rn
rnКаждый исследователь имеет право на оргиналъные суждения.
rnВ науке существует только один критерий: мнение не должно противоречить строго установленным фактам, но вправе противоречить любым концепциям, коль бы привычны они ни были.
rnЛ. Н. Гумилевrn
rn
rn
rnУ времени как такового есть своеобразная особенность — всё вокруг нас движется в русле мощной незримой реки, представляющей собой историю человечества, единую и неделимую. «В этом потоке истории каждому народу и государству суждено бороться. И борьба эта, прежде всего, борьба каждого народа с самим собой, тем более себя, а не кого-то там еще придется винить этому государству, если оно задержится или вовсе сядет на мель в этом постоянном движении» (1) мировой истории. Когда-то Л.Н.Гумилев произнёс горькую сентенцию «Мы не знаем того времени, в котором живем» (2). В 1989 году, после десятилетнего ожидания, Л.Н.Гумилев получил законное право издать свой фундаментальный труд «Этногенез и биосфера Земли» в типографии Ленинградского университета имени А. А. Жданова. В этом трактате заключены практически все ответы на вопросы, которые ставит перед человечеством вообще и перед современным социумом евразийского пространства в частности сегодняшняя жизнь и складывающаяся общественно-политическая ситуация.
rnВ основе всякого государства есть этнос. Может быть этнос без государства, но не может быть государства без этноса. Понимание процессов этногенеза способствует продуманному укреплению государственности, основных и сопутствующих составляющих строительства государственной системы.
rnНа основе биогенетических исследований природы этносов, природы этногенеза Л. Н. Гумилев описывает естественно-научный механизм возникновения и функционирования народов. «Природа этносов была известна и ясна ещё древним цивилизациям: египтянам, майя, инкам, иранцам, ассирийцам и кочевникам Центральной Азии». Мы понимаем, «что любая концепция может быть воспринята лишь подготовленной аудиторией» (3). Хотелось бы, чтобы не было заблуждением впечатление о том, что современный «тюркский эль» готов к восприятию концепции Л. Н. Гумилева о происхождении этносов.
rnВ начале пути новейшей истории постсоветских стран руководители некоторых государств смогли сохранить статус тюркского «эля» благодаря многим факторам, среди которых идеи Л. Н. Гумилева сыграли свою немаловажную роль. Особо нужно отметить идею евразийства.
rnБлагодаря «евразийскому этапу» сегодня на политический социум отдельно взятых тюркских государств современная нам история пытается возложить миссию по консолидации тюркских этносов Евразии.
rnДля осознания этого важного исторического момента большое значение имеет осмысление теорий, изложенных Л.Гумилевым в его труде «Этногенез и биосфера Земли», посвященном «laquo;открытию не столько того, откуда и почему пришли новые этносы, с чего начался этногенез, но и почему для каждого из народов само течение времени столь напряженно, столь разрывно, столь очевидно трагично и, наперекор физике, дискретно по-разному» (3).
rnЛев Гумилев писал: «Этнос — феномен биосферы или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий, если этого достаточно для понимания, то книгу дальше можно не читать» (3). Довольно ироничное завершение фразы. Видимо, так мы и поступаем…. Остро ощущается то, что автор осознает, в лучшем случае, поверхностное отношение в худшем случае — абсолютное неприятие его научных заключений определенной категорией ученых. На чем зиждется это неприятие? На нежелании или неспособности понимать?
rnВ научных кулуарах высказываются мнения о том, что теории Л. Н. Гумилева ошибочны и даже опасны для тюркского мира. При этом нет открытой научной, подчеркиваем, истинно научной дискуссии на эту тему. Именно этот трактат с его основополагающей теорией этногенеза не обсуждается в научных кругах тюркологов ни в целом, ни по частям. Между тем основные положения теории этногенеза способствуют осознанию и пониманию роли этноса во всемирном историческом процессе. Роли пассионарной личности в процессе развития этноса, способности пассионарной личности влиять на траекторию развития этноса, начиная с фазы пассионарного подъема и перегрева, заканчивая фазой мемориальной.
