rn
rnНеотъемлемую часть жизнедеятельности человека составляет работа. При этом одним из определяющих факторов значимости человека в социуме является его отношение к работе.
rnВ поэзии Г. Тукая работа в болынинстве случаев характеризуется как положительное начало. Призывая к работе, поэт подчеркивает её первостепенность. При помощи лексемы эш объективируется смысл: самое святое — это работа. Представление о работе включа-ет в себя обозначение лица, выполняющего эту дея-тельность и передается лексемой сабыйлар, содержащей в своем значении сему «ученики». Пример:
rnИ сабыйлар! Эшләгез сез, иң мөкаддәс нәрсә — эш…
rn(2, 48)
rnРабота может быть тяжелой, однако её результат
rnокупит все усилия. Данное представление о работе rnобъективируется образом дерева: эш агачы. Выбор этого образа во многом обусловлен таким составляющим его признаком, как плодоношение. В языковой интерпретации плод дерева репрезентирует смысл, указывающий на результат работы, — юмарт җимеш, что является определенной мерой ценности дерева.
rnУ Г. Тукая слово эш является ключевым в семантической системе цикла стихов, посвященных детям. Вынося данное слово в заглавие стихов, поэт подчеркивает его особую значимость. В стихах, посвященных детям, оно является одним из частотных. Обращает на себя внимание частотность употребления не только слова эш в своем основном значении, но и однокоренных с ним лексем: эшлә, эшләргә, эшләп и др. Подтверждением этого положения может послужить следующий пример:
rnТынма, эшлә, и сабый! Бел, тәңредән эшләргә — көн,
rnЭшләп аргачтын, бирелгәндер тыныч йокларга төн.
rn(2, 48)
rnЛексема көн в состав своего значения включает сему, указывающую на время осуществления трудовой деятельности. Работа, выполняемая ребенком, осмысляется как деятельность, осуществляемая в светлое время суток. Для отдыха, который ассоциируется со спокойным сном, отведена ночь, передается лексемой төн.
rnПоложительная оценка работы в поэтических строках произведений Г. Тукая прежде всего связана с умственной работой — учением, требующим постоян-ных усилий. Сема эш имеется в слове дәрес. Данное представление о работе репрезентируется глаголами язарга, укырга и др. Пример:
rnИртә торгач та язарга, дәрсең укырга тотын;
rnТынма, эшлә, торма тик, тынсаң тынарсың җомга көн.
rn(2, 48)
rnАвторская интерпретация слова дәрес семантически расширяет его: выявляется приоритетное отношение к работе. Пример:
rnБу кояшның сүзенә каршы җавабында Бала:
rn«Тукта, сабыр ит, уйнамыйм, ди, уйнасам дәрсем кала.
rnКөн озын ич, ул уенның мин һаман вактын табам,
rnЧыкмамын тышка уенга, булмыйча дәрсем тәмам»
rn(2, 83)
rnУ Г. Тукая умственная работа ассоциируется также и с той работой, которую должны выполнять татарские девушки. Данное осмысление работы передается следующими словами и сочетаниями слов: кызлар, мәктәпләргә керегез и др. В реализации данного представления также участвуют глаголы укыгыз, белегез, стоящие в повелительном наклонении и имеющие в своей семантике сему «укыгыз — белегез».
rnВ творчестве Г. Тукая понятие трудитъся противопоставляется понятию игратъ. Смысл необходимости трудиться заключается в том, что в результате работы добывается еда. В одном из рассказов для детей «Һәркем эштә» этот смысл объективируется такими сочетаниями слов, как сабан сөрәсем бар, хезмәт итеп ризык табасым бар, лексемой уйнарга и др. Пример:
rnАт:
rn«Юк, җаным, минем уйнарга вакытым юк, минем сабан сөрәсем бар, хуҗама хезмәт итеп ризык табасым бар, син үзең генә уйнарсың», — дип җавап бирде.
rn(3, 244)
rnДля поэта главное в работе — это старательность. Данное понятие передается лексемами — синони-мами: иҗтиһад — тырышлык, фразеологическими единицами: җиң сызганып, чын күңел и др. Пример:
rnЯшьлегеңдә күп тырышсаң, эшкә бирсәң чын күңел,
rnКаршыларсың картлыгыңны бик тыныч һәм бик җиңел.
