой А. как представителю нынешнего молодого поколения.
«Нашей молодёжи, устроившей литературный вечер» (1906) – стихотворение, написанное классиком в Уральске, воспринимаются ученицей как отражение извечной проблемы между «отцами и детьми», разговором между «веком минувшим» и «веком нынешним».
Стихотворения Тукая о молодёжи, считает Мажитова А., перекликаются с современной политикой Республики Казахстан, делающей ставку на талантливую молодёжь.
Произведения татарского классика «Родной язык» (1909), «О единстве» (1905), «Самому себе» (1906) будят в современных молодых людях стремление служить родному народу, желание «дружбы сердца и ума», к толерантности: зная и ценя язык своего народа, жить в дружбе и согласии с другими народами, изучать культуру другого народа, «хотя и веры другой» – к такому выводу приходит юная поклонница таланта Тукая Калакова Р.
Таким образом, поэзия Г.Тукая воспринята молодым поколением, читателями третьего тысячелетия и строки Пушкина о себе:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, – можно с полным основанием отнести и к бессмертной поэзии первого татарского классика, которая продолжает будить в людях стремление вершить Добро. Поэзия Г.Тукая являет образец, достойный подражания, всем желающим найти истинный смысл собственного благополучного и счастливого жизненного пути.

Умарова Г.С., преподаватель ЗКГУ им.М.Утемисова (Уральск)

(Источник: Проблемы формирования евразийского мышления: Сб. мат-лов
5-ой Междунар. науч.-практ. конф./Под ред Р.А.Абузярова. Уральск, 2008. –
220 с.)


 

Оставить комментарий


*