rnУсвоение положений теории этногенеза и пассионарности может серьезно помочь в переломные моменты развития этноса. Понимание, в какой фазе развития находится этнос — пассионарного подъема или перегрева, смещения или надлома, инерции, обску-рации или в фазе мемориальной, поможет смягчить конкретные коллизии в жизни общества. Анализ ситуаций в контексте теории этногенеза способствует принятию правильных решений.
rn«Если кто-то думает, что временем этногенеза является обыкновенное течение часов и дней или медлительное течение от временного отрезка в истории в 1200 лет плоской жизни, то он ошибается, ибо время у Гумилева — это совершенно новая дефиниция, новое понятие, которое без второго слагаемого — пассио-нарности — немыслимо» (2).
rnЛогически отсюда следует вывод: естественные процессы этногенеза есть возможность корректировать. Это зависит, прежде всего, от отдельных представителей этноса, которые осознают значимость определенных исторических моментов. Процесс этногенеза подвержен антропогенным корректировкам.
rnНапример, говоря об интеграции разрозненных племен чжурчженей на востоке и монголов в Забайкалье в XI веке, Лев Гумилев отмечает, что, несмотря на огромный перевес в численности и технике иноземцев, сопротивлявшихся расширению новых этносов, монголы победили. Но «это, конечно, не значит, что победа монголов была предрешена, ибо ацтеки и зулусы в аналогичной ситуации потерпели поражение. Монголы просто сумели использовать шанс на победу, но это уже не этногенез, а политическая история» (3). «…Тут постоянно возникает обывательский вопрос, — говорит Л. Н. Гумилев, — зачем изучать процессы, которыми мы не можем управлять? Есть ли в этом практический смысл, оправдывающий затраты труда и материальные потери? Ответим примерами! Управлять землетрясениями или путями циклонов люди не умеют, но сейсмография и метеорология помогают спастись от стихийных бедствий и, наоборот, использовать благоприятные условия с наибольшим эффектом. Ведь не все равно при цунами, предотвратить которого мы не можем, уйти на ближнюю гору или дать океанской волне смыть себя на дно. Ради собственного спасения необходимо изучать вулканическую деятельность, такую же стихийную как этногенез» (4).
rnНужно видеть ситуацию, реально её оценивать и совершать политические шаги в ногу с процессом этногенеза. Цитируя Льва Гумилева, можно сказать, «надо стремиться использовать шансы на победу».
rnНа основе теории Л.Н.Гумилева есть реальная возможность создать методику прогнозов развития этносов и возможность разрабатывать конкретные рекомендации по регулированию социальных процессов в обществе. Тогда можно будет сказать словами Бильге-Кагана:
rn«Вперёд — до тех земель, где солнечный рассвет, направо — до земель полдневных, а затем назад — до тех земель, где солнечный закат, налево — до земель полночных, — вот тот мир, где подданных моих не счесть: все племена, народы все собрал, сплотил, устроил — я!» Для того, чтобы мы сегодня говорили об этом, в 1979 году Гумилев в трактате «Этногенез и биосфера земли написал»: «…приступая к исследованию глобальных закономерностей этнической истории, следует сразу же отречься от принципа европоцентризма, который многими воспринимается как не требующий доказательств».
rnНеужели начинает срабатывать аберрация дальности по отношению к фигуре Л. Н. Гумилева и его научному наследию? Но мы это научное наследие еще недостаточно изучили, чтобы уже считать его незначительным.
rn«Этногенезы — процессы дискретные, а потому этносам свойственно понятие «возраст» (4). Может быть, именно это положение кого-то пугает в теории Гумилева? Но нам всем известен постулат о цивилизационных процессах, развивающихся по спирали.
rnНе было казахов Казахстана, турок Турции, якутов Саха, татар Татарстана, хакасов Хакасии и т. д.
rnБыли кипчаки, огузы, канглы, булгары… — был тюркский эль.
rnНовый виток. Есть Казахстан, Турция, Татарстан, Саха, Шория… — новый тюркский эль. Современные тюрки иногда говорят на разных, в силу различных исторических перепитий, языках, но все они удивительным образом сохранили родной язык.
