ТАТ РУС ENG LAT

О единстве (Пер. Р.Морана)

Его величеством царем
От мук все спасены кругом:
Встревожен смутой, мятежом,
Царь волю дал навеки.

Пусть нам свобода впрок пойдет!
Зазнайство — прочь! Пускай народ
Разумно пользу извлечет
Из равенства навеки.

О мой народ, глаза раскрой:
Мир изменяет облик свой!
Довольно спать! Над головой
Заря взошла навеки.

Упрямых жалко мне слепцов:
Очнитесь вы, в конце концов!
Услышьте будущего зов,
Ждет счастье нас навеки.

Изгнать вражду пора пришла.
Друзья, — разделены тела,
Но души мы, не помня зла,
Объединим навеки.

Свет будет — хоть еще темно!
Мы даже яблоко одно
Должны делить на всех равно,
Дружней сплотясь, навеки.

Сойдемся вместе на совет,
Идти вразброд нам смысла нет;
Невежеству — в нем корень бед —
Закроем путь навеки.

Доколь татарам в спячке быть,
И стрелами друг в друга бить,
Взамен того, чтоб укрепить
Союз один навеки?!

Вперед, единства путь избрав,
В товариществе крепче став,
Как две руки в один рукав
Продетые навеки!

 

Перевод Р.Морана

Оригинал на татарском: Иттифакъ хакында

(«О единстве» (Из сборников: Тукай Г. Стихотворения: Пер с татар. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 432 с.; Избранное: стихи и поэмы/Габдулла Тукай. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. — 192 с.). Его величеством царем и т. д. Речь идет о царском «Манифесте 17 октября». Одно из первых стихотворений Тукая, написанное под непосредственным влиянием революционных событий 1905 г. в России, которые вынудили царя Николая II обнародовать так называемый «Манифест 17 октября». В нем обещались свобода слова, печати, собраний, созыв законодательной Думы, равноправие наций. Либерально-буржуазные партии принялись восхвалять царский манифест, сеять конституционные иллюзии. Молодой Тукай вначале также поверил этим обещаниям и восторженно встретил манифест, возлагая надежду, что, как только соберется Дума и будет принята конституция, народы России обретут наконец права и подлинную свободу. Больше всего радует его обещанная свобода печати. В своих стихотворных посланиях («О свободе», «В саду знаний», «Слово друзьям», «Стрелы» («Уклар»), «Не только для газеты «Фикер»», «Газетным наборщикам» и т. д.) он приветствует выход первых периодических изданий на татарском языке, обращается к читателям с призывом подписываться на новые газеты и журналы; слагает оды в честь науки, поэзии и литературы; призывает молодое поколение усердно учиться, беречься от распущенности и расточительства, советует упорно трудиться и высмеивает консервативное духовенство (стихотворения «О перо!», «Голос с кладбища мюридов», «Трутням»). Однако восторги, которым предавался Тукай после «Манифеста 17 октября», оказались недолгими: событя, следовавшие одна за другим, быстро развеяли его иллюзии. А после разгона царским правительством в июле 1906 г. I Государственной думы надежды поэта окончательно рухнули. Он понял, что издание царского манифеста — маневр, с помощью которого хотят потушить революционный пожар).


Оставить комментарий


*