rn(2, 173)
rnПосредством лексем яшьлегеңдә, картлыгыңны осуществляется противопоставление возрастного состояния человека, обусловленного временем: молодостъ — старостъ. Старательно поработав в молодости, человек получает должное существование в старосте. Этот смысл объективируется глаголом каршыларсың и наречиями в превосходной степени бик тыныч, бик җиңел.
rnГ. Тукай видит смысл в работе. Данное представление находит свое конкретное воплощение в образе солнца. Старательная работа обязательно принесет успех. Пример:
rnКүр, ничек эшли кояш: иртә тора, таң аттыра,
rnКөн озын күктә йөзә һәм көн буенча яктыра…
rnСин кояштан үрнәк алсаң, иҗтиһад итсәң һаман,
rnКүп арасында кояш күк ялтырарсың бер заман!
rn(2, 48)
rnАктуализация темы эш обуславливает формирование идеи лени. Эта идея у Г. Тукая получает конкретное воплощение в образе мужика. В стихотворении «Мужик йокысы» (свободный перевод стиха А. В. Кольцова «Что ты спишь, мужик?») образ мужика в своей семантике содержит следующие смыслы: нежелание трудиться, пассивность, ничегонеделание. Для реализации этих смыслов употребляются лексемы: йокы, ялкау, ялкаулык и др. В семантической системе текста эти слова ассоциативно выражают представление о человеке-бездельнике:
rnНик йоклыйсың, мужик?
rnЯз җитте, һәм үсте
rnЧирәмнәр йортыңда;
rnТор, уян, күтәрел!..
rnИгенең урмаган,
rnКибәнең куймаган,
rnСин үзең дә ялкау,
rnХатының «булмаган».
rn(1, 31)
rnСочетание слов хатының «булмаган» приобретает в своем значении сему «неумелая, плохая работница».
rnАнализ концептообразующих лексико-фразеологических единиц указывает на связь понятий лень и бедность, компонентами лени являются языковые единицы о бедности. Сочетания лексем ялкау, йоклаган, фразеологической единицы янчыгың сай, сравнения бөкрәйгән карчыктай обобщенно выражают понятие бедность.
rnСин ялкау, йоклагач,
rnЯнчыгың сай булды…
rnСинең өй балчыктан
rnБөкрәйгән карчыктай…
rn(1, 32)
rnУпотребление слова юк со словами орлык, иген, аш также служит для выражения понятия бедность.
rnЫндырда юк орлык,
rnИген юк урырлык… (1, 31)
rnСемантика слова юк наполнена отрицательной коннотацией.
rn…Синең йортта аш юк
rnТуярлык таракан. (2, 48)
rnЛень и бедность не кормят человека и не прибавляют ему достатка. Объектом осуждения становится тот, кто ленив. Таким образом актуализируется обобщенный образ лентяя, лексически эксплицированный словом ялкау.
rnВ целом работа у Г. Тукая осмысливается как нравственная ценность и представляет собой особую силу. Ничто не может сравниться с работой.
rn…Эшкә һич нәрсә тиң түгел,
rnЭштән көчле нәрсә табу мөмкин түгел. (2, 57)
rnКак видно из вышеизложенного, Г. Тукай, используя общеязыковые значения слов, создает собственную картину мира. Эш выступает значимой единицей индивидуальной языковой системы поэта.
rn
rnЛИТЕРАТУРА
rn1. Габдулла Тукай. Әсәрләр. Биш томда. 1 том (Шигырьләр. Поэмалар (1901-1908)). — Казан: Татар. кит. нөшр., 1985.
rn2. Габдулла Тукай. Әсәрләр. Биш томда. 2 том (Шигырьләр. Поэмалар (1901-1908)). — Казан: Татар. кит. нәшр., 1985.
rn3. Габдулла Тукай. Әсәрләр. Биш томда. 5 том (Истәлекләр. Юлъязмалар. Хатлар. Мәсәлләр һәм балалар өчен хикәяләр (1902-1913)). -Казан: Татар. кит. нәшр., 1986.
rn(Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn
rn
rn
rn rn
rn