rnСегодня, говоря о статусе национального языка как государственного, как объединяющего духовного истока любого народа, говоря о его закреплении, укреплении и продвижении, нужно знать и помнить, прежде всего, о том, что главным залогом успешности языковой политики любого государства является экономическая, и, как следствие, политическая мощь государства. Не надо забывать основные положения философии. Бытие определяет сознание. Экономика — это главная составляющая базиса, это «бытие». Язык — это одна из составляющих надстройки, это «сознание». Ответ на вопрос о том, как успешно продвинуть и укрепить статус национального языка как государственного, как языка титульной нации государства, заключен в этом положении. Сильная экономика, материальное процветание и благополучие страны — гарантия того, что национальный язык «не будет нуждаться в том, чтобы его изучали из-под палки».
rnНаглядной иллюстрацией тому в современной нам истории является существующий и никакими законами не прописанный статус английского языка. Бурное развитие экономики и промышленности Великобритании, так называемой Старой Англии или Старого Света, XIX века, и Америки, как известно англоязычного Нового Света, в XX веке, привело к глобальной востребованности английского языка. Никто из англичан не призывал изучать его родной английский язык ни лозунгами, ни законодательно. Все, кто его сегодня изучает, изучает его по доброй воле. В качестве другой иллюстрации, в контексте древней истории, можно привести в пример распространение тюркских языков на огромном пространстве евразийского континента, благодаря таким пассионариям, как Кюль-Тегин, Бильге-Каган, Атилла. Влияние тюркских языков на славянские, финно-угорские, романо-германские языки было настолько сильным, что его трудно переоценить. Не огнем и мечом распространялись тюркские речения, а желанием знать язык мощнейших каганатов. Потому что, к примеру, Кюль-тегин
rn«Каганом став, собрал несчастный свой народ, Устроил и сплотил разрозненных, — и так Кто прежде бедным был, богатым вскоре стал, А малый мой народ великим вскоре стал» (5). Все современные тюрки удивительным образом сохранили язык благодаря уникальному явлению, замечательной особенности кочевой цивилизации — нетленности духа. Все они тюрки по самосознанию, мироощущению, по самоидентификации, по духу. Немало «упреков» было высказано в отношении кочевой тюркской цивилизации по поводу того, что она якобы не оставила материальной культуры. Но многое материальное разрушилось в процессе исторического развития человечества, а духовное начало, объединяющее начало тюркского мира осталось. Меняются города, государства, меняется ландшафт, флора и фауна, но не меняется нечто неосязаемое, нематериальное — дух. В этом глубинная философия тюркской ментальности, тюркской государственности, тюркской цивилизации. Язык нации сохраняется, безусловно, прежде всего, благодаря личностям, берущим на себя ответственность за духовность народа. Ответственность эту на них возлагает сам ход истории. Это пассионарии. Габдулла Тукай, являющийся одним из основоположников современного татарского литературного языка, — пассионарий. Творчество Габдуллы Тукая значимо не только для татарского народа, оно значимо для всех современных тюрков. Габдулла Тукай один из тех художников слова, которые открывают новые горизонты и новые перспективы перед национальными литературами. «Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль. Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль», — говорил поэт. Сохранение национального языка — залог консолидации этноса, его прогрессивного развития. В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Абая для казахской культуры, или Пушкина для русской.
rnПосле трактатов Л. Н. Гумилева, приведших в смятение «патриархов» науки, распространявших мысли, что тюрки не оставили миру ничего ценного, прошло некоторое время.
rn«Этногенезы на всех фазах (во все времена) — удел естествознания, но изучение их возможно только путем познания истории, содержащей материал, под-лежащий обработке методами естественных наук», — говорил Л.Н.Гумилев. Не будем забывать уроки истории.
rn«Пусть имя, слава, честь, что к тюркам перешли от предков боевых не сгинут без следа…» (5).
rn
rnЛИТЕРАТУРА
rn1. Симашко М. Из эпохи не откочуешь // Культурные контексты Казахстана. — Алматы, 1998.
rn2. Куркчи А. Предисловие к книге Л. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли». — М., 1999.
rn3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1999.
rn4. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. — М., 2000.
rn5. Поэзия древних тюрков V1-ХII веков / В переводе И. Стеблевой, А. Преловского. Бильге каган «Большая надпись в честь Кюлътегина». — М., 1993.rn
rn
rn
rn(Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn
rn
rn
rn rn
rn